• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Перспективы Арктики для бизнеса и мировой экономики

Климатические трансформации приводят не только к усилению военного присутствия стран в Арктике, но и открывают возможности для бизнеса, экономики различных стран и всей мировой экономике в целом.

Перспективы Арктики для бизнеса и мировой экономики

https://topwar.ru/161760-norvegija-i-mezhdunarodnye-perevozchiki-somnevajutsja-v-severnom-morskom-puti.html

Так, потепление позволяет делать Северный Ледовитый океан более подходящим для формирования выгодных и крайне удобных морских путей, значимых для системы глобальных перевозок [1]. Помимо этого, Арктика интересна для мировой экономики и бизнеса своими гигантскими запасами углеводородов [2].

Среди наиболее значимых морских магистралей стоит выделить Северо-Западный проход и Северный морской путь [3]. Использование этих путей позволяет значительно сократить время на перевозки различных грузов с товарами из Азии в Европу, из Европы в Тихий океан [4].

 

[1] Sybille Reinke de Buitrago Risk Representations and Confrontational Actions in the Arctic // Journal of Strategic Security. 2019. Vol. 12. P.13.

[2]  Borgerson S. G. Arctic Meltdown: The Economic and Security Implications of Global Warming // Foreign Affairs. Vol. 87. №2. P.67.

[3] Ibid. P.69.

[4] Ibid

Первый путь позволяет миновать Панамский канал и фактически рискует стать альтернативой этому важнейшему проливу между Тихим и Атлантическим океанами, в то время как Северный морской путь является привлекательным для многих крупных компаний, занимающихся глобальными перевозками, поскольку позволяет значительно сокращать время на перемещение из Азии в Европу, минуя Малаккский и Суэцкий проливы [1]. Так, если корабли из Азии идут в Европу через Суэц, то они затрачивают в среднем 35 дней, а если бы шли Северным путем, то сэкономили бы примерно 10 дней [2].

 

[1]  Nong D., Countryman M., Warziniack T., Grey E. K. Arctic Sea Routes: Potential New Pathwaus for Nonindigenous Species Spread // Arctic.2018. Vol. 71. №3. P.270

[2] Лукин Ю. Ф. Международные морские пути грузоперевозок в Арктике //Арктика и Север. – 2020. – №. 40. C.234

Стоит отдельно отметить роль Северного морского пути для мировой экономики и российского бизнеса, который планирует и дальше эксплуатировать акваторию этой важной северной магистрали. Данный транспортный ход становится все более загруженным товарами. Так, в 2019 году по сравнению с 2018-м общее количество перевозимых товаров увеличилось на сумму примерно 10 миллионов рублей и составило 31 500 0000 рублей [1]. При этом, уже сейчас делаются позитивные прогнозы, предрекающие увеличение количества грузов на Северном морском пути до 160 миллионов рублей к 2035 году [2].

 

[1] Там же. С.233

[2] Чижевский А. В 2020 г. Грузооборот по Северному мосрокму пути вырос почти на 5%. 11.01.2021. [Электронный ресурс] // Neftegaz.Ru: Главная: Новости. URL:https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/658338-v-2020-g-gruzooborot-po-severnomu-morskomu-puti-vyros-pochti-na-5/ (дата обращения: 27.03.2021)

Российское государство активно поощряет частных инвесторов, которые готовы вкладываться в ведение бизнеса в Арктике. Стоит отметить, что для российской экономики в Арктике характерно большое значение государства и крупных корпораций, потому что именно они могут привлекать значительные средства, необходимые для покрытия огромных транспортных, инфраструктурных и финансовых затрат [1]. Так, те предприниматели, которые будут предоставлять средства на сумму от 300 000 рублей и выше, будут получать государственные субсидии на развитие своего проекта [2].

Многие, наверное, подумают, что в холодной, ледяной Арктике нет сфер жизнедеятельности, куда выгодно вкладываться бизнесу. Однако, многие крупные компании активно инвестируют в строительство арктических ледоколов, которые будут сопровождать грузовые корабли по Северному морскому пути [3]. Так, в 2019 году ряд частных крупных компаний согласились профинансировать наполовину строительство нескольких ледоколов вместе с государственной корпорацией «Росатом» [4]. Подобное привлечение бизнеса в процесс создания транспортных гигантов-ледоколов позволяет гарантировать государству их дальнейшее использование, поскольку компании должны будут возместить свои вложенные средства в ледоколы [5].

 

[1] Пилясов А. Н. , Замятина Н. Ю. Арктическое предпринимательство: условия и возможности развития // Арктика: экология и экономика.2016. №4. С.5.

