• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

История изучения Арктики

Арктика представляет собой уникальный историко-географический регион, который вызывает огромный экономический и научный интерес у многих ученых, бизнесменов, политических элит.

История изучения Арктики

https://www.goodfon.ru/wallpaper/noch-nebo-norvegiia-severnoe-siianie-ford-liod-zima-sneg.html

В ранние времена он привлекал промышленников, купцов и даже настоящих авантюристов, готовых отправиться в неизведанное плавание ради богатств Арктики.  

Первоначально важную роль в освоении северных территорий играл Великий Новгород, один из могущественных центров древнерусских земель. Еще в 1032 году один новгородский посадник отправился в поход на пролив Карские ворота [1]. Новгородцы активно вторгались на территорию Югры, зная о том, что северные края богаты пушниной, мехом [2].

 

[1] Белов М. И. История открытия и освоения Северного Морского пути. В 4 т. Т. 1. М.: Морской транспорт, 1956. С.34

[2] Там же С.35

После же присоединения Новгорода к Москве походы в эти северные районы стали осуществлять московские власти [1]. В 1499 году был основан Пустозерский острог, который на долгие года стал важным форпостом российского влияния и торговли в Заполярье [2]. Уже в первой половине 16 века появился первый русский чертеж северных земель, который был составлен Герасимовым [3].

 

[1] Там же С.36

[2] Пустозерск – первый русский город Заполярья. 19.07.2018. [Электронный ресурс] // Go Arctic: Регионы. URL:https://goarctic.ru/regions/pustozersk-pervyy-russkiy-gorod-zapolyarya/ (дата обращения: 17.03.2021)

[3] Белов М. И. История открытия и освоения Северного Морского пути С.41

Поморы

Активную роль в освоении арктических пространств играли поморы, которые жили на берегу Студеного (Белого) моря [1]. Постепенно они начали продвигаться на восток, используя для передвижения Мангазейский морской путь, который связывал устье Северной Двины с устьем реки Таз [2].  Название этого пути ассоциируется с названием одного из важнейших населенных пунктов в Заполярье – Мангазеей. Это поселение было основано в 1601 году в результате похода Василия Мосальского и Савлука Пушкина для более лучшего контроля за сбором пушного налога с местного населения, однако позже оно пережило много пожаров и в 1671 году было оставлено горожанами по царскому указу [3].

 

[1] «Батюшко Океан, Студеное море». Традиции поморов в сказках и былинах. [Электронный ресурс] // Культура.РФ: Традиции. URL:https://www.culture.ru/materials/134756/batyushko-okean-studenoe-more-tradicii-pomorov-v-skazkakh-i-bylinakh ( дата обращения: 17.03.2021)

[2] Гумелёв В. Ю., Елистратов В. В., Рагозин А. Н. Северный морской путь: характеристика, история освоения, перспективы развития и необходимость защиты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 8. С.5

[3] Мангазея – история, основание, развитие и исчезновение. 29.11.2020. [Электронный ресурс] // Первая информационная газета: Прогнозы, аналитика в мире финансов, экономика, бизнес, новейшие технологии, тренды, факты, авто, игры: Факты. URL:https://investbrok.ru/fakty/mangazeya-istoriya-osnovanie-razvitie-i-ischeznovenie.html (дата обращения:17.03.2021)

Важным и знаменательным событием XVII века было открытие двумя первопроходцами Семеном Дежневым и Федотом Поповым пролива между Евразией и Америкой. Однако, интересно, что данное открытие не стало известно власти и широкой аудитории, так как попросту затерялось в архивных документах [1]

 

[1] Филин П. А. История исследования и освоения Арктики: основные этапы осмысления и белые пятна истории. М.: Наука, 2016. С.164

В конце XVII века примечательна экспедиция Ивана Толстоухова, которая пожелала обогнуть полуостров Таймыр, но подобно судьбе многих полярных исследований исчезла без следа [1]. Сам по себе смелый замысел и авантюрный характер подобных экспедиций был присущ многим арктическим исследованиям и путешествиям.

