• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Живопись эпох Тан и Сун: Чжан Сюань, Ли Чжаодао, Ван Вэй, Го Си, Ма Юань и другие

Живопись эпох Тан и Сун: Чжан Сюань, Ли Чжаодао, Ван Вэй, Го Си, Ма Юань и другие

В эпоху Тан (618-907 гг.) станковая живопись набирает всё больше популярности, но всё же остаётся преимущественно фигуративной. Основной жанр, в котором тогда писали художники – «люди и предметы» (жэньу). Об основоположнике этого жанра, У Даоцзы, мы писали в прошлом материале: хотя он творил в эпоху Тан, китайская традиция относит его к отцам-основателям живописи.

В эпоху Сун (960-1279 гг.) на первый план окончательно выдвигается пейзажная живопись: если раньше пейзаж был лишь фоном для основного повествования, теперь он становится самостоятельным жанром.

Рассказать о всех выдающихся живописцах этого времени в одном материале невозможно, поэтому сегодня речь пойдет только о нескольких из них – это Чжан Сюань, Ли Чжаодао, Хань Гань, Ван Вэй, Го Си, Су Ши и Ма Юань.

Чжан Сюань 张萱 (713-741 гг.)

О жизни художника известно лишь то, что он работал при дворе уже известного нам императора Сюань-цзуна и был мастером придворно-бытового жанра. Мы знаем две работы Чжан Сюаня, обе дошли до нас в копиях периода Северной Сун – «Приготовление шёлка» и «Прогулка весной знатных особ из владения Го».

На свитке «Приготовление шелка» мы видим обитательниц гарема, занятых работой: именно они отвечали за изготовление шёлка при дворе императора. Картина делится на три композиционных фрагмента, читать которые следует справа налево, а не наоборот: четыре дамы стоя растирают что-то в деревянной ступке; три, сидя, занимаются рукоделием (шьют и прядут); ещё четыре натягивают основу, а за их действиями наблюдает маленькая девочка. Такая композиция отсылает нас к уже известной нам картине Гу Кайчжи «Наставления придворным дамам», которая тоже была разделена на отдельные фрагменты, но более обособленные. Как мы видим, художнику удаются позы в разных ракурсах: и в профиль, и в анфас, и со спины. А теплые тона с преобладанием желтовато-коричневого придают картине домашний уют.

Чжан Сюань, «Приготовление шелка»
Музей изящных искусств, Бостон. Источник: www.sohu.com

Ли Чжаодао 李昭道 (675-758 гг.)

Несмотря на то, что пейзажная живопись в эпоху Тан была второстепенной по отношению к жэньу, история китайской живописи знает и выдающихся мастеров, творивших в этом жанре. Один из них – Ли Чжаодао, сын придворного художника Ли Сысюня, основателя особого жанра «сине-зелёного пейзажа». Вместе с отцом он считается основателем Северной (или придворной) школы пейзажа, а также одним из создателей жанра горы и воды (шаншуй).

Ли Чжаодао приписывают картину «Путешествие императора Минхуана в Шу». Некоторые критики полагают, что это совместная работа отца и сына. Хотя формально пейзаж остаётся фоном для повествования, на этом свитке он очевидно доминирует над фигурами людей. Композиция выстроена так, будто мы смотрим на пейзаж с высоты птичьего полёта, а по сравнению с деревьями горная панорама кажется гигантской. Кроме того, на картине мы также видим и все особенности сине-зеленого (или золотисто-бирюзового: силуэты гор и всадников обведены золотой краской) стиля.

Ли Чжаодао, «Путешествие Минхуана в Шу»
Гугун, Тайбэй. Источник: https://new.qq.com/

Хань Гань 韩干 (706-783 гг.)

Хань Гань считается одним из основоположников анималистического жанра в китайской живописи. Судьба художника очень напоминает историю известного нам У Даоцзы. Он также был родом из бедной семьи, сам научился рисовать. Однажды его заметил другой влиятельный художник, Ван Вэй, а затем по распоряжению императора Сюань-цзуна он попал в штат департамента живописи Академии Ханьлинь. Хань Гань пробовал себя в разных жанрах, но вошел в историю как мастер изображения лошадей.

Ему приписывается несколько произведений: «[Конь по кличке] Сияние Ночи» - изображение любимого коня императора, «Пять буйволов» и «Выпас лошадей». На последней изображена пара стоящих бок о бок коней: вороной и белый, верхом на котором сидит конюх (тонкие линии передают даже складки на его одежде). Одни современники ругали Хань Ганя за слишком неестественное и непропорциональное изображение, чересчур округлые формы лошадей. Другие, наоборот, хвалили и объясняли это существовавшей в то время модой.

Любопытно, что в левом углу картины сохранилась каллиграфическая надпись «Подлинное творение Хань Ганя; написано [в день] дан-хай, выполнено императором Хуэй-цзуном». Несмотря на это, сейчас критики всё же склонны считать работу копией, которая воспроизводит лишь фрагмент свитка Хань Ганя.

Ван Вэй 王維 (701-761 гг.)

Социально-политический кризис середины VIII в. в Китае способствовал выходу живописи за пределы официальной художественной деятельности. Живопись вступила в стадию поисков и экспериментов, которые проходили в основном за счёт художников-любителей, а не профессионалов. В это время видное место занимал Ван Вэй, бывший не только талантливым живописцем, но и литератором и теоретиком живописи: его лирическое наследие насчитывает около 400 стихотворений! Он считается одним из наиболее значимых пейзажистов этого периода.

