Характерные особенности политической деятельности женщин
Политическая сфера долгое время оставалась вне “женского вопроса”, однако после роста популярности феминистской традиции и гендерных отношений научное сообщество начало анализировать позицию женщины в политическом дискурсе.
Участие представительниц женского пола в политической деятельности является неотъемлемой частью развития экономически сильного и социально обеспеченного общества. Однако почему репрезентация данной категории населения все еще настолько низка?
Основная проблема заключается в существующем мнении о “своеобразности” женской политики, ее несоответствии такой “мужской, жесткой” сфере как эта. Эта не соответствующая реальности точка зрения берет начало в двух проблемах, укорененных в человеческом обществе. Во-первых, исторически обусловленное исключение женщин из политического процесса, которое привело к насаждению определенных гендерных стереотипов. Во-вторых, особенности восприятия государственной власти у людей на основе этатизма и патернализма (то есть в условиях проявления “жесткости, охраны, серьезности” политический действий, которые, в свою очередь, считаются признаками маскулинности). Из этого следует, что как таковая концепция об особенностях женской политики изначально оценивается через призму гендерной окрашенности этой сферы.
Важной проблемой, решение которой необходимо для увеличения количества женщин в политике, является стереотипное мышление. Как было сказано ранее, человечество исторически привыкло к исключению женщин из политической деятельности. Обыкновенность данной картины мира объясняло как политикам, так и избирателям факт отсутствия политического участия женщин. Это закрепляло в массах мнение, что “политика не для женщин”. Более того, подобная стереотипизация формирует представление, что женское представительство более приемлемо в приватной сфере, а мужское в публичной, в данном случае и в политической[1].
Однако ситуацию усугубляет использование политиками гендерных метафор и различий для получения выгод. В первую очередь, необходимо привести объяснение, почему гендерная идентификация важна в политической жизни. Так, Т. Рябова пишет, что осознание своих интересов на основе гендерной принадлежности, понимание степени их актуальности в государственных делах, а также инициативность позиции в ходе избирательных кампаний способствуют становлению полноценного политического субъекта[2]. Действительно, гендерная принадлежность обеспечивает некоторый фундамент, на основе которого политическому актору приписываются те или иные особенности, которые будут наиболее выигрышно сочетаться с его образом (соответственно, если это мужчина, то в агитационных плакатах может говориться о его участии в вооруженных силах, если это женщина, то о ее материнстве).
Во-вторых, подобное мышление формирует мнение, что хороший политик это тот, кому приписываются исконно маскулинные черты - рациональный, храбрый, патриотичный. Так, по данным ВЦИОМ, к недостаткам женщин-политиков по сравнению с мужчинами, чаще всего относят “эмоциональность” и “мягкость характера”[3] (то есть условно “феминные” качества). Интересным является, что исконно “женские” характеристики используются для “демаскулинизации политического противника, которая достигается как через атрибутирование ему фемининных свойств (или сравнение его качеств и поведения с женскими), так и через отказ в обладании мужскими качествами”[4].
Наконец, если женщины и участвуют в политике, то гендерная стереотипизация проявляется в соответствии сфер общественного процесса с качествами, присущими женскому полу. Так, в одном из зарубежных исследований рассматриваются последствия гендерного разделения сфер: “Корреляция маскулинности и фемининности соответственно с публичной и приватной сферами имеет следствием то, что мужчинам и женщинам отводятся альтернативные области экспертиз (первым — экономика, международная политика, сельское хозяйство, армия, в то время как вторым — образование, здравоохранение, социальные вопросы, охрана окружающей среды)”[5]. Так, например, в СССР женщины в большей степени находились на постах, занимающихся здравоохранением и образованием (то есть сфер, в которых может проявиться материнский инстинкт, забота, сочувствие).
Однако гендерные стереотипы формируют проигрышное восприятие женщины, ее политики. Более того, большая часть стереотипов построены скорее на субъективных характеристиках нежели чем на реальных актах женщин-политиков. Таким образом, возникает вопрос: есть ли особенности женской политики или это скорее результат стереотипного мышления.
Действительно, женское представительство влияет на политику и влияет положительно. Однако связывать это с “мягкостью природы” женской натуры говорить ненаучно и некорректно. Особенности женской политики проявляются с социально объяснимыми паттернами развития обществ. Так, например, женщинам свойственно чаще затрагивать сферы общественной жизни в политике из-за особенностей вооруженных конфликтов: чаще всего мужчины погибают, в то время как женщины остаются в живых,[6] что упоминалось ранее в работе. Иной закономерностью является расширение политического представительства других меньшинств[7], а также более высокая вероятность модерации экстремистских настроений[8].
В заключении важно подчеркнуть, что особенность женской политики в первую очередь должна анализироваться на основе решений, принимаемых женщиной, их влиянием на политические процессы и общественную жизнь в целом. В то время как гендерные метафоры и стереотипы необходимо переосмыслить и по возможности ликвидировать для успешного развития государства.
[1]Хасбулатова О. А. Гендерные стереотипы в политической культуре: специфика российского опыта // Женщина в российском обществе. 2001. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-v-politicheskoy-kulture-spetsifika-rossiyskogo-opyta (дата обращения: 28.10.2022).
[2]Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы как фактор оценки субъектов политического процесса // Женщина в российском обществе. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-kak-faktor-otsenki-subektov-politicheskogo-protsessa (дата обращения: 28.10.2022).
[3]Политика с женским лицом: российский вариант. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/politika-s-zhenskim-liczom-rossijskij-variant (дата обращения: 28.10.2022).
[4] Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы как фактор оценки субъектов политического процесса // Женщина в российском обществе. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-kak-faktor-otsenki-subektov-politicheskogo-protsessa (дата обращения: 28.10.2022).
[5]Kahn K. F. Political consequences of being woman: How stereotypes influence the conduct and consequences of political campaigns. N. Y., 1996
[6]O'Reilly M. Why Women? Inclusive Security and Peaceful Societies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inclusivesecurity.org/publication/why-women-inclusive-security-and-peaceful-societies/ (Дата обращения: 02.10.2022)
[7] Ibid.
[8] Ibid.
Софья Зорина
Список источников
- Политика с женским лицом: российский вариант. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/politika-s-zhenskim-liczom-rossijskij-variant (дата обращения: 27.10.2022).
- Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы как фактор оценки субъектов политического процесса // Женщина в российском обществе. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-kak-faktor-otsenki-subektov-politicheskogo-protsessa (дата обращения: 28.10.2022).
- Хасбулатова О. А. Гендерные стереотипы в политической культуре: специфика российского опыта // Женщина в российском обществе. 2001. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-v-politicheskoy-kulture-spetsifika-rossiyskogo-opyta (дата обращения: 28.10.2022).
- Kahn K. F. Political consequences of being woman: How stereotypes influence the conduct and consequences of political campaigns. N. Y., 1996.
- O'Reilly M. Why Women? Inclusive Security and Peaceful Societies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inclusivesecurity.org/publication/why-women-inclusive-security-and-peaceful-societies/ (Дата обращения: 26.10.2022).