• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как возможна символическая смерть? Экскурс в теорию обрядов перехода

Как возможна символическая смерть? Экскурс в теорию обрядов перехода

Источник: bbc.com

«Чтобы перейти из одного состояния в другое, из одной группы в другую, объединиться с людьми этой группы, человек вынужден со дня рождения до дня смерти чётко следовать церемониям, часто различным по форме, но сходным по механизму действия»

(А. ван Геннеп «Обряды перехода»)

Что такое обряды перехода?

Для социальных наук жизнь человека – это не просто набор отдельно взятых событий, а последовательность переходов из одного социального статуса в другой. Социальная антропология не исключение. Благодаря работам таких учёных-антропологов как Арнольд ван Геннеп (1873-1957) и Виктор Тёрнер (1920-1983) мы можем разложить нашу жизнь практически «по полочкам», а точнее по этапам и периодам, маркированным специальными действиями, которые составляют «обряды перехода».

В эпиграфе к материалу читатель мог заметить загадочное слово «лиминальность» (от лат. limen - порог), которое, как станет понятно далее, играет отнюдь не последнюю роль в теориях ван Геннепа и Тёрнера. Однако для начала необходимо разобраться в том, что же такое «обряды перехода» и о каких именно «переходах» мы говорим.

Сам термин «обряды перехода» был впервые использован в одноименной монографии Арнольда ван Геннепа «Les Rires de Passage», опубликованной на французском языке в 1909 году. Ключевая идея ван Геннепа состояла в том, что в течение жизни человек постоянно преодолевает границы социальных статусов – переходя из одного в другой. Такие переходы, как правило, находят выражение в наборе определенных действий, осуществление которых необходимо для того, чтобы тот самый «переход» был совершен и, что немаловажно, признан другими людьми. Эти действия или, как называет их ван Геннеп, «церемонии», и являются обрядами перехода:

«Человек в своей жизни последовательно проходит некие этапы, и окончание одного этапа и начало другого образуют системы единого порядка. Таковыми являются: рождение, достижение социальной зрелости, брак, отцовство, повышение общественного положения, профессиональная специализация, смерть. И каждое из этих явлений сопровождается церемониями, у которых одна и та же цель: обеспечить человеку переход из одного определенного состояния в другое, в свою очередь столь же определённое.

Необходимо, чтобы средства достижения цели были подобными, но не обязательно в деталях. Человек изменяется, ибо он проходит многие этапы и преодолевает многие барьеры. Отсюда общее сходство церемоний, сопровождающих рождение, детство, достижение социальной зрелости, обручение, вступление в брак, беременность, отцовство, приобщение к религиозным сообществам, похороны» [1, с. 9].

Обряды перехода, по ван Геннепу, можно рассматривать как инструменты поддержания социального порядка в определённых обществах или сообществах [4]. Унифицированный характер и логика обрядов перехода структурируют составляющие их действия и тем самым поддерживают их упорядоченность. В качестве примера можно рассмотреть обряды инициации, которые составляют один из типов обрядов перехода, выделенных ван Геннепом.

Нередко обряды инициации связываются с классическим примером – переходом подростков в статус «взрослых». При этом сама инициация как ритуал сопряжена с нанесением людям, находящимся в «переходном» состоянии, неустранимых увечий, символически закрепляющих приобретаемый социальный статус. Распространённый пример, встречаемый во многих антропологических работах, – процедура обрезания, применяемая как к юношам, так и к девушкам.

«Его [обрезание] следует включать в группу обрядов, которые путём очевидного для всех приёма (ампутации, раздробления, членовредительства – неважно какой части тела) изменяют социальный статус человека» [1, с. 70].

Однако инициация также может быть интерпретирована как процесс принятия человека в то или иное сообщество. Например, обряд крещения в христианстве является символическим «включением» человека в сообщество приверженцев определённой религии. Сам человек при этом становится «своим» для этой социальной группы и обретает новую идентичность.

