Традиционный японский театр Но
Театр Востока необычен и загадочен для российских зрителей, от чего особенно привлекателен. Драматурги и актёры используют приемы, которые формировались веками и прочно вплелись в культуру Азии. Например, в Японии самыми популярными считаются такие многовековые виды театра как Но, Кабуки и Бунраку. С одним из них вы сейчас познакомитесь поближе.
Японский драматический театр Но зародился в XIV-XV веках. Он был создан Канами Киёцугу и его сыном Дзэами, который считался лучшим актёром своего времени. Именно он был первым драматургом, который придумывал сюжеты для театра Но.
Сюжеты японского традиционного театра, как правило, посвящены моральным дилеммам человека и его судьбе. В пьесах упоминаются исторические деятели, происходят трагические баталии.
Герои театра Но делятся на категории: женщины, мужчины, воины и потусторонние силы. Такое деление вовсе не значит, что обычно на сцене только четыре актёра. Каждая категория героев делится ещё на другие виды. Например, женщины могут быть молодыми, старыми, злыми или красивыми.
Для всех этих героев существуют маски с собственными именами. Однако их носят только актёры, которые исполняют главные роли (ситэ). Второй по значимости персонаж — ваки, он призван быть адресатом истории героя и проявлять сочувствие. В некоторых пьесах появляется спутник ситэ — цуре.
Кроме этих актёров на сцене присутствует хор, который состоит из флейтистов, барабанщиков и, конечно, певцов. Лица музыкантов не загримированы и не выражают никаких эмоций.
Женские роли в театре Но в основном играют мужчины. Иногда это может быть вовсе незаметно из-за нарядов, которые полностью закрывают тело, и кипарисовых масок. Они немного меньше человеческого лица и имеют узкие прорези для глаз, из-за чего зрение актёров ограниченно. Они фактически передвигаются на площадке на ощупь, по памяти.
Актёры всегда выступают на квадратной кипарисовой сцене, размер которой — 6х6 метров. С левой стороны театральных подмостков расположен мостик (хасигакари), он ведёт за кулисы. Это пространство может быть дополнительной сценической площадкой, если того требует пьеса.
Под сценой установлены пустые кувшины. Они резонируют и помогают публике лучше слышать речь актёров, которая довольно витиеватая и всё равно не очень понятная. Поэтому зрителям раздают буклеты, чтобы они могли прочитать сюжет пьесы.
На фоне позади сцены изображена сосна. Такой задник постоянен, во всех спектаклях он один и тот же. У дальней части сцены сидят музыканты, вдоль правой стороны площадки размещается хор. Места для зрителей располагаются перед сценой и с левой стороны от неё.
Труппа использует минимум реквизита, например, веер, без которого не обходится ни один спектакль театра Но. А кроме изображения сосны позади сцены из декораций редко что-то появляется.
Такой минимализм не случаен: самое важное в театре Но — это игра актёров, их реплики, интонации. Ключевыми являются их плавные движения — любое движение руки, поворот головы имеет определенную трактовку. Например, несколько шагов могут означать, что герой отправился в дальнее путешествие. Для каждого персонажа в сценарии прописаны определенные движения, позы, взмахи веером — все они должны быть выполнены героем.
Актёры театра Но также используют особый приём для «скользящей» походки (хакоби). При ходьбе они держат пятки на полу, а их ноги всегда находятся в слегка согнутом положении. Длинные многослойные костюмы позволяют скрывать от зрителей такое положение тела.
Наряды актёров изначально были сделаны на основе одежды средневекового императорского двора. С первого взгляда видно, что они выглядят изысканно и роскошно. Костюмы актёров обычно золотого, жёлтого или красного цветов, их преобладание зависит от персонажа и его характера. Белый и красный цвета используются для костюмов божеств и молодых красавиц. Существуют костюмы даже с вышивкой золотыми нитями или сусальным золотом.
В большинстве постановок театра Но в середине спектакля происходит превращение персонажа ситэ. В начале пьесы он может быть обычным человеком, а потом становится духом или божеством. После своего изменения персонаж появляется в другом костюме и маске, что подчёркивает его перевоплощение. Трансформировавшийся герой предстаёт перед зрителями, чтобы рассказать правду о своей жизни и самом превращении.
Считается, что театр Но основан на эстетическом принципе югэн. Это понятие подразумевает некую мистическую таинственность, трепет и ощущения, которые испытывают люди, когда смотрят на что-то непостижимое, не до конца понятное.
Согласно японской эстетике, это невыразимое чувство, которое в театре Но достигается благодаря использованию теней и внезапному прекращению движения. Возможно, эффект югэн наиболее понятен на спектаклях японского традиционного театра в темноте и при свете костров.
Анастасия Денгаза
Список источников
- Смолина К.А. Сто великих театров мира. М.: Вече, 2001.
- Таинственный театр Но. Часть 1: философия и эстетика, сюжет, композиция, актёры и маски // Вокруг света
- Noh Theatre // Ancient History Encyclopedia
Другие темы курса