• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как в СССР создавали «новых писателей»?

Как в СССР создавали «новых писателей»?

В 1920-1930-е годы перед Советским Союзом встала непростая задача – воспитать «новых» советских людей. И, конечно же, это сильно повлияло на литературный процесс, так как появился запрос и на «новую» пролетарскую литературу, которая могла бы служить идеологическим инструментом и воспитывать этого самого «нового» человека. При этом эту литературу нужно было кому-то создавать. Государству необходимы были писатели, способные отображать реалии Советского Союза и пропагандировать через тексты советскую идеологию.

Так получилось, что советская власть поставила перед литераторами труднодостижимую цель – сделать из необразованного рабочего профессионального пролетарского писателя, который бы с достоверностью описывал советский быт.

А как и кому учить?

Оставалось не до конца понятным, кто же возьмет на себя этот крест и будет обучать рабочих литературному мастерству. Напомню, что в это время велась активная борьба литературных группировок. И каждая из них по-разному смотрела на то, как и чему учить нового писателя. В основном спорили о том, стоит ли перенимать опыт классиков литературы или же нужно создавать что-то свое, совсем не похожее на предшествующую литературу.

ЛЕФ и Пролеткульт, например, напрочь отказывались перенимать опыт классиков. Они относились к писательству как к производству и активно транслировали эту идею в своих пособиях, делая упор на технику и трудолюбие. В своей знаменитой статье «Как делать стихи?», пожалуй, самый известный лефовец, В.В. Маяковский писал: «Только производственное отношение к искусству уничтожит случайность, беспринципность вкусов, индивидуализм оценок <…> поставит в ряд различные виды литературного труда: и стих, и рабкорскую заметку» [1]. РАПП, напротив, боролся за то, что обучаться писательству нужно у классиков.

В 1934 году точку в этом споре поставил объявленный главным творческим методом советской литературы соцреализм, провозгласивший важность опоры на опыт классиков-реалистов.

В связи с этим начали активно издаваться книги и статьи о том, как писали классики: например, «Техника литературной работы А.П. Чехова» (1929), «Максим Горький как редактор своих ранних произведений» (1929) и т. д.

В чем состояла проблема пособий по писательскому мастерству?

«Курс» на обучение рабочих писательству колоссально повлиял на книгоиздание. В 20–30-х годах XX века начали издаваться многочисленные пособия по писательскому мастерству от авторов из разных группировок: «Школа писателя. Основы литературной техники» Г.А. Шенгели, «Азбука стихосложения: в помощь начинающему писателю» Ф.М. Нефедова, «Техника писательского ремесла» В.Б. Шкловского и т. п.

Правда, у такой учебной литературы была одна большая проблема. Авторы пособий порой забывали, для кого они пишут, и изъяснялись сложными для рабочих понятиями и терминами. В доказательство этому можно привести стенограмму заседания литкружка фабрики «Парижская коммуна», где обсуждалось издание пособий в помощь писателям-ударникам. «У меня есть Томашевский, есть Изотов, но у них я ничего не понял. В прошлом году в «Комсомольской правде» мне сказали, возьми эти книжки: Крайского и др., но ведь они пишут о ямбах и хореях, а с чем их кушать я не знаю…» – высказывались литкружковцы [2: 18–19].

Отдельно упомяну сборники «Писатели об искусстве и о себе» (1924 г.) и «Как мы пишем» (1930 г.). В них опубликованы статьи о писательстве таких крупных авторов, как Евгений Замятин, Маким Горький, Андрей Белый, Алексей Толстой, Михаил Зощенко и др. Казалось бы, вот они, великие мастера слова, достойные обучать безграмотного рабочего. Но большинство авторов (среди которых Ал. Толстой, А. Белый, Е. Замятин, Б. Пильняк) связывали писательство с подсознанием, случайностью, вдохновением, что не соответствовало позиции Советской власти, которая пропагандировала трудолюбие и изучение теории.

Волна литературной учебы затронула и толстые журналы. Теперь на страницах можно было встретить не только художественные произведения, но и советы по писательскому мастерству. К примеру, в 1927 году под редакцией А.П. Крайского в журнале «Резец» появляется раздел «Литературная студия», в 1929 – литконсультация, а уже в 1930–1931 гг. практически во все номера были включены произведения начинающих писателей.

Однако ведущим обучающим толстым журналом оставалась «Литературная учеба». И это неудивительно, если знать, что ее редактором был не кто иной, как Максим Горький, главный литературный «учитель» в СССР. Именно об этом журнале пойдет речь в следующих статьях.

Анета Болотникова

Список источников

  1. Маяковский В.В. // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 12. Статьи, заметки и выступления: (Ноябрь 1917 — 1930). М.: Худож. лит., 1959. С. 81–117.
  2. Хорошее дело задумал ГИХЛ (Создадим учебную литературу для ударников!) // Художественная литература, 1931. №9. С. 18–21.

Дальше

Другие темы курса