Главная заслуга Ван Вэя в живописи в том, что он перешёл от полихромной техники живописи к монохромной. В своем труде «Тайны живописи» Ван Вэй подчёркивает, что художнику следует писать только тушью. Более того, пейзаж наконец-то становится абсолютно самостоятельным жанром. Нагромождение пиков и скал он меняет на мягкий по очертаниям ландшафт, сочетающий в себе и горы, и воду, и воздух. Художник стремился к синтезу поэзии и пейзажа, слиянию философского осмысления и эстетического созерцания мира.

Го Си 郭熙 (1000-1090 гг.)

В период Северной Сун происходит наивысший расцвет китайской живописи. Появляются новые жанры, происходит становление академической живописи, на первый план выдвигается пейзажная живопись. Наивысшего расцвета панорамно-монументальный монохромный пейзажный стиль достиг в творчестве Го Си.

Го Си оставил след и в теории живописи. Его идеи подробно изложены в трактате «О высокой сути лесов и потоков», составленном его сыном. В работе он подробно разбирает основные принципы пейзажной живописи и предлагает собственную сюжетно-тематическую классификацию пейзажей в зависимости от региона, природных условий, времени года, суток и т.д.: всего он выделяет более ста сюжетов!

Затем же он объясняет, как следует изображать те или иные объекты в зависимости от сюжета (например, весной людей следует изображать радостными, ведь это время возрождения, а для осени более характерно печально-задумчивое состояние). Кроме того, в трактате изложены способы передачи перспективы – концепция «трёх далей»: соединение в пейзаже трёх уровней обзора (смотреть на вершину горы, стоя у её подножия, с ближней горы смотреть на дальнюю гору и, стоя перед горой, смотреть, что за горой). Для определения же масштаба художник предлагает использовать размеры гор, дерева и человека.

Теоретические идеи Го Си нашли отражение и в его творчестве. С его именем связано 12 произведений станковой живописи, 3 из них считаются подлинниками. Ранние работы художника по стилю близки к произведениям его предшественников и учителей, однако в более поздних работах можно заметить его собственные творческие поиски. Одним из лучших его произведений считается свиток «Осень в долине Жёлтой реки».

Го Си, «Осень в долине желтой реки», фрагмент
Галерея Фрир, Вашингтон. Источник: https://art.1sept.ru/

Су Ши 苏轼 (1037 – 1101 гг.)

Известный государственный деятель, литератор и художник, родившийся в семье интеллектуалов. Вокруг него сложилась так называемая школа «художников-литераторов», противопоставлявшая себя академической школе.

Главной идеей школы было то, что живопись должна передавать внутренний смысл, а не формальные качества предмета. Манера же исполнения может полностью зависеть от личности художника, его настроения и мироощущения. А профессиональные навыки, по их мнению, только препятствовали подлинному самовыражению.

Для Су Ши было важно спонтанно-интуитивное постижение действительности. Он считал, что художник может сколь угодно долго готовиться к написанию картины, но писаться она должна быстро, «быстрой кистью». Кроме того, Су Ши первым привнёс в китайскую живописную теорию идею единства поэзии, живописи и каллиграфии, что и сам пытался реализовать на практике. Он работал преимущественно в монохромной технике, и картина «Высохшее дерево и одинокий валун» воплощает его думы и тревоги.

Су Ши, «Высохшее дерево и одинокий валун», фрагмент
Частная коллекция, Япония. Источник: http://depts.washington.edu/

Ма Юань 马远 (1140-1225 гг.)

Происходит из семьи потомственных художников. В его творчестве окончательно сформировался классический академический пейзажный стиль Южной Сун. Чаще всего художник писал тушью с лёгкой подцветкой или акварельными красками, был мастером линеарного рисунка. Казалось бы, концепции его работ довольно просты, но в них есть интересная деталь: они построены намеренно ассиметрично, что придаёт картинам больше пространственности.

Вместе с другим известным художником, Ся Гуем, Ма Юань создал новый живописный стиль, который обычно называют «школой Ма-Ся». Для него характерно сочетание академической живописи и идей художников-литераторов, особенно – стремление подчеркнуть воздушную среду на картине.

Особенности стиля Ма Юаня видны на свитке «Любование луной», написанном на популярный в Китае сюжет: поэт, любующийся на луну. На первом плане мы видим фигуру человека, полулежащего на земле, в левом углу – огромная скала, от склона которой тянутся ветви сосны. Практически же всю правую часть картины занимает небо. Несмотря на асимметрию, картина смотрится гармонично за счёт ветвей сосны и луны, уравновешивающих картину.

Елена Орлова

Список литературы

  1. Ван Вэй. Тайны живописи. — М.: Изд. Художественная литература, 1979.
  2. Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — 160 с.
  3. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с.
  4. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М.: Изд. «Искусство», 1975. — 440 с.
  5. Кравцова М.Е. История искусства Китая. — СПб.: Изд. «Лань», 2004. — 960 с.
  6. Минхуашан – Хань Гань «Му ма ту» (Известные картины: Хань Гань, «Выпас лошадей») // 360.doc.com. 27.10.2015.
  7. Цзянцзян «Минхуан син шу ту» лидэ цзифа (Объяснение техники картины «Путешествие императора Минхуана в Шу») // new.qq.com.

Дальше

Другие темы курса