• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“Все чудесатей и чудесатей”. Разберем, что же хорошего есть в “Алисе в стране чудес”?

История приключений юной Алисы в чудесной стране, где обитают Шляпник, Чеширский кот, Труляля и Траляля знакома многим с детства. Кто-то читал книгу, кто-то смотрел мультфильм. Многие согласятся, что произведение Кэрролла не наполнено мрачностью, но оно полно необычностью. Концепция всей книги состоит в нормализации странного. Именно поэтому новость, что за работу над экранизацией книги “Алиса в стране чудес” взялся Тим Бертон не стала удивлением. Произведение идеально соответствует стилистике режиссера. Однако, когда картина вышла в свет возникло множество претензий по поводу несоответствия оригинальной истории книги. Сложно согласиться с подобным обвинением. Во-первых, киноадаптация не подразумевает под собой слепое перекладывание сюжета на киноленту. Во-вторых, сам режиссер говорил, что брал лишь некоторые элементы из книги.

На первый взгляд “Алиса” кажется типичным диснеевским приключенческим фильмом. Однако Бертон был бы не Бертон, если бы не заложил глубокие и важные смыслы в, казалось бы, детский фильм. В данной статье мы еще раз посетим королевство и постараемся понять, почему “Алиса в стране чудес” - это не про странную девочку и чудаковатого шляпника? Сразу важно оговорить, что акцент будет сделан на анализе характеров, созданных режиссером. По причине того, что кино приемы в фильме использованы меньше, чем в других работах режиссера. Работа с большой корпорацией со строгими правилами дает о себе знать.

Детство

Фильм начинается с кадров маленькой Алисы, которая жалуется на повторяющийся кошмар. Важно, что успокаивает девочку именно отец.

Он был примером для героини. Их объединяло умение мыслить шире обычных людей. Именно отец принимал девочку такой какая она есть и спокойно относился к ее рассказам про волшебную страну. И он же научил ее этого не боятся. Отец объяснял, что все эти чудеса можно контролировать: ущипнуть себя и проснуться. Можно сказать, что благодаря такой поддержке Алиса не задушила в себе эту самобытность, символом которой выступает страна чудес. Однако мы знаем, что отец героини погиб. Возможно, отчасти из-за этого Алиса встречается с проблемой непонимания себя.

Ненормальное нормально

История Бертона происходит уже после приключений Алисы из сказки Кэрролла. Режиссер намеренно обращается к повзрослевшей героине и отходит от изначального сюжета произведения. “Алиса была какой-то глуповатой девочкой, без всякой видимой цели мечущейся между бесчисленным множеством второстепенных сумасшедших персонажей” [1], делится сам Бертон. “Моей главной задачей стало приземлить образ героини, сделать его более реальным. Не девочка и, тем более, не девица, витающая в облаках, а волевая, готовая постоять за себя личность” [1]. Именно поэтому героиня Бертона повзрослела. Действительно, ребенок не может до конца осознавать, что есть норма, а что нет. Когда в страну чудес попадает 20-ти летняя девушка, вопрос принятия ненормальности встает более остро.

Тема сумасшествия проходит лейтмотивом через весь фильм. В этом он схож с книгой. Однако мы рассматриваем его уже под другим углом. Книга учит нас верить в чудеса и мыслить иначе. Фильм же ставит вопрос: “а что значит нормально?” Причем проявляется он как глобально в сюжете, так и в персонажах. Рассмотрим их более подробно. Обратимся к Шляпнику, Мартовскому Зайцу и Мыши. На первый взгляд они кажутся совершенно безумными, заяц так особенно. Но вспомним сцену с Валетом, когда они укрывали от него Алису. Друзья специально вели себя как сумасшедшие, делали вид, что ничего не понимают. Их поведение не было свойственно действительно неадекватным личностям. Тем не менее, мы не может утверждать, что тот же Шляпник не странен. “Что общего у ворона и письменного стола?” Вопрос не кажется безумным, лишь нестандартным.

Подробнее про Алису

Хоть героине и 20 лет в начале фильма она ощущает себя ребенком. Это проявляется в ее поведении. К примеру, Алиса не управляет своей жизнью. Она позволяет собой потакать, чуть не выходит замуж не по любви и так далее. Об ее детской позиции говорит и одежда: ее платье имеет детский фасон и открывает ноги. Дамы того времени носили другие платья, и это видно на приеме. Таким способом автор визуально выделил героиню на фоне остальных.

Выделяется девушка и своими мыслями. Наблюдая за сценой танца, когда она задевает других танцующих, мы можем решить, что Алиса рассеяна. На самом деле, она просто не понимает ценности всего происходящего, для нее чужды нормы пребывания в свете. Девушка искренне не понимает, зачем пытаться показаться каким-то определенным образом перед другими людьми. Именно поэтому она не старается танцевать и слушает дам в пол уха. Алиса не витает в облаках, просто для нее все это не важно. Отсюда внимание к пробегающиму мельком кролику.

