Искусство XX века: новое виденье в итальянской культуре
В начале XX века в Италии утверждается такое направление как футуризм, то есть художественный авангард, родившийся с публикации своего "манифеста" в 1910 году. Его основоположник - Филиппо Томмазо Маринетти.
Футуристическое искусство с энтузиазмом нащупывало новые пути выражения, основанные на непредсказуемом использовании материалов и стремлении к реальности, уже не статичной, а динамичной, поскольку скорость машин была излюбленной темой того времени. Использовались только цвета солнечного спектра. Таким образом были созданы замечательные работы Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла и Умберто Боччони.
Самым гениальным из футуристов считается Умберто Боччони (Реджо-Калабрия, 1882 - Верона, 1916), художник и скульптор. Его первая крупная работа футуристического направления - это «Город встает», которая реалистично и символично представляет собой строительство промышленной окраины: лошади, которые появляются там, являются динамичным и позитивным выражением роста пригородов. В 1911 году он также начинает деятельность скульптора.
Выдающимся портретистом, который выделяется в начале XX века, является Амедео Модильяни (Ливорно, 1884 - Париж, 1920), художник и скульптор, который по своей природе не является частью определенных течений или авангарда, но остается великим художником, "изолированным" и уникальным. Яркой особенностью его искусства является удлинение персонажей, благодаря которому усиливаются элегантность и простота фигур. Пресловутые длинные шеи Модильяни стали характерным признаком его стилистической фигуры.
Метафизическая живопись, одно из важнейших авангардистских течений XX века, официально зародилась в Италии в 1917 году с работами Карло Карра (Куарненто, Алессандрия, 1881 - Милан, 1966) и Джорджо Де Кирико (Волос, Греция, 1888 - Рим, 1978). Характерными чертами метафизической живописи являются отстраненность от реальности, которая подвергается процессу упрощения и основана на геометрических формах, чувства таинственности и загадочности. Например, типичными темами Де Кирико являются манекены, безмолвные и заброшенные статуи и квадраты, «резкие» тени, пустые и безжизненные здания, предметы общего пользования, представленные в необычных контекстах. Ссылки на классический мир и на гомеровских героев часты и связаны с его рождением на греческой земле, которая считается родиной мифологии и поэм Гомера.
Стоит заметить, что на итальянское искусство XX века оказал существенное влияние фашистский режим. Наиболее очевидны отношения с фашистским режимом в архитектуре. Период фашизма в Италии характеризовали большие здания и комплексы, которые Муссолини использовал в пропагандистских целях. Но архитектурное содержание тех произведений нельзя свести только к этому.
Культурное движение, которое окружает и проходит через молодых итальянских архитекторов двадцатых и тридцатых годов, самым известным из которых является Марчелло Пьячентини (Рим, 1881 - 1960), находится в открытом разрыве с консервативной традицией и близко к самым современным течениям. Например, Дворец итальянской цивилизации в Риме, безусловно, одна из самых интересных работ фашистской эпохи.
Итальянское искусство второй половины ХХ века, как выражение "свободной мысли", во время фашизма репрессировано. Закончив фашистский период, искусство следует по двум направлениям: с одной стороны, есть социалистический реализм, из которого самым важным примером является Ренато Гуттузо; с другой - абстракционизм и художественные течения, наиболее близкие к американскому искусству - от поп-искусства до «бедного искусства», на линии разрыва с традиционными моделями. Важными представителями этого периода являются Лучо Фонтана и Альберто Бурри.
Великий художник, искусство которого часто становилось предметом дискуссий, - Ренато Гуттузо (Багерия, Палермо, 1911 - Рим, 1987), главный интерпретатор неокубистского реализма. Вдохновленный антифашистскими идеями и обширной культурой, он заново разрабатывает некоторые элементы экспрессионизма, сицилийского народного искусства и, прежде всего, Пикассо, давая нам картины, характеризующиеся социальной приверженностью и сильным реалистично-драматическим зарядом.*
Альберто Бурри (Читта-ди-Кастелло, 1915 - Ницца, 1968) вместо кистей и красок предпочитает использовать кусочки бумаги и листового металла, тряпки, куски обожженного дерева, то есть предметы, несущие на себе признаки истинного экзистенциального страдания.
Лучо Фонтана (Розарио ди Санта-Фе, 1899 - Комаббио, Варезе, 1968), скульптор и художник, предлагает новое образное пространство, которое может освободить художника от традиционных средств выражения.
Архитектор Ренцо Пиано (Генуя, 1937), который окончил политехнический университет Милана, известен во всем мире оригинальностью своих панельных конструкций. Он является автором многочисленных проектов в Италии и во всем мире. Среди его наиболее важных архитектурных работ: Центр Помпиду 1977 года в Париже и литургический зал для Церкви Падре Пио в Сан-Джованни-Ротондо, законченный в 2004 году, чьи пространственные структуры настолько развиты, что делают церковь "открытой" для всех паломников.
XX век в истории итальянского искусства стал значительным рубежом в становлении нового этапа в итальянской культуре, эпохой, насыщенной существованием порой противоположных эстетических концепций и рождения новых методов в искусстве, отмеченных особой идейно-философской глубиной. Современное искусство Италии собрало в себя мастеров разных поколений, поэтому можно утверждать, что его история и будущее видятся сложными, тесно связанными с исторической реальностью, а сами художники находятся в постоянном развитии и поисках. Несмотря на это, к Италии, играющей существенную роль в мировом художественном процессе, всегда будет пристальное внимание. Как и все многовековое великое наследие культуры, искусство этой нации будет и дальше привлекать тех, кто посетил эту страну и, следовательно, сохранил итальянские впечатления на всю жизнь.
Регина Хахо
Список источников
- Федотова Е.Д. Италия. История искусства / Е.Д. Федотова - Москва: Белый город, 2006. - 608 с.
- Cernigliaro M.A. L'Italia è cultura. Arte / M.A. Cernigliaro. Edilingua. 33 p.
Другие темы курса