Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образ правителя эпохи Возрождения: на примере художественной политики и образа императора Максимилиана I Габсбурга

Эпоха возрождения, а особенно время между XV и XVI веками – период возникновения крупных культурных центров вокруг двора просвещенного монарха. Нельзя сказать, что эта эпоха в искусстве  исключительно великих художников, но это также время прекрасных меценатов.  Все же главным патроном и покровителем искусств был правитель. Фигура монарха, его политические цели и задачи, мировоззрение, вкусы и даже личные симпатии – определяли художественную жизнь периода.

Образ правителя эпохи Возрождения: на примере художественной политики и образа императора Максимилиана I Габсбурга

Источник: https://iq.hse.ru/news/308199221.html

Максимилиан Габсбург (1459–1519) – король Германии, а также император Священной Римской империи (962 по 1806), был взят для иллюстрации изображения правителя в эпоху Возрождения не случайно. Помимо того, что его называют одним из важнейших представителей габсбургской династии, он также был крупным меценатом и любителем искусств. Он был хорошо образован и проявлял большой интерес к искусству, к литературе и науке Ренессанса.

Нельзя не сказать о его политических амбициях и времени правления, которые сильно повлияли на искусство. Время его правления было непростым периодом для Священной Римской империи и для земель Австрии и Германии. Это было время кризиса, время, когда империя находилась на грани распада и чрезвычайно нуждалась в реформах. Однако, за время своего правления Максимилиану удалось собрать, расширить и закрепить территорию империи, он участвовал в большом количестве воин, которые не всегда приносили ему победу. 

Если его внутренняя политика была нацелена на укрепление централизованной власти. Кроме того, он всегда желал достичь успехов отца, как в политике, так и на поле боя и во взаимоотношениях. Максимилиан старался оправдать девиз отца «Австрия должна править миром» - «Austriae est imperare orbi universo», но не всегда это получалось. Для реализации своих амбиций монарх создал «альтернативную вселенную», в которой Австрия и ее правящий дом правили миром. Он собрал армию художников, поэтов, ремесленников, ученых, типографов и инженеров, которые воплощали его политическую программу в искусстве.

Основной целью предметов искусства в эпоху Максимилиана I было - прославлять императора и его династию. Именно поэтому он охотнее выбирал формы, способные, охватить как можно более широкую аудиторию по всей Священной Римской империи: монеты и медали, фрески и особенно - печатные работы. Таким образом, при дворе императора Священной Римской империи в это время основными изображениями в этот период были семья, его территории и, конечно, он сам. Максимилиан Габсбург никогда не стремился подражать двору Медичи или д’Эсте в создании большой коллекции предметов искусства, особенно картин.  Помимо этого, целью изготавливаемых тогда предметов было не только прославление Максимилиана, но и подготовка почвы для избрания на императорский трон его внука Карла, чтобы продолжить габсбургскую линию, охватить еще больше территорий и усилить власть.

В собственных заказах, как было описано ранее, правитель обращался к различным жанрам и видам искусства. Так, среди памятников были и архитектурные, и скульптурные, и живописные, а также предметы декоративно-прикладного искусства, миниатюра, гравюры, предметы графики и книжного искусства. Последние - занимают лидирующее положение в его художественной программе, как по числу произведенных объектов, так и по художественным свойствам и качеству. Причиной этому было не только финансовое положение империи и кризис, который возник еще во время правления Фридриха III, отца Максимилиана I, но и приверженность двора и самого императора к гуманистической мысли, которая была распространена в эпоху Возрождения. Так, Ф. Петрарка [1] в трактате «О средствах против превратностей судьбы», отмечал, что «возведение роскошных зданий не принесет их заказчику вечной славы». [2] И именно поэтому он пользовался «словом» как инструментом, чтобы отразить основные идеи эпохи и свои мысли, ведь только так, по его мнению, можно увековечить его «имя» и получить истинную славу.

Максимилиан следовал примеру Петрарки и для того, чтобы сохранить память о своих деяниях, политике и ветви Габсбургов активно пользовался искусством гравюры и «печатным словом». Гравюра и книга могли издаваться большим тиражом и широко распространяться не только в пределах своей территории, также их производство было менее затратным во всех смыслах, чем создание архитектурной постройки или же скульптуры. В то же время именно написанное произведение очередной раз прославляло Максимилиана Габсбурга как образованного и мудрого правителя, (как и любого монарха эпохи Возрождения, который также выпускал книги или другие подобные произведения).

