• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему “Битлджус” не просто комедия?

Начнем наше путешествие со знакомого всем с детства фильма “Битлджус”. Мы помним его как странную, пугающую, яркую и в то же время мрачную картину. Однако очевидно, что фильм рассчитан на взрослую аудиторию и воспринимается как комедийный жанр. В этой статье мы подробно рассмотрим кинокартину, обратим внимание на детали и постараемся ответить на вопрос: “почему же “Битлджус” не просто комедия?”

Источник: Любимое кино. Битлджус // film.ru URL: https://www.film.ru/articles/i-myself-am-strange-and-unusual

Источник: Любимое кино. Битлджус // film.ru URL: https://www.film.ru/articles/i-myself-am-strange-and-unusual

Немного об истоках

Сейчас мы без труда определим в картине работу Бёртона. Однако этот фильм - первая картина, в которой сформировался знаменитый стиль режиссера. До этого за плечами у него были анимация в Disney и съемки Пи-Ви. Да, в нем также присутствовали штрихи Бертона (главный герой изгой, оксюморон и т.д.), но узнаваемая мрачность и юмор соединились впервые именно в “Битлджусе”. Изначально Майкл МакДауэлл (прим. автора - дипломированный сценарист-преподаватель, чьи произведения ранее уже экранизировались в проектах) задумывал в сценарии полноценный фильм ужасов. Более того, сам Битлджус был не человеком, а мерзким существом. Другой была и Лидия, если в фильме это девочка подросток (подробнее о ней мы поговорим позже), то в оригинальной задумке  - девочка лет 10. Такой расклад создавал множество вопросов, главный из которых, почему Битлджус хочет жениться на ребенке. Хотя в итоговой версии фильма похожие вопросы еще остаются, там мы видим, что его более интересует Барбара, а Лидия лишь способ вернуться в мир живых навсегда.

Контрасты

Первые кадры фильма это - несколько мрачная ритмичная музыка и черно-белая заставка. Однако далее мы видим умиротворенную картину леса, а затем и тихий провинциальный городок, расположенный между холмов.

Это очень характерно для фильма, он весь построен на контрастах. Когда-то они применяются, чтобы передать комичность, когда-то - смысловую задумку.

Миры “Битлджуса”

Вернемся к просмотру. Кадр из панорамы городка плавно перетекает в пролет над макетом. Примечательно, что определить, в какой именно момент это происходит достаточно сложно. Так до нас доносят сразу несколько мыслей: во-первых, связь с реальностью в фильме очень условна и отследить разницу между былью и небылицей будет сложно. Во-вторых, в картине одновременно существует несколько миров. И, что важно, - на равных. “Битлджус” интересен сам по себе еще и тем, как в нем расположены пространства. Их много, и они интересно переплетены друг с другом. Итак, в фильме есть дом/мир живых, этот же дом/мир мертвых, макет, загробный мир, Сатурн (именно туда попадают Мейтленды, если выходят из дома). Примечательно, что обе семьи, живущие в доме, могут одинаково физически на него влиять. Новые жильцы переделывают весь дом в мрачные тона. Мейтленды же живут на чердаке, дизайн которого остался неизменным: чистые деревянные стены с фотографиями, уютная гирлянда. То, какое пространство создают вокруг себя герои, отражает их характеры. Интересно также и то, что видеть семьи друг друга не могут. Неким проводником между ними становится Лидия. Хотя, при этом, Битлджуса видели все.

Продолжая разговор о пространствах фильма. Лично меня более всего занимает макет. Ощущение, будто Бертон воплотил в жизнь фантазии множества людей, ведь, когда рассматриваешь невероятно реалистичный макет, волей-неволей начинаешь представлять, как там перемещаются человечки. Макет в “Битлджусе” - отдельный мир, куда из загробного может попасть наш главный герой, но при этом может контактировать с миром живущих в доме, например сцены диалога Битлджуса и Мейтлендов.

Загробный мир

Не менее интересно в фильме изображен и загробный мир. После смерти усопшие вынуждены сидеть в бесконечных очередях. Очевидно, что это едкая сатира от Бертона на американскую действительность времен 80-х годов. Потусторонний мир - удивительное сочетание сюрреализма и черного юмора. Он ощущается нам реальным и понятным, благодаря знакомым ситуациям с очередями и правилами и, в то же время, запутанным, из-за необычных коридоров со странным пространством, непонятным переходам от одной сцены к другой, похожим на те, что мы ощущаем во сне. Тем не менее, он нас не пугает. Да, там присутствуют усопшие в том виде, в котором они ушли из жизни. Но их вид не вселяет ужас, а лишь немного пугает. Такой эффект создается благодаря легкому отношению к смерти. Она здесь выступает естественной частью жизни. Герои сами же шутят над своей смертью. Вот, например, диалог с раздавленным машиной человеком:

- Здесь нет зеркал. Скажите, как я выгляжу?

