Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Христиане при дворе халифов

Как уже сказано ранее, сосуществование мусульман и христиан в первое время было относительно мирным, что было продиктовано рядом причин.

Христиане при дворе халифов

Во-первых, христиане и иудеи были «людьми Писания» (ахль аль-китаб), т.е. народами, которые получили заветы от Бога, но истолковали их неправильно и забыли [1]. Для исправления положения и приведения человечества к истинной вере арабам и был послан Мухаммад – последний пророк.

Можно привести такие слова пророка: «Ты, несомненно, найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: «Мы христиане!»» (Сура 5 «Трапеза», аят 85 /82). Правда, впоследствии риторика Мухаммада по отношению к иноверцам стала более жесткой и категоричной, но единобожие христиан и иудеев позволяло мусульманам не ставить их перед выбором, даваемым язычникам: ислам или смерть.

Особенно благосклонно относились к несторианам – их вера в раздельные божественную и человеческую природы Христа и уделение большого вниманию земной жизни Иисуса более гармонировали с исламом, чем официальное халкидонское учение.

Ты, несомненно, найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: Мы христиане!

Во-вторых, большую роль сыграла разобщенность христиан. Большинство населения Сирии и Египта в VII в. исповедовало монофизитство – ересь с точки зрения Константинополя. Оппозиция официальной церкви привела к тому, что некоторые византийские гарнизоны сдавались без боя. Арабы предлагали побежденным крайне выгодные условия. Христиане и иудеи получали статус «покровительствуемых» (зимми) и были вынуждены платить подушный налог для иноверцев (джизью), но оставляли за собой все личное имущество и имущество общины.

На этих условиях были сданы в итоге и такие крупные города, как Иерусалим (в 637 г.) и Александрия (в 642 г.). Интересно в данном контексте положение арабов-христиан (прежде всего племени таглибитов): как арабы, они считали уплату джизьи неприемлемой, но и мусульманские власти не могли выделить их из других христиан. Был достигнут компромисс: таглибиты платят не джизью, а двойной поземельный налог, которым облагались все мусульмане (садака) [2].

Третья причина также была упомянута: христиане, в особенности греки, имели более высокую культуру управления, что делало их ценным ресурсом для только начавшегося формироваться бюрократического аппарата. Ввиду этого христиане часто занимали довольно высокие государственные посты, по крайней мере в первые века существования Халифата. Христиане также занимались деятельностью, которая была запрещена мусульманам (например, ростовщичество и виноделие) [3].

Еще одной традиционной областью для христиан стала медицина, по которой свои труды оставила целая плеяда великих ученых. В Аббасидском халифате христиане активно занимались переводом научной литературы с сирийского и греческого языков.

 

[1] Ислам: энциклопедический словарь. / Отв. ред. С.М. Прозоров. – М.: Наука, ГРВЛ, 1991 г. – с. 29.

[2] История Халифата. Т. II. Эпоха великих завоеваний. 633–656. / О.Г. Большаков. –  2-е изд. М., 2000 г. – с. 151.

[3] Ислам: энциклопедический словарь, с. 30.


В эпоху правления Омеййядов и Аббасидов при дворе были распространены богословские споры между христианами и мусульманами, которые должны были подчеркнуть терпимость халифов к представителям других религий [1]. Безусловно, немаловажную роль играла внутренняя обстановка в Халифате.

Поскольку достаточно долгое время христиане составляли существенную долю населения, с ними приходилось считаться. Было понятно, что для укрепления государства мягкая сила будет намного эффективнее. Поэтому, к примеру, халиф Валид ибн Абд аль-Малик для постройки мечети Омеййядов в Дамаске сначала предложил христианской общине продать землю на центральной площади, где располагалась древняя церковь Иоанна Крестителя, за 40 000 динаров. Лишь после отказа христиан он забрал ее силой [2].

Коренной поворот в религиозной политике произошел при халифе аль-Мутаваккиле (847-861). Поставив цель укрепить государство путем искоренения инакомыслия, он провозгласил суннизм государственной религией, принял ряд законов, направленных против шиитов, мутазилитов (рационалистическое течение в исламе) и христиан. Последним было запрещено строить церкви выше мечетей, проводить крестные шествия. Были введены специальные опознавательные знаки, которые необходимо было носить в публичном месте. Часть храмов и синагог были разрушены.

С этого момента добрососедские, в целом, отношения христианства и ислама были окончательно разрушены. В последующие периоды христиане все чаще и чаще подвергались гонениям и уже не могли претендовать на сколько-нибудь значимые общественные и государственные посты.

Кто же из христиан, привечаемых при халифском дворе, остался в памяти потомков? Если говорить об искусстве, то это один из величайших поэтов VII в. – Гияс ибн Гаус (640-710) по прозвищу аль-Ахталь («Болтающий вздор»), служивший панегириком у пресловутого Абд аль-Малика. Аль-Ахталь происходил из североарабского христианского племени таглибитов, союзников Омеййядов. Поэтическое мастерство аль-Ахталя приблизило его ко двору, а за свои прославления он даже получил почетный титул «Поэт Омеййядов». Его религия, конечно, служила мишенью для злых языков, но покровительство халифа давало аль-Ахталю определенную свободу в действиях и высказываниях.

 

 

[1] История Халифата. Т.III. Между двух гражданских войн. 656–696. – М., 1998 г. – с. 117.

[2] История Халифата. Т.IV. Апогей и падение Арабского халифата. 695–750. – М., Вост. лит., 2010 г. – с. 77.

Аль-Масаваих

Абу Закария Юханна ибн Масаваих (ок. 777-857) оставил после ряд значимых трудов по медицине и перевод греческих философов. Последователь несторианства, он сделал себе карьеру придворного лекаря и успел послужить четырем халифам. За его заслуги в медицине халиф аль-Мамун поставил Ибн Масаваих во главе недавно созданного «Дома мудрости» (бейт аль-хикма) – аббасидской академии наук.

Хунайн ибн Исхак

Одним из крупнейших деятелей переводческой движения IX века был Хунайн ибн Исхак. Благодарю нему арабам стали доступны «Начала» Евклида, «Альмагест» Птолемея, многие сочинения Платона, Аристотеля, Гиппократа и Галена. Он также служил личным врачом халифа аль-Мутаваккиля, чья жесткая религиозная политика привела к заключению Ибн Исхака, якобы за богохульство, в тюрьму, где он и скончался.

Герман Слуцкий

Список источников

  1. Ислам: энциклопедический словарь. / Отв. ред. С.М. Прозоров. – М.: Наука, ГРВЛ, 1991 г.
  2. История Халифата. Т. II. Эпоха великих завоеваний. 633–656. / О.Г. Большаков. –  2-е изд. М., 2000 г.
  3. История Халифата. Т.III. Между двух гражданских войн. 656–696. – М., 1998 г.
  4. История Халифата. Т.IV. Апогей и падение Арабского халифата. 695–750. – М., Вост. лит., 2010 г.

Другие темы курса