Что же касается отдельных образов, которые изображались в искусстве Максимилиана I, то следует выделить, конечно же, образ самого императора – ключевой образ всех произведений его заказов, а также образ его предков и потомков.

Максимилиан I Габсбург – один из самых портретируемых правителей своего времени. Сам образ императора можно разделить на образ рыцаря, образ римского императора, образ покровителя искусств или же homo universalis – человек эпохи возрождения, а также образ идеального правителя - его официальные портреты. Основной целью его портретов разных жанров (статуи, картины, гравюры, изображения на медалях и монетах и т. д.) была пропаганда императорской власти.

Говоря о первом образе важным будет упомянуть частое изображение рыцарских турниров и его автобиографическое произведение «Фрейдал» (около 1512 г.), в рукописи к этому тексту представлены около 256 изображений турниров, с участием императора.


[1] Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca, 1304—1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Предренессанса, ученик Варлаама Калабрийского.

[2] Фролова Л. В.  Художественный заказ Максимилиана I и немецкое искусство конца XV - начала XVI вв.: дис Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена.  − СПб., 2018. С.33

А. Дюрер. Иллюстрация к «Фрейдалю». Ксилография. Ок. 1517–1518

Кроме того, часто он изображается в контексте крестовых походов, например, в автобиографическом произведении «Тойерданк». Здесь можно усмотреть с одной стороны, реальные амбиции по организации крестового похода в связи с увеличивающейся турецкой угрозой, а с другой – явное влияние гуманизма, где поход рассматривался как чрезвычайно благородный поступок. Его изображение в образе рыцаря помогало сделать образ императора довольно популярным как для образованных гуманистов, так и для тех, кто не умел читать и не смыслил ничего в новой процветающей в это время идеологии благодаря изображениям. Он хотел быть не только идеальным императором, но и доблестным рыцарем и следовательно – честным, идеальным правителем. Сам Максимилиан и чуть позже его современники называли императора «последним рыцарем Средневековья».

Иллюстрация к первому изданию автобиографической поэмы Максимилиана I «Тойерданк», Г. Бургкмайр. Мюнхен, Национальная библиотека Баварии

Кроме того, среди заказов также присутствовали его изображения в качестве последнего римского императора («Рим, как он любил провозглашать, был "бывшим местопребыванием нашего престола»). Монеты, медали, а также нарисованные и вырезанные из дерева портреты были украшены повторением титулов Максимилиана и аллюзиями на древний Рим («Император Цезарь Максимилиан»). В медальерном искусстве в начале XVI в. был разработан канон, по которому портретные изображения императора должны были восходить к иконографии древнеримских императоров. По аналогии с последними, Максимилиан на медалях и монетах изображается в профиль.

Двойной шаугульдинер с изображением Максимилиана Габсбурга. Серебро. 1505 г.

В его образе как покровителя искусств он нередко представлен в окружении муз, как например , в комплекте миниатюр «Триумфальная процессия» (1516–1519), где колесницу с императором и его семьей сопровождает Аполлон и  музы, каждая муза подписана и обозначена. А каждый ремесленник, музыкант и прочий деятель искусства, который сопровождает колесницу несет надпись, на которой пишутся признания императору, и идея о том, что только благодаря ему каждый обучился определенному искусству и добился в нем абсолютного мастерства. Сам памятник были создан как определенная попытка воссоздать величественный дух Империи, что было важно для правителя, так как он стремился поддержать легитимацию своей власти и удержать императорский титул, не только для себя, но и для потомков.

Триумфальная процессия. Г. Бургкмайр. Лист 26. Музыка придворной капеллы. Фрагмент с изображением муз

Кроме того, возможно, чтобы подчеркнуть его собственный художественный гений - еще одно непременное условие совершенного монарха - Максимилиан сам изобразил руководство над мастерами. Например, в одной из иллюстраций к автобиографическому роману «Вайскуниг» император стоит за мольбертом художника, указывая на холст, который он рисует.

Вайскуниг. (1514–16), Г. Бургмайр. Император стоит за мольбертом художника, указывая на холст, который он рисует

Так, исследователи отмечают, что император лично исправлял эскизы, которые предоставляли ему живописцы и граверы, на сегодняшний день сохранилось несколько исправленных лично им листов.

