• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему чувства так же важны, как и рассудок

Почему чувства так же важны, как и рассудок

Фото: pawel szvmanski / Unsplash

Можно бесконечно спорить, о том, что важнее в процессе познания: чувства или разум? Или другими словами, что выступает главным инструментом для достижения достоверного знания?

 

Возможно, я Вас удивлю, но ни первое, ни второе не является главным, они работают сообща. И более того, в процессе познания работают три элемента: чувства, рассудок и разум. Кто так решил? И за что отвечает каждый элемент? – мы разберемся с вами прямо сейчас.

Спор между эмпириками и рационалистами вёлся долго, и решил его Иммануил Кант. Этот выдающийся немецкий философ второй половины XVIII века, был первым, кто заявил, во-первых, что предмет сообразуется с нашим сознанием, а не сознание с предметом, как это считалось ранее («коперниканский переворот»); а во-вторых – что и чувства, и разум являются главными элементами познания, и нельзя представить одно без другого.

«Хотя всякое наше знание начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта», - пишет Кант в начале «Критики чистого разума».

Итак, давайте разбираться поэтапно, как происходит процесс познания по Канту.

 

Мы получаем данные о предмете, с помощью наших органов чувств в пространстве и времени. То есть это лишь сбор неких впечатлений о предмете. Мы не можем ограничиваться на чувственных данных, так как они не несут в себе смысловой нагрузки.

“Как мы все видим предметы одинаково, если воспринимаем мир субъективно?”, - спросите Вы. Это происходит именно потому, что все люди воспринимают предметы в одном пространстве и времени. Пространства и время – это априорные формы чувственности. Априорные формы – это формы, которые не зависит от нашего опыта (априорность=доопытность). Более того, априорностью обладают те «предметы», которые являются всеобщими и общезначимыми (пространство и время, как раз имеют такие свойства). Мы же не можем представить предмет вне времени и пространства (проверьте), значит пространство и время – априорные формы.

«Некие впечатления о предмете» мы назовём многообразием. Это многообразие необходимо синтезировать, иначе у нас будет один большой несистематизированных сбор данных. И этот синтез с помощью воображения уже происходит на уровне рассудка.

Получив многообразие, рассудок отправляет свои данные о предмете в категории. Категории – это пустые логические формы, они выступают как некие ячейки, в которые свойства предмета можно разложить как по полочкам. И после этого, рассудок формирует понятие предмета (общее представление).

Всего категорий 12, и эта таблица размещена ниже. Мы не будем на ней останавливаться, но вы можете поэкспериментировать и представить какое-либо понятие, разложив его по категориям рассудка.
 

Количество  Качество  Отношение  Модальность
 Единство  Реальность  Субстанция и акциденция  Возможность и невозможность
 Множественность  Отрицание  Причина и следствие  Существование и несуществование
 Целокупность  Ограничение  Взаимодействие  Необходимость и случайность

Но на одном понятии рассудок не останавливается. Дальше рассудок вырабатывает суждение, которое определяется с помощью таблицы суждений (и Вы также можете проверить свой пример).
 

 Количество  Качество  Отношение  Модальность
 Общие  Утвердительные  Категорические  Проблематические
 Частные  Отрицательные  Гипотетические  Ассерторические
 Единичные  Бесконечные  Разделительные  Аподиктические


Таким образом, рассудок выработал суждение и создал правило, на основе которого уже будут формироваться дальнейшие знания. На уровне рассудка мы уже получили некое знание о предмете, которое не могло бы существовать без изначальной работы чувств. Поэтому и чувства, и рассудок являются важными и необходимыми элементами в процессе познания. Они не могут выполнять функции другого, а как раз дополняют работу друг друга. Однако, знания, полученные на уровне рассудка, ограничиваются опытом и не дают полную картину мира.

И на последнем этапе начинается работа разума. Он вырабатывает умозаключения и принципы из полученных от рассудка суждений. Разум стремиться выстроить из суждений цепочку умозаключений, чтобы создать цельное знание о предмете. Также разум находится в поисках последних принципов, которые охватывают весь наш опыт. Но для того, чтобы охватить весь опыт, необходимо выйти за его пределы. И здесь уже возникают предметы интереса разума - чистые понятия рассудка – идеи: Душа, Мир, Бог.

Однако, если даже мы получали абсолютно достоверное знание о предмете, то это лишь наше восприятие этого предмета, или – как называл Кант – феномен (явление). На самом же деле, каждый предмет – это ноумен («вещь в себе»), и мы никогда не сможем узнать его реальную природу. Но это совсем не значит, что нужно бросить поиски смысла и устройства жизни. Необходимо только помнить, что Ваше понимание жизни может не совпадать с пониманием другого человека – и это совершенно нормально, потому одной уникальной истины не существует. 

Дина Хакназарова

Другие темы курса