• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кантус фирмус. Теория аффектов

Кантус фирмус. Теория аффектов

Кантус фирмус и ритмические модусы

Мелодический лейтмотив родился в недрах полифонического жанра в IX веке. Сам термин “полифония” вошёл в музыковедческий обиход лишь в XX веке — ранее традиция носила название “контрапункт” (contrapunctus, лат. = “нота против ноты”) и подразумевала одновременное сочетание двух и более мелодий. Именно в рамках контрапункта возник и “кантус фирмус” как зачаток лейтмотивной техники.

Cantus firmus (лат. = прочный напев) — ведущая и неизменная мелодия, выполняющая функцию композиционной основы полифонических сочинений IX–XVII веков. Неизменен был и литературный текст музыкального произведения. Чаще всего в качестве ведущей мелодии выступал мотив Григорианского хорала (общее наименование одноголосных богослужебных песнопений католической церкви; название связано с именем папы Григория I, которому приписывается составление круга строго канонизированных песнопений, распределённых в пределах церковного года). Теме хорала было присуще и символическое значение согласно религиозному тексту, так что термин “лейтмотив” здесь вполне применим.

Тем не менее, кантус фирмус тех времён был недостаточно мелодически ярко выражен и посему сливался с общим музыкальным планом. В XIV–XV веках вместе с отдалением “светской” музыки от “церковной” и воцарением традиций Ars Nova, в частности с возникновением жанра мессы, и сам источник перестаёт выступать в качестве незыблемой единицы — он уже не однозначно узнаваемый лейтмотив, а источник для вдохновения, который может как угодно варьироваться.

Аноним (ок. 1160). Органум “Cunctipotens genitor” из манускрипта “Codex Calixtinus”. Транскрипция H. Husmann (1955). Григорианский хорал выделен красным цветом.

Ритмические модусы

Зачатком ритмического лейтмотива можно считать шесть “ритмических модусов”, возникших в XII–XIII веках на волне ускорения философского и научного прогресса, в частности, “математизации” наук и искусств. Модусы были связаны с греческими размерами стиха, а также размерами и фигурами принятых в те времена танцев. Музыкальному полотну дóлжно было обладать высоким градусом дисциплинированности, который мог быть обеспечен исключительно с введением строгих ритмических рамок, помимо строгой литературной и мелодической конструкции в лице материала Григорианских хоралов.

По одному только специфическому преобладанию ритмо-мотивов можно опознать принадлежность определённых произведений к конкретным музыкальным школам тех времён.

Перотин (1160 – 1230). Органум “Alleluia Pascha nostrum” (на основе одноимённого Григорианского хорала). Транскрипция H. Husmann (1940). Ритмический модус выделен красным цветом.

Лады и теория аффектов

Возникновение гармонического лейтмотива можно связать с ладом. Лад в музыке представляет систему высотных связей, объединённых определённым звуком или созвучием — например, “мажор” или “минор”. В музыкально-эстетическом смысле лад синонимичен понятию “гармонии”. Лады были открыты ещё в Древней Греции. Как и маски в Древнегреческом театре, каждый лад был наделён определённым характером, внемля которому слушатель погружался в то или иное состояние, как, например, мужественное (Дорийский лад), страстное и возбуждённое (Фригийский лад), жалобное (Миксолидийский лад) и т.п.

Эта концепция ладо-состояний затем нашла отражение не только в Григорианских хоралах, но и в музыкально-эстетической “теории аффектов”, распространённой в западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. Авторы ряда трактатов того времени (И. Маттезон, А. Кирхнер, Дж. Царлино, Ф. Марпург) предписывали конкретным средствам музыкальной выразительности (тембр, технические приёмы, тональность, гармония, ритм, темп и т.д.) выражение конкретных чувств, а также погружение слушателей в конкретное душевное состояние (гнев, величие, печаль, восторг, святость и др.). Тем не менее, чрезмерная систематизация всего и вся ограничивала как полёт фантазии, так и интеллектуальную задачу музыкальной композиции, посему теория вскоре утратила популярность.

Ксения Зиновьева

Список источников

  1. Евдокимова Ю.К. Многоголосие средневековья. X–XIV века. – Москва: Музыка, 1983.
  2. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. – М.: 1988.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь / гл.ред. Г.В. Келдыш. – Москва: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
  4. Музыкальная энциклопедия [в 6 т.] / гл.ред. Ю.В. Келдыш. – Москва: Советская энциклопедия, 1973–1982.
  5. Усова О.В. Лейтмотив как структурно-семантическая категория музыкального текста (на примере жанра симфонии). // “МУЗЫКА. ИСКУССТВО, НАУКА, ПРАКТИКА”. – Казань. – 2014 – №3 (7). с. 34–44.
  6. Юшкевич А.П. О проблеме математизации знания в средние века // Вопросы истории естествознания и техники. – 1990. – № 1. – с. 21–35.
  7. Global Chant Database. URL: http://www.globalchant.org/index.php

Дальше

Другие темы курса