• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Античный мир. Зарождение итальянского искусства (IX в. до н.э. - VI в. н.э.)

Зарождение итальянского искусства начинается с античности, приблизительно с IX века до нашей эры, и состоит из четырёх основных периодов, которые стали основой для развития итальянского искусства. Одна из первых и неотъемлемых частей - это период Прероманского искусства, включающий Этрусское искусство (IX-I в. до н.э.) и Греческое искусство (VIII - I вв. до н.э.).

Античный мир. Зарождение итальянского искусства (IX в. до н.э. - VI в. н.э.)

Этрусская цивилизация до сих пор остается для нас загадкой, происхождение этрусков произошло примерно между IX и VIII веками до нашей эры, когда они доминировали на обширной территории, которая включает современную Тоскану, части Умбрии и Лацио. Период максимального политического и художественного расцвета пришёлся на VII и VI века, когда в Италии строились очень современные города (Тарквиния, Кьюзи, Вольтерра, Ареццо, Перуджа), в соответствии с определенным градостроительным планом. Однако, сохранилась лишь малая часть архитектурных работ, но из этого мы знаем, что этруски ввели использование арки и свода.

Самым известным свидетельством этой цивилизации являются некрополь, города мертвых и гробницы. Это простые подземные камеры, называемые гипогеями, вырезанные в земле или скале и покрытые конической крышей. Среди гробниц, обнаруженных в районе вокруг Перуджи выделяется Гипогея семейства Волумнус. Внутри гробниц, стены, покрытые изображениями (сцены танцев, игр и банкеты) и многочисленные найденные предметы (глиняные горшки, скульптуры, мрамор, бронза и даже ювелирные изделия) показывают, что этот народ верил в жизнь за пределами смерти: земное существование - это лишь период подготовки к более продолжительной жизнь, чем вечность.

В Акрополе строились храмы скромных размеров из недорогих материалов и были украшены терракотой и статуями. Прямо из храма, что в городе Вейо (в провинции Рим), мы подошли к одной из самых известных этрусских скульптур, Аполлон, который характеризуется, как и другие скульптуры, загадочной улыбкой, называемой именно «этрусская улыбка».

Говоря о Греческом искусстве (VIII - I вв. до н.э.), поиск новых территорий и желание расширить торговлю побудило греков основывать колонии на берегах Средиземного моря и особенно на юге Италии, то есть в "Великой Греции", и на Сицилии, где они оставили много следов своей цивилизации. Наиболее важным зданием является храм, который построен на самой высокой части города, Акрополь. Внутри находится келья, где хранится статуя божества, которому посвящен храм, вокруг храма есть аркада с колоннами дорического стиля. Множество примеров находятся в Сицилии (в Сегесте, в Селинунте, в красивой долине храмов в Агридженто) и два храма в Пестуме остались почти нетронутыми, посвященные Афине и Нептуну.

Еще одним важным сооружением для греков является театр, обычно расположенный там, где море может быть естественным фоном. Многие театры обширны, потому что они должны вмещать всё население города, например, театр в городе Сиракузы, который вмещает до 15 000 зрителей.

Греческий театр в г. Сиракузы

Второй важной частью становления итальянского искусства является период Римского искусства (IV в. до н. э.- IV в. н.э.). Римская цивилизация характеризуется развитием городов. План римского города простой и геометрический, квадратной или прямоугольной формы, как военный лагерь, и окружен стеной, из которой открываются четыре двери, которые соответствуют точкам, где заканчиваются две главные улицы, называемые кардо и декуманус, которые пересекают город, образуя крест; все другие улицы параллельны этим двум так, что город разделен на части, равные между собой. В том месте, где встречаются две главные улицы, то есть в самом центре города, стоит форум, площадь с наиболее важными общественными зданиями: рынками, базиликой, театром и храмами.

Среди амфитеатров известен Колизей или амфитеатр Флавиев, большой эллипс, способный вместить около 50 000 зрителей.

Колизей (72 г. н.э.)

Наиболее характерными архитектурными элементами имперского Рима являются триумфальные арки и почетные колонны, всегда увенчанные скульптурами, которые служат для празднования побед императоров.

Наконец, характерным римским зданием является загородная вилла, убежище богатых семей, как та, что император Адриан построил в Тиволи, недалеко от Рима или вилла Казале, недалеко от Энны на Сицилии, с мозаикой площадью 3400 квадратных метров.

Важными произведениями скульптуры являются Алтарь Мира (Ara Pacis, 19 г. до н. э.), красивая мраморная статуя Антиноя (130-138 гг. н. э.), конная статуя Марка Аврелия (176 г. н. э.) и, наконец, известная группа Тетрархов (300-315 гг. н. э.), которая находится в Венеции.

Третий важный период во времена античности это Раннехристианское искусство (II-VI вв. н.э.). Первыми свидетельствами раннехристианского искусства являются катакомбы, которые были кладбищами первых христиан, местами поклонения и убежищами во время гонений. Катакомбы состоят из километров подземных тоннелей, расположенных один над другим, в три или даже пять этажей, где в отверстия вдоль стен помещали мёртвых. В Риме, в знаменитых катакомбах Святого Каллиста, Домитиллы, а также Присциллы находятся первые христианские картины, где изображены символы веры (рыба, голубь, солнце, добрый пастырь, ягненок) и сцены из Нового Завета с фигурами, молящимися стоя с распростёртыми объятиями.

В этот период в Риме были построены первые церкви, известными примерами которых являются: Базилика Пресвятой Девы Марии Великой и Базилика Святого Павла за городскими стенами.

Заключительный период зарождения итальянского искусства во времена античности относится к Византийскому искусству (IV - VI вв. н.э.). Это искусство, родившееся в Византии после IV века нашей эры. В 402 г. Равенна стала столицей Западной Римской империи, столицей Италии (с 493 по 526 г.) при Теодорике, короле остготов, и резиденцией экзархата при Юстиниане. Именно в этом городе развивалось византийское искусство Италии. Византийские церкви имеют некоторые элементы классической традиции, такие как план центрального или греческого креста и некоторые восточные элементы, такие как купол, вдохновленный персами. Скульптура в этот период используется мало, в основном это архитектурные элементы, такие как капители или саркофаги. Внутри церкви украшены не столько фресками, сколько драгоценными мозаиками. Сюжеты на фресках - это в основном сакральные сцены, пейзажи, животные, персонажи императорского двора, расположенные почти всегда на золотом фоне. Самыми известными являются две мозаики в базилике Сан-Витале, одна с изображением императора Юстиниана, а другая с его женой Феодорой и его свитой.

Мозаика в базилике Сан-Витале, Равенна

Регина Хахо

Список источников

  1. Федотова, Е.Д. Италия. История искусства/ Е.Д. Федотова - Москва: Белый город, 2006. - 608 с.
  2. Cernigliaro, M.A. L'Italia è cultura. Arte/ M.A. Cernigliaro - Рим: Edilingua. 33 c.

Дальше

Другие темы курса