 

[1] Пропавший бесследно Иван Толстоухов. [Электронный ресурс] // ВикиЧтение: тайны пропавших экспедиций.URL: https://history.wikireading.ru/18608 (дата обращения: 17.03.2021)

В XVIII веке исследования Арктики российскими исследователями продолжались. Создаются карты с изображением очертаний северных и северо-восточных регионов России. Так, в 1701году Ремезов создал чертеж сибирских земель,[1] в 1734 году появился Атлас России, созданный Иваном Кирилловым, где также были отображены северные окраины России.[2]  

 

[1] Серикова У. С. История освоения Арктики //История и педагогика естествознания. – 2016. – №. 4.С.36

[2] Белов М. И. История открытия и освоения Северного Морского пути С.234

Крайне плодотворными были экспедиции под началом Витуса Беринга, когда было картографировано и тщательно изучено почти все российское побережье Северного Ледовитого океана [1]. Тогда же состоялось повторное открытие пролива между Азией и Америкой, который в будущем получит название Берингова, что связано с именем этого знаменитого датчанина на русской службе [2].

 

[1] История освоения Арктики. Справка. 15.04.2010. [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL:https://ria.ru/20100415/220156203.html (дата обращения:17.03.2021)

[2] Потатуров В. А. Арктика: история ее изучения и освоения. М.: Московский университет им. С.Ю.Витте, 2016. С.290

В XIX век продолжилась работа по открытию Арктики. Экспедиция Ф. Матюшкина и Ф. Врангеля позволила лучше изучить чукотское побережье [1]. Стоит отметить заслуги Федора Литке-известного арктического исследователя того времени. Под его началом были исследованы берега архипелага Новая Земля, полуострова Канин [2].

 

[1] История освоения русской Арктики: от поморских кочей к атомным ледоколам. 05.02.2020. [Электронный ресурс] // Arctic Russia. URL:https://arctic-russia.ru/article/istoriya-osvoeniya-russkoy-arktiki-ot-pomorskikh-kochey-k-atomnym-ledokolam/  (дата обращения: 17.03.2021)

[2] Федор Литке – русский исследователь Арктики. 20.09.2017. [Электронный ресурс] // Военное обозрение: История. URL:https://topwar.ru/125214-fedor-litke-russkiy-issledovatel-arktiki.html  (дата обращения:18.03.2021)

В этом же веке иностранцы начинают более активно обследовать арктические просторы. Так, в 1873 году австрийская экспедиция К. Вайпрехта и Ю. Пайера открыла один из архипелагов в Северном Ледовитом океане – Земля Франца-Иосифа, который и был назван в честь австрийского императора [1]. В 1893 году норвежцы Ф. Нансен и Я. Йохансен пытались добраться на санях до Северного полюса, чтобы понять, есть ли вблизи этой географической точки материк. Однако добраться до него у них не получилось, что не отменяет того факта, что они провели по дороге различные исследования, в частности, объясняющие причину дрейфа льдов [2].

 

[1] Потатуров В. А. Арктика: история ее изучения и освоения.С.291

[2] Арктика: история и современность. Труды международной научной конференции. 20–21 апреля 2016 г. Санкт-Петербург / отв. ред. доктор исторических наук, проф. С. В. Кулик. – М. : Издательский Дом «Наука», 2016. – С.179

Российские полярные исследователи на рубеже веков начали применение нового типа корабля, который подходит лучше для полярных исследований -ледокол. Так, уже в это время на ледоколе «Ермак» полярные исследователи пытались добраться до Северного полюса [1].

 

[1]  Потатуров В. А. Арктика: история ее изучения и освоения. С.291

В начале XX века в результате экспедиции Бориса Вилькицкого были исследованы более тщательно Новосибирские острова, а также открыт новый архипелаг – Северная Земля, на одном из островов которых был торжественно установлен российский флаг [1].

