• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция „Юг-Юг“ во внешней политике Лулы

Второй саммит организации БРИК

Второй саммит организации БРИК
Фото: Жозе Круз

Приход на президентский пост Луиса Игнасио Лулы да Силвы поменял внешнеполитическую парадигму страны. В период действия мандата его предшественника Фернандо Енрике Кардосо главной темой внешнеполитической повестки стала идея „автономия путём интеграции“, т.е. Бразилия должна найти своё место в системе международных отношений посредством участия в международных организациях.

Исходя из укрепления позиции страны и достигнутой региональной автономии, Лула положил основы концепции сотрудничества „Юг-Юг“. Цель программы – акцентировать сотрудничество с развивающимися странами южного полушария и увеличить своё влияние путём инвестиций и использования ресурсов стран „Третьего мира“.[1] Таким образом, на международной арене Бразилия должна была выступать в качестве защитника интересов развивающихся стран.

Главными обещаниями со стороны Бразилии в рамках этой концепции были: взаимодействие и взаимовыгода, уважение суверенитета, меньше бюрократии и спрос как основной двигатель экономических отношений. Кроме того, бразильское правительство предлагало гуманитарную помощь, техническое и научное сотрудничество, совместные исследования, совместный вклад в развитие международных организаций и операции по сохранению мира.[2]

Противопоставление „богатого Севера“ и „бедного Юга“ используется Бразилией как предпосылка для усиления сотрудничества и развитие „периферии“. Таким образом, партнёры страны в южном полушарии разделяются условно на две категории – системообразующие игроки (Китай, Индия, ЮАР) и развивающиеся страны (в основном, в Южной Америке и Африке).

 

[1] Santos Roberta de Freitas, Cerqueira Mateus Rodrigues. South-South Cooperation: Brazilian experiences in South America and Africa. Hist. cienc. saude-Manguinhos  [Internet]. 2015  Mar [cited  2020  June  15] ;  22( 1 ): 23-47. Available from: http://www.scielo.br/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0104-59702015000100023&lng=en.  https://doi.org/10.1590/S0104-59702015000100003.

[2] Milani, Carlos R. S.. (2013). Brazil’s South-South Cooperation Strategies: from foreign policy to public policy. SAIIA Occasional Papers. // URL: https://www.researchgate.net/publication/238724526_Brazil%27s_South-South_Cooperation_Strategies_from_foreign_policy_to_public_policy

Один из логотипов концепции
Один из логотипов концепции
Фото: Фото: DevelopmentAid

Сотрудничество с системообразующими игроками в южном полушарии (также при участии России) привело к созданию формата БРИК (а с 2010 г. – БРИКС после присоединения Южной Африки). Это способствовало переходу статуса Бразилии от „развивающейся страны“ к „возрастающей экономике“.

Хотя роль объединения в мировой политике и экономике всё ещё вызывает споры, совместные саммиты и обсуждение стратегических вопросов способствовали углублению отношений. Стремительно возросла роль Китая. В 2004 г. Бразилия официально признала китайскую экономику рыночной, а Лула заявил, что Китай является „самым обещающим бизнес-партнёром и стратегическим союзником, благодаря возрастающему спросу Китая на сырьё и сельскохозяйственные продукты“.[1]

Объём торговли за период с 2003 до 2009 г. вырос в 6 раз (с 6 триллионов в 2003 г. до 36 триллионов долларов в 2009 г.). Экономические отношения с остальными членами БРИКС развивались медленнее из-за схожей структуры экономик – Индия, ЮАР и Россия производили и экспортировали почти то же самое, что и Бразилия.

Однако заключение договора о стратегическом партнёрстве с Индией в 2006 г. и три визита Лулы в эту страну продемонстрировали значение для Бразилии отношений с другими возрастаюшими экономиками. Бразилия начала инвестировать в энергетику, автомобилестроение, информационные технологии и лёгкую промышленность Индии, стороны заключили договор о сотрудничестве в сфере безопасности. Также Бразилия являлась медиатором при подписании Преференциального торгового договора между Индией и МЕРКОСУР в 2004 г.[2]

При участии Южной Африки была создана платформа ИБСА для углубления экономических отношений и диалога по глобальным вопросам.

