• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От пикселей до поп-звезд: о загадочном мире вокалоидов и их восхождении к музыкальной славе

Вокалоиды – это коммерческий музыкальный продукт, представленный в виде нереальных артистов, созданных при помощи специального технического оборудования и программы музыкального редактора.

От пикселей до поп-звезд: о загадочном мире вокалоидов и их восхождении к музыкальной славе

В настоящий момент вокалоиды получили наибольшую популярность в Восточной Азии, преимущественно в Японии, выступая на территории, которой, приносят колоссальную прибыль своим создателям не только за счет концертной деятельности и прослушиваний песен на стриминговых сервисах, но и посредством продажи самих «банок голоса» и атрибутики.

Наибольший вклад в появления такого феномена как вокалоиды, внесла японская компания Yamaha, известная, прежде всего, производством музыкального оборудования. Представленная во многих странах мира, согласно информации сайта Investing.com [2], прибыль корпорации за 2022 год составила 408197 миллионов японских йен или 2937,39 миллионов долларов США.

Корпорация Yamaha, являясь одним из крупнейших фигур на рынке музыкальных инструментов, время от времени инвестирует средства в наиболее перспективные проекты в музыкальной среде, а потому была очень заинтересована в существующей с 1989 года компании Штейнберг, разработавшей цифровую звуковую рабочую станцию Cubase. В 2004 году японская ТНК выкупает перспективную фирму вместе со всеми проектами, после чего начинает активно внедрять ее наработки в свое музыкальное оборудование. Для корпорации наиболее интересным инструментом для дальнейшей реализации стал Cubase, позволивший превратить экспериментальную программу Vocaloid в коммерческий проект.

Программа представляет собой синтезатор напечатанного текста в пение и речь. Корректная работа программы в 2000 году обеспечить не получалось и лишь в 2004 под крылом корпорации и при помощи необходимых ресурсов, данная идея воплотилась в реальность. Как пишет в своей работе С. Ромашко: «Работы над программой начались в 2000 г. в Университете Помпео Фабра в Барселоне, завершены они были уже на базе корпорации Yamaha, выпустившей первый вариант ПО Vocaloid в 2004 г.» [3]. Почти одновременно с коммерциализацией некогда экспериментальной программы, сторонние фирмы начали выпускать так называемые вокальные банки – хранилища данных с голосом, запуская которые через редактор Vocaloid и выписывая текст, каждый желающий может написать песню, который исполнит без малейших нареканий или неточностей в исполнении искусственный «певец в банке». Первыми вокальными банками стали продукты от фирмы Zero-G и Crypton Future Media: первые создали варианты мужского и женского искусственного исполнителя под названием Леон и Лола, на обложке которых были изображены только мужские и женские губы; вторые создали Мейко, которая является первым вокалоидом в том виде, в котором они представлены на сегодняшний день. В дальнейшем все производители вокальных банок будут ориентироваться именно на Мейко. На сегодняшний день все выпускаемые вокалоиды имеют свою уникальную внешность, особенность голоса и тембра, биографию и даже подробное пояснение их «физических» параметров.

Сегодня, данный проект, некогда экспериментальный, доступен для широких масс в том числе для коммерческого использования. Большинство существующих вокальных банок из тех, что получили достаточную популярность, чтобы организовывать при их «участии» концерты, были выпущены компанией Yamaha. Тем не менее, корпорация лишь предоставляет инструмент для создания виртуального идола – все остальное зависит от лейблов и энтузиастов, желающих продвигать свое собственное творчество при помощи вокалоидов. Редактор Vocaloid для Cubase позволяет тонко настраивать голос синтезируемого пения, менять высоту нот, задавать паузы, имитировать ослабление и усиление голоса. Буквально каждый, обладая соответствующими навыками, способен при помощи звуковой рабочей станции и соответствующих VST-плагинов претворить в реальность свои музыкальные идеи и сюжеты.

Для того, чтобы проводить полноценные концерты при «участии» виртуальных певцов, видеозаписи о которых доступны в открытом доступе, требуется немало средств и определенное техническое оснащение. Эффект присутствия вокалоида на сцене достигается за счет проектора, свет которого направлен на полупрозрачный сферический экран, преломляясь от которого он проецируется на прозрачный экран перед ним.

Затрагивая тему о наиболее ярких представителях данного феномена, совершенно не удивителен факт того, что наибольшее их количество представлено на японской сцене.

