• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Не очень хорошие способы проверить слух

Не очень хорошие способы проверить слух

Практически все когда-либо проверяли слух в поликлинике. Обычно это выглядит так: отоларинголог называет количественные числительные, и вы повторяете услышанное.

Такая методика — исследование «живой» речью — существует уже не одно столетие. Она продолжает использоваться с XIX века благодаря своей простоте, доступности и возможности применяться почти в любых условиях. Результат теста — определение того, на каком расстоянии пациент слышит шёпот, разговорную речь и/или крик отдельно левым и отдельно правым ухом (второе при этом закрыто).

У этого способа есть очевидные недостатки. Во-первых, дикция проверяющего. Во-вторых, врачи могут сознательно и бессознательно повышать громкость речи, когда ожидают от пациента лучших результатов. В-третьих, человек с нарушением звукопроведения и человек с нарушением звуковосприятия будут неодинаково ощущать разницу между шёпотом и разговорной речью. Представьте компьютер, к которому подключён проводной интернет. Нарушение в звукопроведении можно сравнить с повреждением кабеля, а проблемы со звуковосприятием — с неисправностью внутри системного блока. Звукопроведение — процесс доставки звуковых колебаний к рецептору. Звук идёт от барабанной перепонки к слуховому нерву. Пациент с нарушением в этой области не почувствует сильной разницы между обычной речью и шёпотом, при котором голосовые связки почти не используются. Звуковосприятие — реакция нервной ткани на звуковое раздражение [1]. В этом случае разница в восприятии значительна.

 

[1] Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — с. 21.

  • Наружное ухо

    1

    височная кость

    2

    слуховой канал

    3

    ушная раковина

  • Среднее ухо

    4

    барабанная перепонка

    6

    молоточек

    7

    наковальня

    8

    стремечко

  • Внутреннее ухо

    5

    овальное окно

    9

    полукружные каналы

    10

    улитка

    11

    нервы

    12

    евстахиева труба

Числовой тест для диагностики слуха предложил Фридрих Бецольд в конце девятнадцатого века. Для его проведения не нужно иметь специально заготовленного списка слов. Однако у такого метода есть минус. Участники исследования могут попросту угадывать числа, так как в их названиях преобладают звуки с высокими частотами.

Звуки всех естественных языков находятся в области, напоминающей по форме банан («речевой банан», speech banana). Для сравнения нарисовано распределение других звуков — шелест листьев, шум пылесоса, звучание музыкальных инструментов.

Посмотрите на таблицу и проверьте, сколько звуков в слове «шестьдесят» находятся в высокой или средневысокой частотной зоне. Даже при сильно редуцированном произнесении [шыс’áт] такие звуки сохраняются. Кроме того, просодическая структура (место ударения, количество слогов, их интенсивность) некоторых числительных способствует их угадыванию. «Восемьдесят» и «семьдесят» отличаются от «пятьдесят» и «шестьдесят» тем, что в них ударение падает на первый слог. Поэтому результаты числового теста оказываются лучше, чем с другими словами.

Таблицы русских слов разной тональности впервые составил военный врач В.И. Вороячек. Он отмечал, что при поражении звукопроведения больные плохо слышат «басовые» слова, а при нарушении звуковосприятия — «дискантовые». В музыке: бас — низкий мужской голос, дискант — высокий детский голос.

Арсений Анисимов

Список источников и литературы

  1. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога-дефектолога / Л. И. Руленкова. — М.: Парадигма, 2011. — 191 с.: ил., табл. — (Специальная коррекционная педагогика).
  2. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с. (опред. в 2.2 стр 21)
  3. Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е. И. Речевая аудиометрия в клинической практике. — СПб.: Издательство Диалог, 2019. — 80 с.
  4. Королёва И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. — СПб.: КАРО, 2011.

Дальше

Другие темы курса