Структура и типы обрядов перехода в теории Арнольда ван Геннепа

Можно заметить, что уже в описании обрядов инициации были использованы такие слова как «включение» и «принятие», маркирующие завершающую стадию обряда и его результат. Это неслучайно. В теории ван Геннепа «полная схема» обрядов перехода включает в себя три стадии – отделение, промежуточное состояние и включение [1, с. 15], – степень значимости каждой из которых может различаться, в зависимости от контекста совершаемого обряда. Каждой стадии перехода соответствуют определённые типы обрядов, каждый из которых имеет специальное название:

Обряды отделения – прелиминарные

Обряды промежуточного состояния – лиминарные

Обряды включения – постлиминарные

«Я предлагаю называть прелиминарными обрядами обряды отделения от прежнего мира, лиминарными – обряды, совершаемые в промежуточный период, и постлиминарными – обряды включения в новый мир» [Там же, с. 24].

Наглядной иллюстрацией теории ван Геннепа является пример структуры жизненных периодов представителей высших варн в Древней Индии:

«Термин «дважды рождённый» указывает на подлинную роль обрядов перехода. Брахман, принадлежащий к своей касте по рождению и включённый в неё обрядами детства, затем подвергается церемониям инициации, в процессе которых он умирает для прежнего мира и возрождается в новом.

Эти церемонии посвящения дают ему возможность заниматься магически-религиозной деятельностью, которая становится его профессией. <…> внутри сакрального мира, в котором живёт брахман с момента рождения, есть три периода: пpeлиминарный, до представления наставнику (upanayana), лиминарный (послушничество) и последний, постлиминарный (жречество)» [Там же, с. 98].

Несмотря на значимость фигуры ван Геннепа для развития социальной антропологии, его работа была подвергнута критике со стороны последователей Эмиля Дюркейма, с которым мы уже знакомы по предыдущим материалам курса. В частности, Марсель Мосс высказывался о монографии «Обряды перехода» как о недоработанной с точки зрения развития теории и перегруженной фактами о разных культурах и исторических эпохах [5]. Это замечание важно для нашего курса, так как в следующем материале мы более сфокусировано посмотрим на теорию Мосса о дарообмене и его знаменитую работу “Очерк о даре”. Пока что можно лишь указать на частичное пересечение интересов Мосса и ван Геннепа, которые независимо друг от друга анализировали социальную значимость ритуала обмена дарами. Так, ван Геннеп писал:

«Обмен подарками обладает непосредственной силой воздействия, это принудительный акт: принять от какого-либо человека подарок значит связать себя с ним» [1, с. 32].

В качестве примеров практик и ритуалов дарообмена ван Геннеп приводит обмен одеждой, украшениями и другими символически значимыми предметами, а также обмен рукопожатиями, поцелуями и т.д. Такие обряды далеко не всегда растянуты во времени – например, рукопожатие редко длится дольше нескольких секунд, – однако они обладают символической силой и позволяют устанавливать и преодолевать символические границы между людьми из разных социальных групп.

Другими классическими примерами обрядов перехода, функция которых заключается в преодолении символических границ и «включении» человека в новое социальное пространство, являются промежуточные обряды, «совершаемые на пороге»:

«Следует отметить, что обряды, совершаемые на самом пороге, – это обряды промежуточные. Примером обрядов отделения от прежнего мира служат обряды «очищения» (люди умываются, приводят себя в порядок и т.д.)» за ними следуют обряды приобщения (подношение соли, совместная трапеза и т.д.)» [Там же, с. 24].

Противоположным обрядам «включения» считаются обряды «отделения»:

«Обряды отделения включают обычно все те действия, в которых что-либо отсекается, например, первая стрижка волос, бритье головы, первое одевание» [Там же, с. 54].