[2] Бабаева С. Арктика-2020: определены векторы развития. 21.02.2020. [Электронный ресурс] // Neftegaz.Ru: Главная: Новости: Партнерство и сотрудничество. URL:https://neftegaz.ru/news/partnership/526318-arktika-2020-opredeleny-vektory-razvitiya/ (дата обращения: 27.03.2021)

[3] Гринкевич Д., Волобуев А. Идите, суда: строительство ледоколов для Севморпути профинансирует бизнес. 05.12.2019. [Электронный ресурс] // Известия: Экономика. URL:https://iz.ru/950316/dmitrii-grinkevich-aleksandr-volobuev/idite-suda-stroitelstvo-ledokolov-dlia-sevmorputi-profinansiruet-biznes (дата обращения: 27.03.2021)

[4] Там же

[5] Там же

Помимо строительства судов, предназначенных для сопровождения грузовых кораблей, компании из разных регионов России вкладывают деньги в создание пассажирских морских средств передвижения, однако многие из предлагаемых проектов терпят неудачу, не проходя проверку на прочность из-за мощных льдов [1].

 

[1] Ледяева М. Ледовый класс. 10.11.2020. [Электронный ресурс] // Российская газета. URL:https://rg.ru/2020/11/10/reg-szfo/arkticheskie-regiony-vzialis-za-stroitelstvo-passazhirskih-sudov.html (дата обращения: 27.03.2021)

Тесно связанной со строительством кораблей для транспортировки грузов является горнодобывающая отрасль, которая является одной из наиболее предпочтительных сфер вложения капиталов. Безусловно, добыча и транспортировка минеральных ресурсов требует огромных затрат разного рода. Именно поэтому данная отрасль по большей части монополизирована крупными корпорациями, такими как «Газпром», «Норникель». Так, «Газпромнефть» инвестировала значительные средства в строительство ледоколов для транспортировки нефти с Ямала, выражая значительный интерес в возможностях их использования для более эффективной доставки углеводородов на рынок [1].

 

[1] Львова А. Танцующий во льдах: для чего нужен «Андрей Вилькицкий». 22.12.2018. [Электронный ресурс] // Известия: Экономика. URL:https://iz.ru/826719/anna-lvova/tantcuiushchii-vo-ldakh-dlia-chego-nuzhen-andrei-vilkitckii (дата обращения: 27.03.2021)

Символичным и знаменательным в контексте повышения интереса бизнеса и государств к экономической составляющей Арктики является политика Китая в регионе. Так, Китай развивает собственный взгляд по поводу перспектив Арктики с точки зрения альтернативной транспортной артерии и ресурсного потенциала. Подобное отношение Китая к арктическому региону получило название «Полярного шелкового пути», что означает заинтересованность Поднебесной в арктических транспортных артериях [1]. Китай принимает деятельное участие в российских проектах по добыче полезных ископаемых в Заполярье, так китайские компании контролируют 1/5 часть проектов «Арктик СПГ 2» и «Ямал СПГ» [2].

 

[1] Россия и Китай создадут Полярный шелковый путь. 29.01.2018. [Электронный ресурс] // РИА Новости URL:https://ria.ru/20180129/1513490180.html (дата обращения: 28.03.2021)

[2] Лисицына М. Китайцы стали крупнейшими иностранными инвесторами завода НОВАТЭКа Почему 20% «Арктик СПГ – 2» достались CNPC и CNOOC. 25.04.2019. [Электронный ресурс] // RBC: Бизнес. URL:https://www.rbc.ru/business/25/04/2019/5cc19b4b9a794744f3d7b676 (дата обращения: 28.03.2021)

Соединенные Штаты также планируют увеличивать свою хозяйственную активность в Арктике, что связано с морскими путями и перспективами рыболовства в регионе [1]. Кроме того, американские компании получают значительные прибыли от нефтедобычи, однако основной проблемой на пути развития бизнеса в Арктике является недостаток инфраструктуры, небольшая емкость рынка, что ставит под вопрос рентабельность развития экономики в арктическом регионе [2].

 

[1]  Болдырев В. Е. Перспективы освоения и развития Арктики: взгляд академических кругов, бизнеса и общества США и Канады //Россия и АТР. – 2015. – №. 4 (90). С.226-228

[2] Там же. С.228-229

Таким образом, Арктика представляется крайне привлекательным для бизнеса регионом благодаря своей богатой ресурсной базе, своим транспортным возможностям и климатическим изменениям, которые делают более подходящими условия ведения бизнеса и расширения хозяйственной деятельности в регионе. Однако сегодня еще слишком трудно сказать, что регион может приносить существенные выгоды предпринимателям и государствам в целом, поскольку остаются актуальными проблемы, связанные с освоением Арктики, инфраструктурным строительством, привлечением инвестиций, возможностями развития малого и среднего бизнеса ввиду огромных затрат в трудно предсказуемых арктических условиях.

Данил Перешеин

Другие темы курса