Ларс фон Триер: enfant terrible датского кино
Поворотным моментом в истории датского кино стали довольно конкретные обстоятельства.
Итак, время действия – 20 марта 1995 года, место – парижский кинотеатр «Одеон», где в этот день проходила конференция, посвящённая 100-летию искусства кинематографа. На ней собрались самые маститые и авторитетные профессионалы киноиндустрии, а среди них – молодые датские режиссёры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг. Во время своего выступления они зачитали тезисы авторского киноманифеста «Догма 95» и разбросали по залу красные бумажки с правилами, названными «обетом целомудрия».
Провокации и идиоты
Работая над сериалом «Королевство» («Riget», 1 сезон, 1994), Ларс фон Триер сформировал радикальный киноязык, цель которого – освободить зрителя от иллюзий, свойственных буржуазному кино прошлого. «Обет целомудрия» представляет собой набор правил, общая цель которых состоит в том, чтобы отражать происходящее здесь и сейчас, без искажений. Авторы называли это «выдавить правду из персонажей и обстоятельств» [Винтерберг, Триер, 2020] и максимально приблизить кинематографическую действительность к реальности.
«Догма 95» стала способом переосмыслить кинематограф, подвергнув сомнению самые базовые принципы кинопроизводства. Согласно манифесту, иллюзорное – это все, что было заранее продумано для появления на экране, например, реквизит, декорации, искусственное освещение, прописанные в сценарии диалоги и действия, закадровая музыка, спецэффекты и т.д. Было запрещено перемещать действие во времени и пространстве от настоящего момента, фальсифицировать погони и убийства, как то делало кино того времени. Истина в данном случае определяется спонтанностью и грубостью киноизображения, которое напоминает жизнь такой, какая она есть, и появляется в результате воздействия реальных внешних условий на участников съемочной площадки.
«Догму 95» часто называют последним авангардным течением в кино, завершившем художественные поиски режиссёров XX века. Она появилась, в первую очередь, как «контрдвижение против поклонения мейнстримного (американского) кино жанровым клише и спецэффектам» [Schepelern, 2005: 74]. В этом она наследует традиции итальянского неореализма, создавая аскетичное повествование без сценария. Также можно проследить влияние французской «новой волны», которая также стремилась освободить зрителя от иллюзии, обнажая сконструированность фильмов. Однако «новая волна» придерживалась авторского подхода к кинопроизводству, сформулированного Андре Базеном. Его концепция предполагала, что кино следует рассматривать как непосредственное субъективное и личное самовыражение человека за камерой [Базен 2012]. С точки зрения создателей «Догмы», поскольку целью фильма является представление «правды», то на него не должны влиять вкусы, ценности, эстетическое восприятие одного человека. Вводя универсальный набор правил для любого создателя фильма, «Обет целомудрия» направлен на то, чтобы избавиться от предвзятого буржуазного взгляда отдельно взятого режиссера. С целью подчёркнуть непредвзятость «Догма» запрещает упоминать имя режиссера в титрах.
«Догма 95» просуществовала недолго. Сами Триер и Винтерберг сделали всего по одной картине в соответствии с её правилами. Ещё они сделали вебсайт, на котором можно было подать заявку, чтобы проверить фильм на соответствие правилам «Догмы». Прошедшим проверку отправлялся электронный сертификат, поэтому можно сказать, что официально в рамках «Догмы» был создан 21 фильм. Самые известные из них – «Идиоты», «Торжество», «Открытые сердца» Сюзанны Бир и «Итальянский для начинающих».
Идея вручения сертификатов высмеяла кинематографическую бюрократию и собственную претензию «Догмы» на свободное творчество. По большому счету, это было большой провокацией, чтобы поиронизировать над великими кинопредшественниками.
Герои фильма Ларса фон Триера «Идиоты» (Idioterne, 1998) притворяются умственно отсталыми, чтобы провоцировать окружающих и раскрыть так называемого «внутреннего идиота», освободившись от социальных ограничений. Будучи показанным на Каннском кинофестивале, он шокировал зрителей не столько своей откровенностью и демонстративным пренебрежением моралью, сколько самим взглядом режиссера – внешне безразличным, но все же пристальным и дерзким, как у его персонажей. Провокационные ситуации, в которых оказываются персонажи, созданы для того, чтобы проверить не только их способность притворяться, но и хорошо известную терпимость самой датской аудитории.