Лиминальность в теории ритуала Виктора Тёрнера

Продолжателем идей Арнольда ван Геннепа стал англо-американский антрополог Виктор Тёрнер, более скрупулезно работавший с концептуальным аппаратом, описывающим ритуальный, или обрядовый, процесс и его лиминарный аспект:

«Во время промежуточного «лиминального» периода особенности ритуального субъекта («переходящего») двойственны; он проходит через ту область культуры, у которой очень мало или вовсе нет свойств прошлого или будущего состояния. В третьей фазе (восстановления, или воссоединения) переход завершается. Ритуальный субъект — личность или группа — опять обретает сравнительно стабильное состояние и благодаря этому получает vis-a-vis к другим права и обязанности чётко определённого и «структурного» типа» [3, с. 168-169].

Для Тёрнера лиминальное положение отдельного человека или целой социальной группы характеризуется двойственностью их положения, которое является следствием «выпадения» лиминальных, или «пороговых», людей из существующей социальной структуры и системы норм (со)общества, к которому они принадлежат:

«Лиминальные существа ни здесь, ни там, ни то ни сё; они – в промежутке между положениями, предписанными и распределёнными законом, обычаем, условностями и церемониалом. Поэтому их двусмысленные и неопределённые свойства выражаются большим разнообразием символов в многочисленных обществах, ритуализирующих социальные и культурные переходы. Лиминальность часто уподобляется смерти, утробному существованию, невидимости, темноте, двуполости, пустыне, затмению солнца или луны» [Там же, с. 169].

Пример пороговых людей, который приводит Тёрнер – это «неофиты в обрядах инициации или совершеннолетия». Неофиты одеты в лохмотья или странные одеяния, подчёркивающие отсутствие какого-либо социального статуса их носителя. Поведение неофитов – пассивное или униженное, не предполагающее каких-либо попыток выделиться среди других, несмотря на стремление к кооперации и товариществу с такими же пороговыми людьми.

Одним из важных аспектов переходного состояния, согласно теории Тёрнера, является переживание обществом состояния коммунитас (лат. – communitas), состоящего в признании всеобщей социальной связи. Как следствие, можно выделить две модели существования общества:

«Первая – модель общества как структурной, дифференцированной и зачастую иерархической системы политико-право-экономических положений с множеством типов оценок, разделяющих людей по признаку «больше» или «меньше». Вторая – различимая лишь в лиминальный период – модель общества как неструктурного или рудиментарно структурного и сравнительно недифференцированного comitatus общины или даже общности равных личностей, подчиняющихся верховной власти ритуальных старейшин» [Там же, с. 170].

Лиминальность как этап перехода от одного состояния к другому может быть присуща не только конкретным людям или социальным группам, но и шире – обществу в целом. В первом материале курса мы уже обращались к кейсу пандемии covid-19 – как ситуации, на примере которой становится очевидным, что человечество сегодня «находится в одной лодке». Однако случай пандемии covid-19 так же хорошо иллюстрирует процесс переживания обществом глобального карантина – лиминального состояния перехода от «доковидной» эпохи к «постковидной», в котором человечество объединено общей проблемой и осознанием сопричастности друг другу независимо от географического местоположения.

В классических работах социальных антропологов обряды перехода были исследованы на примере «примитивных» обществ. Однако, как известно, современная социальная антропология прекрасно «работает» и для объяснения жизни современных, или модернизированных, (со)обществ:

«Мы изобрели ритуалы, которые заменяют традиционные обряды перехода даже в нашем современном обществе» [6, с. 30].

Норвежский социальный исследователь Вилли Педерсен (Университет Осло) анализирует такие современные «изобретенные» ритуалы как «принятие» неофитов в сообщества представителей субкультуры металлистов – в таких церемониях нередко используются «традиционные» ритуальные артефакты как черепа, скелеты, магическая атрибутика и т.д. [Там же]. Иные по содержанию, но схожие по структуре – ритуалы, которые используются врачами в программах по реабилитации людей, страдающих от наркотической зависимости. Так, каждый совершенный ритуал для пациента – это конец прошлого жизненного этапа и начало нового, свободного от деструктивной зависимости [Там же].

