Христиане при дворе халифов
Как уже сказано ранее, сосуществование мусульман и христиан в первое время было относительно мирным, что было продиктовано рядом причин.
Во-первых, христиане и иудеи были «людьми Писания» (ахль аль-китаб), т.е. народами, которые получили заветы от Бога, но истолковали их неправильно и забыли [1]. Для исправления положения и приведения человечества к истинной вере арабам и был послан Мухаммад – последний пророк.
Можно привести такие слова пророка: «Ты, несомненно, найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: «Мы христиане!»» (Сура 5 «Трапеза», аят 85 /82). Правда, впоследствии риторика Мухаммада по отношению к иноверцам стала более жесткой и категоричной, но единобожие христиан и иудеев позволяло мусульманам не ставить их перед выбором, даваемым язычникам: ислам или смерть.
Особенно благосклонно относились к несторианам – их вера в раздельные божественную и человеческую природы Христа и уделение большого вниманию земной жизни Иисуса более гармонировали с исламом, чем официальное халкидонское учение.
Ты, несомненно, найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: Мы христиане!
Во-вторых, большую роль сыграла разобщенность христиан. Большинство населения Сирии и Египта в VII в. исповедовало монофизитство – ересь с точки зрения Константинополя. Оппозиция официальной церкви привела к тому, что некоторые византийские гарнизоны сдавались без боя. Арабы предлагали побежденным крайне выгодные условия. Христиане и иудеи получали статус «покровительствуемых» (зимми) и были вынуждены платить подушный налог для иноверцев (джизью), но оставляли за собой все личное имущество и имущество общины.
На этих условиях были сданы в итоге и такие крупные города, как Иерусалим (в 637 г.) и Александрия (в 642 г.). Интересно в данном контексте положение арабов-христиан (прежде всего племени таглибитов): как арабы, они считали уплату джизьи неприемлемой, но и мусульманские власти не могли выделить их из других христиан. Был достигнут компромисс: таглибиты платят не джизью, а двойной поземельный налог, которым облагались все мусульмане (садака) [2].
Третья причина также была упомянута: христиане, в особенности греки, имели более высокую культуру управления, что делало их ценным ресурсом для только начавшегося формироваться бюрократического аппарата. Ввиду этого христиане часто занимали довольно высокие государственные посты, по крайней мере в первые века существования Халифата. Христиане также занимались деятельностью, которая была запрещена мусульманам (например, ростовщичество и виноделие) [3].
Еще одной традиционной областью для христиан стала медицина, по которой свои труды оставила целая плеяда великих ученых. В Аббасидском халифате христиане активно занимались переводом научной литературы с сирийского и греческого языков.
В эпоху правления Омеййядов и Аббасидов при дворе были распространены богословские споры между христианами и мусульманами, которые должны были подчеркнуть терпимость халифов к представителям других религий [1]. Безусловно, немаловажную роль играла внутренняя обстановка в Халифате.
Поскольку достаточно долгое время христиане составляли существенную долю населения, с ними приходилось считаться. Было понятно, что для укрепления государства мягкая сила будет намного эффективнее. Поэтому, к примеру, халиф Валид ибн Абд аль-Малик для постройки мечети Омеййядов в Дамаске сначала предложил христианской общине продать землю на центральной площади, где располагалась древняя церковь Иоанна Крестителя, за 40 000 динаров. Лишь после отказа христиан он забрал ее силой [2].
Коренной поворот в религиозной политике произошел при халифе аль-Мутаваккиле (847-861). Поставив цель укрепить государство путем искоренения инакомыслия, он провозгласил суннизм государственной религией, принял ряд законов, направленных против шиитов, мутазилитов (рационалистическое течение в исламе) и христиан. Последним было запрещено строить церкви выше мечетей, проводить крестные шествия. Были введены специальные опознавательные знаки, которые необходимо было носить в публичном месте. Часть храмов и синагог были разрушены.
С этого момента добрососедские, в целом, отношения христианства и ислама были окончательно разрушены. В последующие периоды христиане все чаще и чаще подвергались гонениям и уже не могли претендовать на сколько-нибудь значимые общественные и государственные посты.
Кто же из христиан, привечаемых при халифском дворе, остался в памяти потомков? Если говорить об искусстве, то это один из величайших поэтов VII в. – Гияс ибн Гаус (640-710) по прозвищу аль-Ахталь («Болтающий вздор»), служивший панегириком у пресловутого Абд аль-Малика. Аль-Ахталь происходил из североарабского христианского племени таглибитов, союзников Омеййядов. Поэтическое мастерство аль-Ахталя приблизило его ко двору, а за свои прославления он даже получил почетный титул «Поэт Омеййядов». Его религия, конечно, служила мишенью для злых языков, но покровительство халифа давало аль-Ахталю определенную свободу в действиях и высказываниях.
Абу Закария Юханна ибн Масаваих (ок. 777-857) оставил после ряд значимых трудов по медицине и перевод греческих философов. Последователь несторианства, он сделал себе карьеру придворного лекаря и успел послужить четырем халифам. За его заслуги в медицине халиф аль-Мамун поставил Ибн Масаваих во главе недавно созданного «Дома мудрости» (бейт аль-хикма) – аббасидской академии наук.
Одним из крупнейших деятелей переводческой движения IX века был Хунайн ибн Исхак. Благодарю нему арабам стали доступны «Начала» Евклида, «Альмагест» Птолемея, многие сочинения Платона, Аристотеля, Гиппократа и Галена. Он также служил личным врачом халифа аль-Мутаваккиля, чья жесткая религиозная политика привела к заключению Ибн Исхака, якобы за богохульство, в тюрьму, где он и скончался.
Герман Слуцкий
Список источников
- Ислам: энциклопедический словарь. / Отв. ред. С.М. Прозоров. – М.: Наука, ГРВЛ, 1991 г.
- История Халифата. Т. II. Эпоха великих завоеваний. 633–656. / О.Г. Большаков. – 2-е изд. М., 2000 г.
- История Халифата. Т.III. Между двух гражданских войн. 656–696. – М., 1998 г.
- История Халифата. Т.IV. Апогей и падение Арабского халифата. 695–750. – М., Вост. лит., 2010 г.
Другие темы курса