- Очень неплохо…

- Да?

- Да.

- А чувствую себя раздавленным.

И заливаясь смехом уезжает.

Легкое отношение к смерти прослеживается на протяжении всего фильма. В этом и заключается особенность комедии “Битлджуса”.

Яркий главный герой

Сам Битлджус, на мой взгляд, тоже достаточно не типичный антигерой. Очень часто главному злодею авторы добавляют несколько положительных черт, чтобы он был привлекателен для зрителя. Про Битлджуса так сказать нельзя. Он совершенно отрицательный, омерзительный персонаж. Даже имя его выражает нечто мерзкое - сок жука. Однако герой притягивает к себе внимание зрителей своей эксцентричностью.

Герои

Мейтленды предстают перед нами макисмально обычными провинциалами. Они не проявляют никаких особенностей ни во внешности, ни в характерах. Дом их расположен поодаль от остальных, что говорит об их любви к уединению. Режиссер снова играет на контрастах делая новых хозяев дома яркими, эксцентричными, шумными. Вспомним, хотя бы, их первое появление в кадре: сначала в дом грубо въехал ящик, а затем зашла Делия Дитц. Герои - полные противоположности друг другу. Барбара спокойная домохозяйка. Делия же - дизайнер, создатель скульптур. Она стремиться к признанию в обществе. Любит выходы в свет. Даже из тихого городка она хочет сделать мировой центр чего-либо. Адам простодушен в хорошем смысле, ему интересно собирать макет города и созерцать. Чарльз Дитц - энергичный предприниматель, готовый сделать деньги абсолютно на чем угодно, хоть из воздуха. Еще одно отличие мужчин - это отношение к близким. Адам достаточно внимательный и чуткий. Про Чарльза такого сказать нельзя, отчего страдает его дочь Лидия. Девушка мрачная, отчужденная, сильно отличается от окружающих. Данный персонаж характерен для фильмов Бертона. Однако причины такого поведения Лидии достаточно очевидны. Конечно, первое, что приходит в голову - переходный возраст и желание протеста, но нет. Девушка прямо говорит, что она одинока. Отец занят своей жизнью и совершенно не интересуется ей. Он холоден и отчужден. С мачехой у нее практически отсутствует взаимодействие, а друзей вовсе нет. Отношение родителей к ней подчеркивает сцена, как Лидия впервые появляется в кадре. Мы слышим фразу: “Ставьте здесь”, и предполагаем, что сейчас увидим мебель, но вместе с диваном в кадре появляется девушка. Таким образом, ее внешний вид отражает потерянное и мрачное состояние. “Люди обычно отрицают все странное и необычное. А я сама странная и необычная”- говорит она Мейтлендам.  В них Лидия и находит друзей. Также причиной ее мрачного вида может служить и желание угодить родителям, быть такой же как они и, тем самым, заслужить их внимание. Дитцы предпочитают черные образы с красными элементами, поэтому готика Лидии полностью им соответствует. Подтверждением того, что внешний вид девушки - отражение ее печали, является финал фильма. В конце мы видим кадры, как она выходит из школы и прощается, по всей видимости, с одноклассницами, что значит ей удалось наладить контакт со сверстниками и, может даже подружиться. Когда героиня приезжает домой, мы более детально можем рассмотреть ее внешний вид. На ней намного меньше черного, нет головных уборов, закрывающих лицо, цвет лица девушки стал более свежим. Таким образом, становится ясно, что в фильме поднята проблема одиночества и неприятия.

Как упоминалось ранее, некоторые контрасты используются, чтобы передать идею. Так, контраст между героями, создан, чтобы создать конфликт. “Мы не возражаем соседствовать с людьми, которые…” “Были бы больше похожи на вас”. На протяжении всего фильма Мейтленды пытаюстся избавиться от чужаков и лишь под конец предлагают мирное сосуществование. Понимание со стороны Дитцев тоже пришло не сразу. Очевидно, что семьи из разных миров, в прямом и переносном смысле. Однако пройдя путь войны друг с другом, а затем избавившись от Битлджуса герои решают учиться сосуществовать мирно. Здесь мы наблюдаем, еще одну проблему, поднятую фильмом, проблему неприятия “не таких”. “Поскольку в этих фильмах смерть предстает не такой уж страшной, их реальный конфликт - это не жизнь против смерти; часто это один образ жизни против другого”. [1]

Итог

Таким образом, “Битлджус” не просто комедия. Хотя, на первый взгляд фильм и кажется бездумным ужастиком, на самом деле, картина поднимает важные вопросы, касающиеся каждого: принятие отличных от нас, одиночество и важность близких.

Екатерина Яковлева

Источники

  1. Emily, Brammer Scared Sheetless: Beetlejuice and the Ghost Comedy / Brammer Emily.// December 15, 2018.

Дальше