• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Великолепный Век. Как сериал стал культовым

Говоря об исторических сериалах, невозможно оставить без внимания турецкий сериал “Великолепный век”, в основу которого лег период правления одного из самых великих султанов из династии Османов, известного в Европе как Сулейман Великолепный.

Великолепный Век. Как сериал стал культовым

В целом, султан Сулейман в исторических источниках позиционируется как величайший и могущественный военачальник, полководец и реформатор, благодаря чему Османская империя в период его правления достигла пика расцвета, стала сильной державой.

Так как речь пойдет об Османской империи, государстве, которое являлось мусульманской страной, невозможно опустить факт наличия гарема, а также объяснить, по какой причине во дворце султана были такие правила. Мы привыкли к тому, что европейские короли, как правило, заключали политически выгодные браки, зачастую замуж приходилось брать своих кровных родственниц, что, несомненно, влияло на генетику, а также физические возможности любой женщины ограничены, поэтому воспроизвести на свет наследника мужского пола периодически было тяжело, что влекло за собой ряд проблем с точки зрения сохранения правящей династии. Османы же пошли по другому пути, у султана был гарем, в котором находились военнопленные рабыни из других стран, султан выбирал себе наложницу-фаворитку, которая рожала ему одного или нескольких шехзаде, что гарантировало наличие наследника и продолжение династии.

Говоря о Сулеймане I, стоит отметить, что он был из тех правителей, которые все же заключили брак с одной из своих фавориток, ею оказалась Роксолана, иначе известная как Хюррем Хасеки-султан. Исходя из данных в некоторых исторических источниках изначально девушку звали либо Александрой, либо Анастасией, славянка по происхождению, однако доподлинных данных о том, кем она была ранее, и как складывалась ее жизнь до того, как она попала в гарем Сулеймана I, нет. Наложница, а позднее и жена султана, родила ему шестерых детей, один из которых умер во младенчестве, еще одним ребенком была девочка, которая автоматически не претендовала на престол, а младший сын родился с врожденным пороком, что также лишало его права взойти на престол. Исходя из этого, Хюррем подарила Сулейману троих дееспособных наследников, один из которых позднее стал Селимом II, султаном империи османов.

Помимо Хюррем известно еще о трех наложницах, родивших султану сыновей: Фюлане, Гюльфем и Махидевран. Первая девушка не сыграла важной роли в историческом развитии империи, ее сын умер довольно рана, а к ней самой султан не имел сильного интереса, по этой причине детей у них больше не было. Сын Гюльфем-хатун также довольно рано умер, однако она все равно осталась в числе приближенных султана. Махидевран повезло несколько больше, ее сын Мустафа был одним из претендентов на трон, а также его очень любил народ, однако, он был обвинен в заговоре и казнен.

В общем-то, исходя из того, какой уклад был во дворце султана, вполне понятным становится то, что внутри гарема, а также между фаворитками султана было много трений на почве того, кто же все же родит султану наследника, а позднее и то, чей сын взойдет на престол. Это не могло ни привлечь внимание сценаристов, в особенности турецких, ведь речь идет об истории развития их страны. В 2011 году на экраны вышел сериал “Великолепный век”, в котором показаны не только скандалы и хитросплетения судеб и интриг, но и также уделено внимание военным походам и политическим реформам.

Сериал дает зрителям возможность прочувствовать дух империи Османов, ведь съемки часто происходили в реальных дворцах, а декорации старались сделать максимально приближенными к реальности, хотя создатели сериала и внесли некоторые коррективы. Например, свечи, столы и шторы, все это пришло в Османскую империю несколько позже, но все это добавило сериалу красочности, помпезности и некоторой “восточности”, делая образ династии еще более могущественным и властным.