- Хатсуне Мику – выпущена она была 31 августа 2007 года. Многие ошибочно полагают, что она является первым вокалоидом, в то время как на самом деле она просто получила наибольшую популярность. Одним из объяснений невероятной известности данного вокалоида может являться тот факт, что ее синтезатор речи был основан на известной сэйю (актере, озвучивающим фильмы и аниме) Саки Фудзите и, кроме того, изначально она настроена на то, чтобы создавать J-pop песни. Более подробный анализ конкретных произведений певицы был проведен в переведенном на русский язык исследовании Мелиссы-Лили Арендт [1], в котором автор выявляет характеристики рассматриваемых песен, проводит параллели японского вокалоида с ее «коллегами» и рассуждает о перспективах данной музыкальной сферы. Хатсуне Мику обладает самой большой фанбазой среди поклонников вокалоидов и даже спустя столько времени с момента выхода на рынок, является источником постоянного дохода для компаний, делающих коллекционные предметы для фанатов (парики, одежда, используемые на выступлениях атрибуты и т.д.).

- Рин и Лен Кагаминэ – выпущены в том же 2007 году, но на несколько месяцев позже, 27 декабря. Не смотря на практически полную идентичность, по заверениям создателей и к разочарованию множества фанатов, являются только коллегами-артистами и не связаны друг с другом ничем кроме своего рода деятельности. Данная программа приобрела свою популярность за счет наличия 2 голосов и соответственно имеет большее разнообразие в исполняемых песнях.

- SeeU – выпущена в октябре 2011 года. Первый корейский вокалоид. Ее голос основан на корейской идол-певице Дахи Ким. Не смотря на хорошие показатели продаж данной банки голоса, спустя непродолжительное время популярность ее стала стремительно уменьшаться из-за серьезной конкуренции с реальными идол-артистами. Время от времени ее проекция появляется в клипах и выступлениях других артистов.

- Ло Тяньи – выпущена в июле 2012 года. Самый известный китайский вокалоид. Прообразом голоса для певицы стала китайская актриса озвучивания Шань Синь. Благодаря активному, во многом агрессивному маркетингу создателей, Ло Тяньи быстро завоевала популярность в своей стране, ввиду чего она довольно часто появляется на сцене с другими артистами. Ее внешний вид менялся под влиянием трендов китайской индустрии.

Вокалоиды – это невероятно интересное явление даже с культурологической точки зрения. Согласно информации из исследования на английском языке за авторством Ийи Ин [6]: «Vocaloid… преодолевает географические границы и культурные барьеры…». Не смотря на факт того, что изначально технология принадлежит японской ТНК и само явление приписывается, скорее, к японской медиасреде, автор рассуждает о том, что вокалоид лишь инструмент, позволяющий преодолеть отторжение инородных культур путем адаптации вокальных банок к конкретному региону и при этом сохраняя заложенную в изначальной идее характерную особенность.

На основании активности вокалоидов, участники фанбазы «певцов в коробке» ведут сбор статистических данных и первым таковым является количество выпущенных самыми популярными вокалоидами песен [5]. Так, за все время существования вокалоида Хатсуне Мику, при помощи ее банки голоса было выпущено 131 373 песни, что значительно превышает все последующие собранные другими вокалоидами цифры. Еще один японский вокалоид Мегурин Лука «выпустила» 20 536 песни; Кагамине Рин – 20 454; GUMI – 17 981; Кагамине Лен – 13 952.

Следующая найденная статистика [4] представляет собой розничную продажу вокальных банок в пересчете на млрд. японских йен. Так, в период с 2015 по 2022 их количество продаж по сумме составляло: 9.2; 9.6; 10; 10.4; 10.71; 9.75; 10.21; 10.74. Как можно видеть, пандемия коронавируса оказала существенное влияние на рынок продажи вокальных банок среди фанатов.

Давид Матевосян

Список источников

  1. Арендт М.Л., пер. Новак Н. Виртуальный артист. Vocaloid и эксперимент по его восприятию / М.Л. Арендт // Наука телевидения. – 2021. – № 17. – С. 173-213.
  2.  Информация официального сайта Investing с статистикой доходов компании Yamaha с данными на 2022 год без указания авторства. Дата публикации: не указана. [Электронный источник] / Режим доступа: https://ru.investing.com/equities/yamaha-corp.-income-statement (Дата обращения: 30.10.2023).
  3. Ромашко С.А. Виртуализация адресанта: современная японская популярная культура и карантинный ресурс / С.А. Ромашко // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. – 2022. – № 1. – С. 46-71.
  4. Data from the Statista official web-site Retail value of vocaloid products within the otaku market in Japan from fiscal year 2014 to 2021 with a forcast until 2022 in billion Japanese yen without any information about the author. Published: no information. [Электронный источник] / Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1051958/japan-vocaloid-market-retail-value/ (Дата обращения: 30.10.2023).
  5. Data from the web-site Vocadb.net Statistics / Reports about written by Vocaloid songs without any information about the author. Published: no information. [Электронный источник] / Режим доступа: https://vocadb.net/stats (Дата обращения: 30.11.2022).
  6. Yiyi Yin Vocaloid in China: Cosmopolitan music, cultural expression, and multilayer identity // SAGE. Global Media and China. – 2018. – № 3. – С. 51-66.