Введение. Основы анализа взаимоотношений между людьми
В 60-е года XX века психотерапия претерпела значительные изменения. Вектор внимания переместился с исключительно личностных проявлений характера на межличностные отношения, то есть диагностика возможных психических и невротических отклонений теперь проводится на основе того, как пациент выстраивает общение в социуме[1].
Так называемые “трансакции” (отсюда и название трансакционного анализа) или, как их можно проще назвать, “взаимодействия” вскрывают потаённые переживания и проблемы людей, становясь своеобразными альтернативами фрейдовскому бессознательному.
Несмотря на то, что данный вид анализа опирается на социальные навыки пациента, они всё же наблюдаются через призму ego и индивидуальности личности.
Таким преобразованиям в практике психотерапии способствовал бестселлер американского психолога и психиатра Эрика Берна “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”. В этой книге автор подробно описывает суть нового метода психотерапии и вводит в научный обиход понятие “трансактного анализа”[2].
Популярность данный вид терапии приобрел за счёт того, что психические и психологические проблемы объясняются в нём рационально, то есть сама терапия заключается не просто в решении насущных проблем, но в поиске их первопричин. Трансактный анализ, на мой взгляд, является менее травмирующим и безболезненным способом психотерапии (в отличие от когнитивного метода), так как в процессе общения психотерапевта и пациента не выстраиваются иерархические отношения. В список задач терапевта входит обучение своего подопечного основам структурного и трансактного анализа и только затем начинается собственно “лечение”. Таким образом, пациент включается в процесс терапии и как бы частично принимает на себя задачи терапевта, тем самым облегчая работу и увеличивая шансы на скорейшее решение проблемы.
Так как анализ жизненных ситуаций и бытовых взаимоотношений между людьми облегчает понимание пациента в том, что, собственно, делает врач, процесс терапии становится интерактивным и интересным. Первая стадия терапии – установление доверительных отношений с психотерапевтом, а затем лечение продолжается в группе, где каждый её участник становится в какой-то степени терапевтом, анализируя поступки других людей и примеряя их поведение на себя[1].
Список источников и литературы
- Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003.
- Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. Л. Г. Ионина; общая редакция М. С. Мацковского — СПб.: Лениздат, 1992.
Другие темы курса