• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мариус Петипа: французский отец русского балета

Мариус Петипа: французский отец русского балета

Одним из первых выходов русского искусства на международную сцену стали знаменитые гастроли артистов императорского балета под руководством выдающегося антрепренёра С.П. Дягилева, вошедшие в историю под названием «Русские сезоны» (1908-29 гг.).

Однако не все помнят, что наиболее выдающимся из создателей российской балетной школы, сразу же покорившей сердца иностранцев, был не русский хореограф, а уроженец Франции Мариус Иванович Петипа, прибывший в Российскую империю за шестьдесят лет до описываемых событий – в 1847 году.

М.И. Петипа

Будущий великий балетмейстер родился весной 1818 года в Марселе (Франция). Его отец, Жан-Антуан Петипа, был весьма известным хореографом и театральным педагогом, в конце жизни эмигрировавшим в Россию и преподававшим в Императорском Петербургском театральном училище[1].[2] Также балету посвятил свою жизнь и старший брат М.И. Петипа, Люсьен, позже ставший директором Парижской оперы.

В силу этих причин профессиональный выбор нашего героя был предрешён ещё в детстве. Уже в десять лет он дебютировал в поставленном его отцом балете «Танцемания». В начале 1840- х гг. молодой танцовщик заключил первые крупные контракты с такими ведущими европейскими театрами, как Национальная опера в Бордо (Франция) и Королевский театр в Мадриде. Однако, уже в 1846 г. М.И. Петипа был вынужден оставить европейскую сцену из-за скандальной дуэли с французским дипломатом.[3] В сложившихся условиях гонимый артист охотно принял приглашение на должность танцора-мима в Большой театр Санкт-Петербурга.[4]

Путь М.И. Петипа к всемирной славе оказался достаточно тернистым. Его первые балеты на сюжеты французских романтиков не имели широкого успеха. К тому же, немало трудностей доставляло и соперничество со знаменитым балетмейстером Ж.-Ж. Перро, одним из постановщиков первой версии знаменитого балета «Жизель». Наиболее ранним крупным успехом М.И. Петипа стал масштабный балет «Дочь фараона» (1862 г.) по роману французского литератора Теофиля Готье, известного современному читателю по поэтическому сборнику «Эмали и камеи».

Масштабность поставленных нашим героем групповых номеров и монументальные обстановочные эффекты мгновенно поразили петербуржскую публику, давно привыкшую к камерным балетам. [5]

За первым триумфом последовала небольшая народно-патриотическая пьеса «Мужичок» (1865 г.), удивившая либеральные круги своей близостью к традиционному русскому танцу.

Несмотря на эти успехи, М.И. Петипа непрерывно продолжал свои творческие поиски, не всегда находившие позитивный отклик у консервативного зрителя и неизменно вызывавшие шквал критики. Так, датский балетмейстер - романтик А. Бурнонвиль обвинял своего младшего современника в отсутствии логической связи между номерами и чрезмерной бравурности однообразных вступлений.[6]

Наиболее успешными из постановок М.И. Петипа его современники считали балеты на индийские («Баядерка» 1877 г.) и османские («Роксана — краса Черногории» 1878 г.) сюжеты. Секрет тёплого приёма последней постановки заключался, по словам советского композитора и музыковеда Ю.И. Слонимского, в её соответствии всеобщему подъёму патриотических настроений. [7] В год создания «Роксаны…» (1877 г.) русские войска вновь отправились освобождать угнетённые славянские народы от многовекового турецкого владычества. Кстати, «Баядерка» М.И. Петипа не сходила с российской балетной сцены более полувека, до 1933 года.[8]

Однако после этой череды успехов наш герой неожиданно столкнулся с такими трудностями, каких он ещё не знал за почти сорок лет своей балетной карьеры. Эпоха реакции и контрреформ, начавшаяся после гибели императора Александра II, затронула и театральную сферу. К тому же, возвышению М.И. Петипа начал противодействовать новый директор императорских театров (1881-99 гг.) И.А. Всеволожский. Этот весьма далёкий от реалий культурной жизни столицы дипломат пытался превратить санкт-петербуржский театр в придворное учреждение. Ведь таким «храм искусства» и был во Франции во времена кумира цензора, короля Людовика XIV.[9]

Под давлением царедворца стареющий балетмейстер был вынужден перейти к созданию балетов-сказок с менее выраженной сюжетной составляющей («Спящая красавица», «Синяя борода», «Волшебное зеркало»). По словам Ю.И. Слонимского, в этот период балеты М.И. Петипа лишаются многих своих лучших черт - таких, как значимость сюжетной составляющей и раскрытие действия через танец.[10] Техника приобретает превосходство перед повествованием.

