Социальные взаимоотношения: игры и сценарии
Свою популярность Эрик Берн получил не только благодаря высокой эффективности структурного и трансактного анализов, но и благодаря тому, что он с юмором и некоторой иронией объяснял психические и невротические отклонения, о которых более ранние теоретики психотерапии говорили как о страшной неизлечимой болезни.
Что ж, предлагаю продолжить наш курс в стиле основателя трансактного анализа и поговорить о так называемых “психологических играх Берна”. После того, как мы разобрали личность пациента (пусть это будет женщина, назовем её, например, Грета) на три составляющие – Дитя, Взрослого и Родителя – можно приступать к основной, трансактной, части терапии.
Итак, детство Греты прошло без отца. Мать Греты воспитывала её в одиночку, когда отец ушёл из семьи по причине увядшей любви к своей жене. Долгие годы девочка слышала гневные порицания этого поступка папы со стороны мамы, бабушки и несчётного количества маминых подруг.
За это время в её подсознании четко сформировалась позиция по отношению к представителям противоположного пола. Более того, поучения типа “Грета, не повторяй ошибок матери, будь бдительна с мужчинами” заставили маленькую девочку принять на себя роль жертвы ещё до того, как она на собственном опыте испытала эти чувства.
О жертве здесь мы говорим не буквально, а в контексте трёх сценариев, которые, по теории Берна, выбирают люди:
- сценарий победителя;
- сценарий побеждённого (или жертвы);
- сценарий не-победителя.
Победитель
Сценарии оказывают прямое влияние на жизнь взрослого человека и основаны на детских переживаниях и травмах. Например, человек со сценарием “Победитель” способен ставить цели и идти к ним. Тут нужно отметить, что ценность самой победы невелика, гораздо важнее иметь цель и стремиться к ней. Люди с жизненным сценарием победителя живут вполне счастливо и переносят неудачи и утраты с завидным спокойствием.
Жертва
Человек со сценарием “Жертва” более всех подвержен личностным расстройствам. Здесь всё происходит так же, как и в предыдущем сценарии: ставятся цели, формируются задачи, результаты оправдываются ИЛИ не оправдываются, но основная загвоздка в том, с каким ощущением люди-побеждённые принимают поражения.
Простыми словами, и победитель, и побеждённый имеют одинаковые ресурсы, возможности и степень удачливости для достижения чего-либо, однако у них разнится уровень чувства принятия и смирения.
Не-победитель
Третий вид сценариев называют банальным, потому что его выбирают люди, предпочитающие не рисковать, а смиренно принять свою ношу. Тут трудно определить, как такой человек действует в случае победы или проигрыша, так как велика вероятность, что не будет ни того, ни другого.
Вернёмся к нашей героине и представим, что она обратилась к психологу с жалобами на то, что не может построить крепкие романтические отношения с мужчиной. При этом её неуверенность и скованность говорят сами за себя: замкнутое положение рук, сгорбленная спина, бегающий несосредоточенный на собеседнике взгляд. Грета не обвиняет мужчин в неспособности оценить её по достоинству, однако пришла к психологу за волшебной пилюлей, которая придаст уверенности в себе.
Очевидно, что Грета выбрала сценарий “Побеждённый” и её убеждения в том, что она никогда не найдет мужчину по вкусу и не будет любимой, действуют против неё самой. Каждый раз, вступая в романтические отношения, девушка подсознательно выбирает особый тип мужчин, с которыми заведомо не будет happy end`a.
“Вся жизнь – игра” - вероятно, так и сказал сам Берн, когда определил человеческую жизнь как совокупность трансакций в обществе, где каждый человек выбирает себе роль и старательно её исполняет. Так называемые “игры Берна” основываются на сценариях, однако охватывают уже куда большую сферу, а именно общество.
Другими словами, сценарии – это ощущения человеком себя как личности, а игры состоят из общения с себе подобными членами социума. Тут и вступает в силу трансактный анализ.
Игра – это целый комплекс различных трансакций (или взаимодействий) между людьми, которые имеют строгую структуру. В наглядном виде структуру психологических игр представляют так:
-
Шаг 1: крючок
-
Шаг 2: клёв
-
Шаг 3: реакция
-
Шаг 4: переключение
-
Шаг 5: смущение
-
Шаг 6: расплата
Рассмотрим судьбу нашей героини Греты в контексте игр. Итак, приведём в пример ситуацию, где Грета идёт на свидание с потенциальным “мужчиной мечты”.
- Крючок - девушка кокетливо себя ведёт, хорошо выглядит, улыбается, старается понравиться молодому человеку.
- Клёв - мужчина тронут подобным поведением, выражает взаимную симпатию.
- Реакция - мужчина пытается “сломать лёд”, приобнимает Грету, хочет её поцеловать.
- Переключение - Грета со своими сложившимися в детстве убеждениями уверена, что поцелуи и тактильность на первом свидании неприемлемы, хотя и не отрицает внутреннего влечения к молодому человеку.
- Смущение - у Греты чувство подавленности, неловкости, страха, у мужчины – непонимание резкой смены поведения девушки.
- Расплата - парень и девушка расходятся, больше не встречаются.
Очевидно, что игра в “Свидание” перекликается с установочным жизненным сценарием жертвы у Греты. Задача психолога в дальнейшем разложить подобные ситуации на игровые уровни и объяснить девушке возможные причины неудач.
В психологии существует множество видов игр, которые модифицируются в зависимости от конкретного случая. Можно привести наиболее часто встречающиеся и изученные психологами и психотерапевтами. Берн называет их «говорящими» именами: “Алкоголик”, “Смотри, что я из-за тебя сделал”, “Загнанная домохозяйка”, “Если бы не ты”, “Ради тебя” и т. д.
Как мы видим, каждая из игр описывает ролевую психологическою игру и подразумевает практически всегда негативный исход. В процессе анализа и терапии пациенты учатся “ломать” сценарии и не попадаться в вечный круговорот игр.
Александра Фидельская
Список источников и литературы
- Берн Э. Люди, которые играют в игры . Психология человеческой судьбы / пер. с англ. Л. Г. Ионина; общая редакция М. С. Мацковского — СПб.: Лениздат, 1992.
- Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. - СПб.: Братство, 1992. - 229 с.
Другие темы курса