• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Платоновские идеи

Платоновские идеи

Как часто Вы задумываетесь о значении понятия «истина»? Почему Ваша истина не всегда соответствует истине другого человека? Что вообще значит истинный предмет или истинное понимание предмета? Не до конца понятно, что из себя представляют окружающие нас предметы, на самом деле, и как нам к ним относиться так, чтобы получить правильное представление о мире? И в конечном счёте, где же всё-таки искать эту ИСТИНУ?

Для начала постараемся найти ответы в философии древнегреческого мыслителя Платона. Он утверждал, что существует два мира: мир вещей и мир идей. «Какие ещё два мира, как это понимать?!» - спросите Вы. Эти миры можно сравнить с материальным и духовным. С одной стороны, у нас есть то, к чему можно буквально прикоснуться, а с другой – что-то невидимое, но мыслимое.

Будем разбираться на примере. Вот есть предмет, например, яблоко. Вы его воспринимаете как обычный фрукт, т.е. в вашем сознании содержится понятие «яблоко», которое относится к данному предмету. Зафиксируйте, то яблоко, о котором мы сейчас говорим, находится в мире вещей. Вы получаете знание об этом яблоке с помощью чувств, и другой человек также получает эти знания с помощью своих чувств.

Для Вас это яблоко является красным, а для другого розовым. И где же правда? Как понять реальную сущность яблока? Как мы видим, чувства способны обманывать наш разум. Они искажают представления о предмете, и, таким образом, мы становимся заложниками мира иллюзий. А где же находится настоящая сущность предмета, в нашем случае яблока?

Следуя философии Платона, истинный образ предмета мы должны искать в мире идей (мир эйдосов). Существует мир идей независимо и отдельно от мира вещей, они находятся в отдельном сверхчувственном пространстве. Идеи - вечные и неизменные субстанции. Идеи – это реальные и объективные предметы, которые являются эталоном и прообразом воспринимаемых нами предметов.

Как же можно постичь эти Идеи? С помощью разума и только него. Именно разум помогает нам понять, что чувства дают нам неверные знания и показывают лишь тени идей, тем самым помещая нас в мир иллюзий. В мире вещей все предметы находятся в изменчивости и непостоянности, поэтому мы не можем полностью доверять нашему чувственному восприятию. Но благодаря разуму мы способны прийти к истине, а точнее приблизиться к миру идей и даже познать их.

Стремление к миру идей можно сравнить со стремлением к благу. Как каждый человек по своей природе стремится к благу, так и предметы стремятся к миру вещей. Таким образом, каждый объект и каждый субъект стремятся к совершенству. Платон считал, что только тогда, когда человек «попадает» в мир идей (буквально в него нельзя попасть через дверь, это больше мысленный эксперимент) и видит реальный образ вещей, он понимает, каков объективный мир.

«А как, - скажите Вы. - мы поймем, что это те самые Идеи, а не их тени?». Платон бы ответил на этот вопрос примерно так: «На самом деле, наша душа уже знакома с реальными образами вещей, ей нужно лишь напомнить об этом (этот процесс называется анамнезис – «припоминание души» с древнегреческого). Душа бессмертна: она лишь временно находится в теле, потом душа уходит в царство чистой мысли, и снова возвращается на землю, где ей снова приходится быть в человеческом обличии».

Также с помощью разума мы можем отличить правильное знание от мнения. Мнение – это знание кого-либо, не проверенное на собственном опыте. Правильное знание – это уже переработанное знание, проверенное и обоснованное самим человеком.

Вы, наверное, замечали, что чаще всего «мнение» быстро улетучивается из памяти: кто-то что-то сказал, Вы вроде бы даже поняли, но не до конца, поскольку не встречались с этим в жизни, не проверяли это в задачах, не ставили эксперименты. А с объективным знанием совсем иначе: Вы порешали несколько задачек, посмотрели на вопрос с разных сторон, обсудили с друзьями и объяснили родителям. Разум помогает нам формировать эти объективные - правильные - знания и следовать в жизни собственным суждениям.

Дина Хакназарова

Дальше

Другие темы курса