Лучшим балетом, поставленным М.И. Петипа в 1880-1890-е гг. считается «Спящая красавица» (1890г.). Значимость этой постановки для истории русского балета заключается в сочетании трёх факторов. Во-первых, именно «Спящая красавица» ознаменовала окончательный переход М.И. Петина от романтико-драматического балета к хореографической постановке, где танец стоит выше внешнего действия. Во-вторых, именно с этой работы началось возвращение к жанру балета П.И. Чайковского, не писавшего подобной музыки с момента создания «Лебединого озера» (1877 г.).Позже они совместно поставят на сцене Мариинского театра и знаменитого «Щелкунчика» (1895 г.).

Историк балета Б.А. Илларионов называет «Спящую красавицу» симфонией действия, хореографии и музыки в едином произведении.[11] К тому же, именно в этом балете М.И. Петипа смог окончательно разграничить задачи сольного (личностного) и массового (лишённого индивидуализации) танца.[12] Этот приём стал одним из авторских знаков балетмейстера. Заложенных в «Спящей красавице» традиций «придворного» балета М.И. Петипа придерживался до конца жизни.

Однако его балетный век уже подходил к концу. В 1901 г. на место достаточно консервативного, но поддерживавшего позднего М.И. Петипа И.А. Всеволожского пришёл молодой реформатор В.А. Теляковский (директор Императорских театров в 1901-17 гг.). В своей «балетной политике» он покровительствовал молодым хореографам, таким А.А. Горский и М.М. Фокин (оба ученики М.И. Петипа, танцевавшие в его поздних постановках).[13] Старого балетмейстера эти молодые деятели искусства считали «Победоносцевым от балета».[14]

 

[1] С 1991 г. - Академия русского балета им. А.Я. Вагановой.

[2] Петипа Жан Антуан // Энциклопедия балета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/html/p/petipa.html, свободный. (Дата обращения: 11.01.2020).

[3] Емельянова-Зубковская Г.Н.  К 200-летию со дня рождения выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа. // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana).2018.№1(46). С.163-164.

[4]  Существовал в 1784-1886 гг. Ныне на его месте располагается Санкт-Петербургская консерватория.

[5] Слонимский Ю.И. Мастера балета. Л.,1937. С.209.

[6] Там же. С.220.

[7] Там же.  С.222.

[8] Зозулина Н.Н. "Баядерка" М. Петипа: к вопросу о четвертом акте балета // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. №5 (58). С.28.

[9] Мельничук Л. Д. И.А. Всеволожский: основные черты личностной парадигмы. /// Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. Т. 17. С. 37–46. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// https://e-koncept.ru/2016/46173.htm  , свободный. (Дата обращения: 11.01.2020).

[10] Слонимский Ю.И. Указ.Соч. С.240.

[11] Илларионов Б.А.  Структура хореографического действия в "Спящей красавице" М. И. Петипа // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. №2 (49). С.18.

[12] Слонимский Ю.И. Указ.Соч. С.243-248.

[13] Портнова Т.В. Балетмейстерские зарисовки как знаковая система записи танца: от М. Петипа к М. Фокину // Концепт. 2015. №10.  С.6-10.

[14] Слонимский Ю.И.  Указ. Соч.

Вскоре после своего бенефиса по случаю 50-летия творческой деятельности (1903 г. – премьера «Волшебного зеркала») восьмидесятипятилетний балетмейстер был вынужден уйти в отставку. Отлучённый от дела всей жизни, он всё равно не покинул свою вторую Родину, где и скончался в июле 1910 г. Последние годы полузабытого мастера были скрашены лишь триумфом его гениального ученика М.М. Фокина, представившего в 1909-10 гг. балеты «Павильон Армиды» и «Египетские ночи», «Жар-птица» и «Шахеразада».

Кирилл Безенков

Другие темы курса