 

[1] Barbosa, Alexandre de Freitas; Mendes, Ricardo Camargo “Economic Relations between Brazil and China: A Difficult Partnership” // Foundation Friedrich Ebert, January 2006 // URL: http://library.fes.de/pdf-files/iez/global/50190.pdf

Благодаря ИБСА Бразилия увеличила свои возможности в развитии отношений с африканскими государствами. В 2005 г. вместе с Африканским союзом было принято Новое партнерство для развития Африки. Таким образом Бразилия увеличила свои инвестиции в южное полушарие в областях гуманитарной помощи (с 0.31% в 2005 г. до 12,02% в 2010 г.) и технического сотрудничества (с 7.22% в 2005 г. до 13.49% в 2010 г.).[1] В Африке активизировались бразильские компании Петробраз, Одербехт, Камарко Корреа. Основные сферы деятельности Бразилии в Африке – инвестиции в добыче нефти и газа (Ангола, Танзания) и в развитии инфраструктуры (Мозамбик, ЮАР, Мавритания, ДР Конго, Камерун). Развивающиеся отношения одновременно с ЕС и африканскими государствами способствовали для заключения договора об устойчивом развитии между Мозамбиком, Бразилией и ЕС в 2010 г.

Еще одной задачей для кооперации Юг-Юг – расширение интеграции в Южной Америке.  В 2004 г. по идее Лулы и перуанского президента Алехандро Толедо было создано региональное объединение УНАСУР, а в 2008 г. был заключен Конституционный договор, согласно которому УНАСУР должен был развиваться по примеру ЕС. Однако, к 2020 г. в УНАСУРе остались только Боливия, Гаяна, Суринам и Венесуэла. Несмотря на то, что интеграционные процессы внутри самой Южной Америки не закончились, посредничество Бразилии помогло для расширения МЕРКОСУР и развития отношений с государствами вне региона. В 2003 г. МЕРКОСУР подписал соглашение с Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, что дало право трем государствам быть ассоцироваными членами. Были достигнуты соглашения о свободной торговли с Израилем и Египтом, а в 2010 г. возобновились переговоры о схожем договоре с ЕС (договор будет подписан в 2019 г.).

Концепция „Юг-Юг“ была ведущей во внешней политике Лулы. Благодаря акценту на сотрудничество со странами южного полушария Бразилия нашла баланс между развитием отношений с другими региональными лидерами (Китай, ЮАР, Индия) и развивающимися странами, в которых для Бразилии меньше конкуренции в плане инвестиции. Таким образом, экономический рост страны сопутствовался расширением политического влияния.

Денис Молодцов


[1] Esteves, Paulo. Brazil and South-South Cooperation // BRICS Policy Center // URL: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/events-presentations/1377.pdf

Список источников

  1. Barbosa, Alexandre de Freitas; Mendes, Ricardo Camargo “Economic Relations between Brazil and China: A Difficult Partnership” // Foundation Friedrich Ebert, January 2006 // URL: http://library.fes.de/pdf-files/iez/global/50190.pdf
  2. BOURNE, R. (2008). Lula of Brazil: The Story So Far // University of California Press // URL: www.jstor.org/stable/10.1525/j.ctt1pnqzn
  3. De la Fontaine, Dana ; Seifert, Jurek The Role of South-South Cooperation in present Brazilian Foreign Policy: Actors, Interests and Functions // URL: https://www.lai.su.se/polopoly_fs/1.135252.1368796865!/menu/standard/file/STCHLM_PAPERS_LatAm_2010_dana%20et%20al.pdf
  4. Esteves, Paulo Brazil and South-South Cooperation // BRICS Policy Center // URL: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/events-presentations/1377.pdf
  5. India – Brazil Relations, 31.01.2020 // URL: https://mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/Brazil_bilateral_brief_Jan_2020.pdf
  6. Milani, Carlos R. S.. (2013). Brazil’s South-South Cooperation Strategies: from foreign policy to public policy. SAIIA Occasional Papers. // URL: https://www.researchgate.net/publication/238724526_Brazil%27s_South-South_Cooperation_Strategies_from_foreign_policy_to_public_policy
  7. Santos Roberta de Freitas, Cerqueira Mateus Rodrigues. South-South Cooperation: Brazilian experiences in South America and Africa. Hist. cienc. saude-Manguinhos  [Internet]. 2015  Mar [cited  2020  June  15] ;  22( 1 ): 23-47. Available from: http://www.scielo.br/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0104-59702015000100023&lng=en.  https://doi.org/10.1590/S0104-59702015000100003.

Дальше

Другие темы курса