Примеры обрядов перехода в университетской жизни

Выше в качестве примера обряда включения уже был использован кейс (фотография) японских студентов, которых обливают водой во время ритуала «посвящения в студенты» – тем самым «включая» их во взрослую жизнь. Однако на протяжении университетской жизни одним из наиболее частых обрядов перехода является экзамен – форма ритуала, сопровождающего переход студента от одного социального статуса к другому (например, от «первокурсника» к «второкурснику» и т.д.) и/или от одной ступени обучения к другой (например, от бакалавриата к магистратуре и т.д.).

Если посмотреть на экзамен через призму социальной антропологии, то мы увидим, что экзамен – это предельно ритуализированная практика, состоящая из устоявшихся действий, которые необходимо совершить её участникам (экзаменаторам и экзаменуемым), чтобы легитимировать ожидаемый результат, то есть переход экзаменуемого из одного социального статуса в другой. При этом оценка в зачётной книжке или получаемый по завершении обучения диплом – это символические подтверждения успешного прохождения ритуала и, как следствие, перехода в новое состояние и обретения нового статуса.

Кроме обрядов посвящения в студенты и бесконечных экзаменов интересным примером университетских обрядов перехода также является защита диссертации, социоантропологическому анализу которой посвящено исследование Н.В. Деминой. Обращаясь к теориям А. ван Геннепа и В. Тёрнера, автор исследования концептуализирует обучение в аспирантуре как длительный переходный период обретения нового социального статуса «учёного»:

«Период обучения в аспирантуре – промежуточная, лиминарная стадия перехода из мира учеников в мир учёных. <…> В идеале весь цикл: вступительные экзамены – аспирантура – кандминимум – диссертационный диспут представляет собой «умирание» соискателя как ученика и «воскрешение» как учёного» [2, с. 100].

Несмотря на длительный и упорный путь аспиранта, принятие его в мир учёных не происходит просто так – пока неофит не прошёл испытания, которые бы подтвердили его навыки и умения, соответствующие требованиям «племени» учёных, он не станет для них «своим». В связи с этим защита диссертации (по аналогии с экзаменами, которые мы рассматривали выше) является ключевым обрядом перехода, или церемонией, за счёт прохождения которой новичок принимается в сообщество – он «возрождается» в нём, предварительно «умерев» для мира не-учёных, и, как следствие, получает новый социальный статус:

«Хотя процедура защиты диссертаций в разных странах разная, но механизм действия обряда перехода и включения всегда такой же, как и этапы сближения между чужеземцами и туземцами: остановка, ожидание, переход, вход, включение» [Там же, с. 105].

В завершение ритуала защиты диссертации начинается постлиминарный обряд «включения» - банкет, или «совместная трапеза», которая может сопровождаться обменом подарками как ещё одним ритуалом «включения» нового учёного в сообщество. И кстати, начиная разговор о ван Геннепе и обрядах перехода мы неспроста упомянули о том, что практика дарообмена обладает особой силой формировать и укреплять социальные связи между людьми. Однако это уже тема следующего материала курса.

Полина Ваневская

Список источников

  1. Геннеп ван А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
  2. Демина Н.В. Институционализация в сообществе ученых: защита кандидатской диссертации как обряд перехода // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII. №1. С. 97-112.
  3. Тернер В. Символ и ритуал. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983.
  4. Eriksen T.H., Nielsen F.S. A History of Anthropology. – London. Srerling, Verginia: Pluto Press, 2001.
  5. Mauss M. Review of Van Gennep’s Rites de Passage // L’Année sociologique. 1910. №11. P. 200-202.
  6. Pedersen W. Rites of passage in high modernity // Young. 1994. Vol. 2. №1. Pp. 21-32.

Дополнительные материалы

И ещё немного о лиминальности – в видео Liminality - How Humans Experience Change

 

Дальше

Другие темы курса