 

[1] Неизвестная «Экспедиция века». 03.04.2018. [Электронный ресурс] // Go Arctic: Экономика. URL:https://goarctic.ru/work/neizvestnaya-ekspeditsiya-veka/ (дата обращения: 18.03.2021)

Одним из многочисленных исследователей Арктики того времени, который, как и многие другие, грезил мечтами исследовать эти таинственные просторы, был Георгий Седов. Он принимал участие в ряде экспедиций по Арктике, в частности на Новую Землю, и проходил по Северному морскому пути [1]. Однако, наверное, наиболее известен он своей попыткой добраться до Северного полюса, что, к сожалению, не было осуществлено, так как во время тяжелого плавания во льдах и при сильных, пронизывающих ветрах Седов заболел и скончался [2].

 

[1] Полярный исследователь. Георгий Яковлевич Седов. 05.03.2014. [Электронный ресурс] // Военное обозрение: История. URL:https://topwar.ru/40797-polyarnyy-issledovatel-georgiy-yakovlevich-sedov.html (дата обращения: 18.03.2021)

[2] Там же

В советский период исследования Арктики продолжались. Одним из таких шокирующих своим мужеством исследованием была экспедиция советского полярного исследователя Георгия Ушакова, который вместе со своей командой детально обследовал острова архипелага Северной Земли, преодолевая тяжелые условия арктической погоды, находясь продолжительное время в ледяной воде на архипелаге во время экспедиции [1].

Другой не менее героической экспедицией было плавание парохода «Челюскин», целью которого была необходимость понять, возможна ли навигация по Северному морскому пути. Однако, данную экспедицию ждала нелегкая судьба, когда в результате столкновения с огромной льдиной корабль ушел ко дну [2]. «Челюскинцы», которые успели спастись с корабля, были вынуждены остаться в океане на льдах, где они переносили многочисленные тяжести и лишения [3].

 

[1] Полярник Ушаков. О людях и о гвоздях. [Электронный ресурс] // История. РФ: Главная: Статьи. URL:https://histrf.ru/biblioteka/b/poliarnik-ushakov-o-liudiakh-i-o-ghvozdiakh (дата обращения: 18.03.2021)

[2] Полярное расстройство: пароход «Челюскин» погиб не зря. Почему Отто Шмидт ожидал смертного приговора. 13.02.2019. [Электронный ресурс] // Известия: Общества. URL:https://iz.ru/844792/georgii-oltarzhevskii/poliarnoe-rasstroistvo-parokhod-cheliuskin-pogib-ne-zria (дата обращения: 18.03.2021)

[3] Там же

Активно используется авиация в освоении Арктики, перевозке людей и товаров, спасательных экспедициях [1]. Полеты В. Чкалова и М. Громова через  Северный полюс были символом советских успехов в изучении арктических пространств [2].

 

[1] Тимошенко А. И. Советский опыт мобилизационных решений в освоении Арктики и Северного морского пути в 1930—1950-е гг //Арктика и Север. – 2013. – №. 13. С.7

[2] Там же

В советский период времени Арктика приобрела важное промышленное значение. Норильская экспедиция 1930-х годов показала, что на Таймыре и к югу от этого полуострова находятся большие запасы важных полезных ископаемых, прежде всего никеля [1].

В последующие годы Арктика активно застраивалась: строились города (Тикси, Диксон), открывались месторождения газа и нефти (Уренгойское, Штокмановское) [2]. Проводились многочисленные геологические исследования и различные научные экспедиции, в ходе которых были открыты месторождения полезных ископаемых, исследовалось дно Северного Ледовитого океана [3].

 

[1] Тимошенко А. И. Советский опыт мобилизационных решений в освоении Арктики и Северного морского пути в 1930—1950-е гг. С.11

[2] История освоения российской Арктики. 09.04.2019. [Электронный ресурс] // ТАСС. URL:https://tass.ru/info/6311508 (дата обращения: 18.03.2021)

[3] Тимошенко А. И. Советский опыт мобилизационных решений в освоении Арктики и Северного морского пути в 1930—1950-е гг. С.11-14

Таким образом, Арктика на протяжении веков составляла интерес многих исследователей и пытливых умов, привлекая своими таинственными и опасными ледяными просторами. Российские исследователи, на роли которых в освоении Арктики в данной статье сделан акцент, внесли существенный вклад в арктические изучения. 

Данил Перешеин

Дальше

Другие темы курса