Исторический аспект сериала стоит затронуть в первую очередь, ведь без этого, описывая период правления Сулеймана Великолепного, никуда. Количество успешных завоевательных военных походов в этот исторический период мало с чем сравнимо. В сериале уже в первом сезоне мы можем увидеть его поход на Венгрию, в ходе которого был захвачен город София, Будайская крепость, а также Белград. Во время этого похода зрителю также показывают короля Лайоша II или Людовика II, реального исторического персонажа, который был последним королем Чехии и Венгрии, а также вскользь затрагиваются отношения османов с католической церковью в лице Ватикана, так как для них Османская империя представляла серьезную угрозу. Помимо этого, мы можем увидеть в сериале еще множество завоевательных походов Сулеймана, войну с Венгрией, несколько дипломатических переговоров, восстаний внутри страны и еще множество исторически важных событий. Однако, в сериале им не уделено достаточное внимание, хотя в основу легли исторические документы и записи.

Если говорить о том, какую роль играют межличностные отношения в сериале, то они играют колоссальную роль. Сценаристы очень много уделили внимания отношениям между Хюррем и Махидевран, показывая их бесконечную “холодную войну”, отношениям Хюррем с матерью султана, его сестрами, другими наложницами и слугами. В целом, можно сказать, что сериал и построен на всех этих интригах.

Несмотря на то, что в основе сериала лежит реальная историческая эпоха, турецкие зрители очень скептически отнеслись к сюжету, в отличии от российских, ведь у нас сериал обрел колоссальную популярность. В Турции работа была воспринята лишь как домыслы создателей, исказивших реальный ход истории, по этой причине создатели сериала сделали заявление, что он лишь вдохновлен жизнью Сулеймана великолепного, поэтому зрителям стоит быть снисходительнее и сверяться с реальными фактами, если они хотят получить доподлинную информацию.

Важно отметить, что в то время в Османской империи было запрещено писать портреты, все они были написаны со слов тех, кто жил в те времена, а соответственно, доподлинно неизвестно, как выглядели те или иные правители, наложницы и исторические деятели. Поэтому внешний вид персонажей полная импровизация создателей, и иногда с опорой на имеющиеся факты, иногда нет. Однако, историки отмечают, что подобных платье, как в сериале, не могло быть на женщинах той временной вехи, слишком уж они откровенные.

Однако, помимо несостыковок во внешнем облике, в сериале в целом много домыслов. Отдельное внимание стоит уделить любовной ветке Хюррем и Луки, с которым, если верить сериалу, у нее был роман до того, как она стала рабыней. Лука все те годы, пока его возлюбленная Александра жила во дворце султана, искал девушку и в конце концов нашел в момент своего приезда в качестве славянского художника, тем самым пошатнув репутацию Хюррем во дворце, ведь ее обвинили в измене падишаху, в итоге Лука ест отравленный рахат-лукум, доказывая свою любовь к Александре и умирает.

История, тронувшая сердца многих зрителей, вообще не существовала в реальности, Лука и их любовь с Хюррем лишь вымысел сценариста, как и появление во дворце принцессы Изабеллы, которая в сериале представляла угрозу для Хюррем из-за того, что Сулейман проявлял к ней любовный интерес, в реальной жизни фактов, свидетельствующих о наличии данной девушки в жизни султана просто нет. Более того, источники свидетельствуют о том, что Сулейман Великолепный распустил гарем после того, как Хюррем стала его законной женой и сохранял ей верность.

Помимо таких серьезных расхождений с историческими фактами в сериале в целом много домыслов касательно отношений между жителями дворца, придуманных событий и фактических умышленных ошибок, делающих сериал более остросюжетным и романтическим, благодаря чему миллионы женщин полюбили его.

Несмотря на это, сериал может стать отличным поводом ознакомиться с историческими источниками о династии османов, ведь сериал стал очень популярным как минимум в России, а значит, имеет культурное влияние на своих зрителей, поднимая волну интереса к истории Турции, ее достопримечательностям, и даже побуждая посетить Стамбул, где разворачивается действие сериала, чтобы самим прочувствовать атмосферу жизни персонажей “Великолепного века”.

Софья Свинцова

Список источников

  1. Владимирский А. Сулейман Великолепный и его «Великолепный век». – Litres, 2017.
  2. Загребельный П. Роксолана. Роковая любовь Сулеймана Великолепного. – Litres, 2020.
  3. Исторические неточности сериала “Великолепный век” [Электронный ресурс] URL: https://history-doc.ru/zarubezhnaya-istoriya/istoricheskie-netochnosti-seriala-velikolepnyj-vek/

Дальше

Другие темы курса