• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Касты в современной Индии

В наши дни кастовая система Индии сталкивается с вызовами модернизации и трансформации социума. В связи с этим, она неизбежно преображается, сохраняя при этом базовые свойства данной системы деления.

Касты в современной Индии

Касты, как уже упоминалось ранее, способствуют сегрегации индийского общества в соответствии с наследуемым родом занятий и этносом. Несмотря на то, что в 1947 году Индия стала самостоятельным субъектом на мировой политической арене и постепенно стала воплощать различные планы по демократизации страны и ослабления старых порядков, тормозящих развитие государства, дискриминация далитов (неприкасаемых) сохраняется, равно как и более высокое положение в обществе представителей высших каст [1].

Следует отметить, что отношение к неприкасаемым и мусульманам как к членам самых «грязных» в социальной иерархии Индии групп безусловно претерпевает некоторые изменения, в частности становится более положительным и терпимым в сравнении с предыдущими веками угнетения и осуждения.

Так, на примере сельской местности Индии можно увидеть, что далиты стали допускаться не просто в жилище представителей других каст, но даже на кухню, что ранее было невозможно в связи с верой в то, что прикосновение далитов делает любую пищу непригодной для употребления [3]. В то же время, далитам все еще не разрешается играть с детьми из других каст, а также они продолжают быть дискриминируемыми по кастовому признаку во всех сферах общественной жизни.

Исследователи отмечают, что за последние несколько десятилетий далиты при сохраняющемся неравенстве в индийском обществе сумели начать консолидироваться и отстаивать свои права равно как на политической арене, так и в рамках профсоюзных и духовных организаций.

Уровень грамотности низших слоев населения значительно вырос, так как государство стало пытаться проводить политику по интеграции далитов в систему государственного управления и экономику, чтобы использовать огромные по своим масштабам человеческие ресурсы. Доступ далитов к высшему образованию позволил сократить уровень бедности (который, однако, остается на чрезвычайно высоком уровне), а также привел к формированию института молодых лидеров в индийских деревнях.

К сожалению, лишь 2% далитов, уехавших в крупные города, сумели закрепиться в новой обстановке, в то время как остальные вынуждены возвращаться обратно в сельскую местность, получив качественное образование. Именно эта молодежь по возвращении домой приобретает немалый авторитет среди своих, становясь защитниками их интересов и своего рода посредниками между различными чиновниками местного уровня и простым народом [4].

Таким образом, касты – неотъемлемая часть индийского социума, которая сохранилась даже в современной Индии, пусть и была подвергнута неким изменениям, порой довольно положительным. Можно наблюдать тенденцию к постепенному улучшению положения неприкасаемых и других членов низших каст при неизменно более предвзятом к ним отношении со стороны более «чистых» каст. Границы между кастами как эндогамными ячейками общества стали размываться, а значит и социальная мобильность стала более заметной и активной, но, в целом, общество Индии еще очень далеко от равного положения всех своих членов вне зависимости от их религии, происхождения и рода занятий [2].

Кирилл Кравцов

Список литературы

  1. Лебедева В.В. Влияние кастовой системы на сферу образования в современной Индии. // Наука, образование и культура. 2016. С. 71-75. [Cyberleninka]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kastovoy-sistemy-na-sferu-obrazovaniya-v-sovremennoy-indii (Дата обращения: 11.02.2020).
  2. Deshpande S.M. History of the Indian caste system and its impact on India today. - San Luis Obispo: California Polytechnic State University, 2010. – 35 p. URL: https://digitalcommons.calpoly.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1043&context=socssp (Last accessed: 11.02.2020).
  3. Jodhka S.S. Caste and Democracy: Assertion and Identity among the Dalits of Rural Punjab. // Sociological Bulletin. 2006. Vol. 55. No. 1. P. 4-23. [Jstor]. URL: https://www.jstor.org/stable/23620520?seq=1#metadata_info_tab_contents (Last accessed: 11.02.2020).
  4. Krishna A. What is happening to caste? A view from some North Indian villages // Journal of Asian studies. Ann Arbor. 2003. Vol. 62. N 4. P. 1171–1193. [Jstor]. URL: https://www.jstor.org/stable/3591763?seq=1#metadata_info_tab_contents (Last accessed: 11.02.2020).

Дальше

Другие темы курса