Для всех его изображений в различных образах важным считалось повторение портретного сходства. Причиной этому служило желание императора быть легко узнаваемым не только придворными, но и простыми людьми: обязательно художник или гравер выделял особенную «габсбургскую губу» и длинный нос с горбинкой. Подобное, говоря современным языком, можно назвать брендингом, стилем Габсбургов. На живописных портретах Максимилиана особенно заметно, как он наслаждается своими физическими особенностями. 

А . Дюрер. Максимилиан I. Липовая доска, масло. 74*61,5. 1519. Вена, Художественно-исторический музей

В официальных портретах Максимилиан на первое место выходят, атрибуты власти, что характерно для всех парадных портретов, но также и портретные черты.  Он изображается в образе правителя, наделенного легитимной властью – именно это он пытался подтвердить своей политикой и это же он делал и в искусстве.  Что касается атрибутов власти, то на портретах они меняются, поскольку меняется и занимаемый Максимилианом Габсбургом статус: если в своих ранних портретах он изображен с как герцог бургундский в доспехах, с мечом и особой герцогской короной, то после коронации на его портретах появляется соответствующая занимаемому месту атрибутика: после 1487 г. появляются атрибуты короля, то после 1508 г. атрибуты  императора соответственно – императорские герб и корона.

Максимилиан I как император. Ок. 1507–1508. Инсбрук, частное собрание

Кроме того, в искусстве Максимилиана I прославлен не только сам император, но и многие его родственники, уже умершие к моменту создания текстов и иллюстраций. Это отчетливо видно и в упоминавшееся ранее «Триумфальной процессии» и в еще одном памятнике – «Триумфальной Арке» (1515) - очень большого размера ксилографии. Там, помимо прославления самого Императора, описания и изображения отдельных сцен его жизни, довольно много изображений предков Максимилиана. Генеалогическое древо – основная и центральная часть «Триумфальной арки». Оно начинается от Трои и проходит через франков, Карла Великого следуя к европейским правителям, королям и принцам Священной Римской империи, что во-первых, в очередной раз устанавливает легитимацию власти Максимилиана I, а во-вторых, демонстрирует древность рода, оправдывает Габсбургов, стремящихся занять лидерство в Европе.

Триумфальная арка. Генеалогическое древо Габсбургов (фрагмент): фигуры Франции, Сикамбрии, Трои

Отражением его амбиций было светское искусство, когда религиозное искусство в основном отсутствовало в его покровительстве, за исключением случаев, когда объектом почитания была его собственная династия, например, Алтарь Святого Георгия ок. 1516-1519 в замке Амбрас, на боковых панелях которого изображены портреты его внуков Шарля и Фердинанда соответственно, замаскированные под Сент-Агатий и Сент-Себастьян.

Алтарь Святого Георгия ок. 1516-19, замок Амбрас, Австрия

Он всегда уделял большое значение искусству, лично отбирал мастеров, которые будут выполнять его заказы. По мнению исследователей, для воплощения заказов императора работали многие великие немецкие мастера XV – XVI вв. Так, среди них был и А. Дюрер, который, помимо нескольких его портретов и гравюр с батальными сценами и пейзажами А. Дюрер отвечал за общий облик «Триумфальной арки».

Таким образом, Максимилиан I Габсбург определенно оказывал влияние на искусство Германии и Священной Римской империи этого периода. Подобный феномен характерен для искусства правителей всей эпохи господства ренессансного гуманизма, не только этого региона. Император старался всеми силами укрепить государство и свой авторитет и искусство было одним из важнейших инструментов для реализации этой цели, он лично контролировал выбор мастеров, написание работ, чтобы его амбиции и политические задачи как можно лучше оправдались и были ясны и понятны.

В этой статье мы разобрали эпоху Возрождения, в следующей – расскажем об эпохе Барокко уже на примере другого региона - Франции.

Мария Войтенко

Список источников

  1. Apsland A., Hist F.R.S. The Triumph of the Emperor Maximilian I (with Woodcuts Designed by H. Burgkmair). – Manchester: Holbein Society, 1875. 178 p.
  2. Фролова, Л. В.  Художественный заказ Максимилиана I и немецкое искусство конца XV - начала XVI вв.: дис. канд. искусствоведения: 17.00.09 / Фролова Людмила Валерьевна; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - − СПб., 2018. 210 с.

Электронные ресурсы:

  1. https://www.apollo-magazine.com/emperor-maximilian-i-brand-arts/
  2. https://www.habsburger.net/en/chapter/maximilian-i-art-service-politics

Дальше

Другие темы курса