Следуя правилам «Догмы-95» и создавая тревожный сюжет и кинематографию, Триер пытается нарушить традиционную пассивную позицию зрителей и «выдавить правду» из них самих. Постепенно персонажи испытывают растущее разочарование в их лидере Стоффере (Йенс Альбинус), который настаивает на равенстве, но незаметно становится тираном.
Граница между правдой и вымыслом стирается ещё больше из-за имитации документального стиля. Общее повествование прерывается интервью с персонажами. Герои обращаются прямо в камеру, комментируя сюжет. Это мгновенно дезориентирует зрителя, потому что невозможно полностью определить, взаимодействует ли он с другим персонажем за кадром камеры или разрушает четвертую стену, обращаясь непосредственно к зрителю [Koutsourakis, 2012].
Есть ли жизнь после Догмы 95?
Догма 95 – то, что стало ассоциироваться с датским кинематографом по всему миру, но она не определяет его в полной мере. Поэтому в данном курсе мы берем ее за точку отсчета, но идем дальше. Она заложила основные черты творчества Триера.
Деконструкция жанровых ожиданий
С самого начала карьеры Триер бросает вызов зрительским ожиданиям. В первую очередь, жанровым: детектив без преступника в «Элементе преступления» («The Element of Crime», 1984), мюзикл без хэппи-энда в «Танцующей в темноту» («Dancer in the Dark», 2000) и т.д. Получив известность на этой почве, он ломает ожидания и от собственного образа, например, незамысловатой комедией «Самый главный босс» («The Boss of It All», 2006).
Поиски формы
Наравне с содержанием Триер экспериментирует с формой. Спустя 5 лет после «Идиотов» Триер снимает «Догвилль» («Dogville», 2003), во всем противоречащий «Догме 95», проделывая путь от гиперреалистичности до открытой постановочности.
Интертекстуальность
Испытание зрителя продолжается в интертекстуальной насыщенности фильмов Триера. Они наполнены аллюзиями к живописи, к музыке (от Вагнера до Deep Purple), к принципам эпического театра Брехта в «Догвилле» или к «Твин Пиксу» Линча в «Королевстве» и, конечно, к Тарковскому.
Испытание границ морали
В последних фильмах Триер испытывает зрительский предел восприятия насилия, секса, религии. Он продолжает провоцировать зрителей и во внекинематографическом пространстве. Известны его реплики про Гитлера на Каннской конференции, а совсем недавно он выложил видео, в котором ищет молодую музу, которая будет вдохновлять его на будущие проекты. Подобные провокации часто вызывают скандалы, однако на деле только подтверждают необходимость пересмотра общественных норм, к которому посредством вдумчивого эпатажа призывает Триер.
Возможно, из-за такого показного нонконформизма, датчане не очень жалуют кино Триера. Сам режиссёр также не нацелен на родную аудиторию: он снимает на английском и всё время критикует благополучное скандинавское общество. Единственное исключение – сериал «Королевство», снятый по заказу национального ТВ и известный широкому зрителю шутками про шведов.
Тем не менее, фильмы Триера – аллегории на его собственные травмы. Чаще всего их масштаб сопоставляется с общемировой несправедливостью и катастрофами. Его запутанная национальная идентичность датчанина/еврея воплотилась в образе Второй Мировой войны в фильме «Европа» («Zentropa», 2001). А недавняя «трилогия депрессии» отметила болезненное состояние режиссёра. В том, как создавать миф вокруг себя, его примером стал Дэвид Боуи, как рассказывал Триер в одном из интервью [Chen, 2018].
Вера Потапова
Список источников
- Базен А. О политике авторов // Cineticle, 2012. URL: https://cineticle.com/de-la-politique-des-auteurs/
- Винтерберг Т., Триер Л. «Догма 95». Манифест // Искусство кино. 2020. URL: https://kinoart.ru/texts/dogma-95-manifest
- Chen N. Lars von Trier and a lifetime spent imitating David Bowie // Dazed, 2018. URL: https://www.dazeddigital.com/film-tv/article/40819/1/lars-von-trier-career-long-obsession-with-david-bowie
- Koutsourakis A. Specters of Brecht in Dogme 95: Are Brecht and realism necessarily antithetical? // The B-effect: Influences of/on Brecht / F. Weidauer (ed.). Madison: University of Wisconsin Press, 2012. Pp. 44-62.
- Schepelern P. Film According to Dogma: Ground Rules, Obstacles, and Liberations // Transnational Cinema in a Global North: Nordic Cinema in Transition / A. K. Nestingen (ed.) Detroit: Wayne State University Press, 2005. Pp. 73-107.
Другие темы курса