 

На моменте с кроликом также хотелось остановиться чуть подробнее и разобраться в мотивах поведения героини. Побег за животным кажется глупым и детским поведением. Но давайте поразмышляем. Алиса с детства видит одинаковые сны, в которых также фигурирует кролик. Эта ситуация заставляет ее, как любого адекватного человека, задуматься, все ли с ней в порядке. Всю жизнь внутри нее сидят сомнения и опасения касаемо ее психического здоровья. И тут на приеме она начинает видеть того самого кролика, которого никто более из гостей не замечает. Очевидно, она побежит за ним, просто чтобы убедиться в его существовании, и что она не сошла с ума.

В стране чудес

После того, как Алиса попадает в зал с дверьми, мы наблюдаем, как она пытается протиснуться в маленькую дверь и выпивает специальный напиток. Сюжет нам знаком, а вот комментарии на фоне для нас неожиданны. “Ты не ту Алису притащил!” И эта фраза запускает один из основных лейтмотивов фильма. С момента попадания героини в страну чудес, обитатели все время ставят под сомнения: истинная ли это Алиса. Более того, сама девушка не знает ответа на этот вопрос. Да и вопрос-то сам по себе имеет два смысла. “Наша Алиса?” Что значит “наша”? На первый взгляд ответ прост - девочка, которая ранее была в стране чудес и знакомилась с героями. Однако все не так просто. В картине образ “той самой Алисы” - символ истинной натуры героини: ее талантов, особенностей и характера. Отсюда весь путь девушки в течение картины выглядит как путь к принятию себя.

Это все он

Однако не только герои сомневаются в истинности Алисы. Девушка также не уверена в реальности окружающих ее героев. Удивительное противопоставление: вопрос настоящая Алиса или нет переплетается с тем, настоящий ли это мир.

Попав в страну чудес, героиня почти сразу сталкивается с тем, что ей рассказывают про ее предназначение: убить мечом страшного монстра Бармаглота. Разумеется, девушку это пугает: “Я голов не секла. И не хочу”. Так в течение всего сюжета герои вокруг убеждают Алису, что она непременно должна это сделать. Однако из-за того, что девушка воспринимает все происходящее как сон, она не принимает всерьез эти слова. Хоть жители королевства и уверены в неизбежности судьбы Алисы, Белая королева позволяет девушке решить самой: “Решать тебе и тебе одной. Потому что выдерживать натиск чудища ты будешь в одиночку”. Кульминацией стал момент, когда Алиса поняла, что все происходящее не является сном. Именно тогда она осознала, насколько все серьезно, и приняла решение сразиться с Бармаглотом. Явно прослеживается аллюзия на образ принятия себя. Битва с монстром означает для Алисы ответственность за свою жизнь. Когда героиня признала существование страны, она приняла свои таланты и особенности. И сразив Бармаглота, она окончательно поняла, что ее жизненный путь зависит только от нее.

Неоднозначные герои

Мы уже затронули ранее, что такие герои как Шляпник или Мартовский заяц не так просты, как кажутся на первый взгляд. Сейчас же обратимся к одной из наиболее ярких героинь - Кровавой королеве. Если присмотреться, она не типичная злодейка совершающая зло ради зла. Королева страшит подданных, чтобы удержать власть, ведь она уверена, что трон по праву принадлежит ей, так как она старше сестры. Однако королеве не чужды обычные человеческие чувства. Она хочет любви и выпрашивает ее у Валета. Сочувствует Алисе и любезно принимает ее во дворце. Поэтому героиня не выглядит пугающей, скорее она вызывает сочувствие. А вот Белая королева кажется немного жутковатой. Вспомним, как она варила зелье для Алисы. Королева взяла чей-то отрубленный, гнилой палец и с наслаждением понюхала его. Зрелище несколько пугающее, при условии, что это добрая королева.

Также не дает покоя ее фраза: “Знаешь, моя сестра предпочитает царствовать в мире живых.” Возникает вопрос: “а где тогда предпочитает царствовать она?” Но оставим этот вопрос риторическим. Кроме того, она часто говорит, что неспособна причинить вред живому существу. Хотя при этом подстрекает Алису убить Бармаглота. Девушка выступает как воин королевы. По сути Белая королева убила Бармаглота руками Алисы. Нет милосердия в ней и во время приговора сестре. Белая королева приказывает запереть Ирацебетту с Валетом, видя, что он только что попытался ее убить. Не очень-то милосердно.

Итог

Вопрос нормальности ненормального делает “Алису в стране чудес” актуальной во все времена и для всех возрастов. Однако Бёртон выразил этот вопрос в более серьёзной форме так, что сказка привлекает яркостью детей, но при этом на равных разговаривает со взрослыми.

Екатерина Яковлева

Источники

  1. На российский экран выходит фильм Тима Бертона "Алиса в стране чудес" // Российская Газета URL: https://www.rg.ru/2010/02/28/alisa-poln.html 

Дальше