Образ правителя эпохи Возрождения: на примере художественной политики и образа императора Максимилиана I Габсбурга
Эпоха возрождения, а особенно время между XV и XVI веками – период возникновения крупных культурных центров вокруг двора просвещенного монарха. Нельзя сказать, что эта эпоха в искусстве исключительно великих художников, но это также время прекрасных меценатов. Все же главным патроном и покровителем искусств был правитель. Фигура монарха, его политические цели и задачи, мировоззрение, вкусы и даже личные симпатии – определяли художественную жизнь периода.
Максимилиан Габсбург (1459–1519) – король Германии, а также император Священной Римской империи (962 по 1806), был взят для иллюстрации изображения правителя в эпоху Возрождения не случайно. Помимо того, что его называют одним из важнейших представителей габсбургской династии, он также был крупным меценатом и любителем искусств. Он был хорошо образован и проявлял большой интерес к искусству, к литературе и науке Ренессанса.
Нельзя не сказать о его политических амбициях и времени правления, которые сильно повлияли на искусство. Время его правления было непростым периодом для Священной Римской империи и для земель Австрии и Германии. Это было время кризиса, время, когда империя находилась на грани распада и чрезвычайно нуждалась в реформах. Однако, за время своего правления Максимилиану удалось собрать, расширить и закрепить территорию империи, он участвовал в большом количестве воин, которые не всегда приносили ему победу.
Если его внутренняя политика была нацелена на укрепление централизованной власти. Кроме того, он всегда желал достичь успехов отца, как в политике, так и на поле боя и во взаимоотношениях. Максимилиан старался оправдать девиз отца «Австрия должна править миром» - «Austriae est imperare orbi universo», но не всегда это получалось. Для реализации своих амбиций монарх создал «альтернативную вселенную», в которой Австрия и ее правящий дом правили миром. Он собрал армию художников, поэтов, ремесленников, ученых, типографов и инженеров, которые воплощали его политическую программу в искусстве.
Основной целью предметов искусства в эпоху Максимилиана I было - прославлять императора и его династию. Именно поэтому он охотнее выбирал формы, способные, охватить как можно более широкую аудиторию по всей Священной Римской империи: монеты и медали, фрески и особенно - печатные работы. Таким образом, при дворе императора Священной Римской империи в это время основными изображениями в этот период были семья, его территории и, конечно, он сам. Максимилиан Габсбург никогда не стремился подражать двору Медичи или д’Эсте в создании большой коллекции предметов искусства, особенно картин. Помимо этого, целью изготавливаемых тогда предметов было не только прославление Максимилиана, но и подготовка почвы для избрания на императорский трон его внука Карла, чтобы продолжить габсбургскую линию, охватить еще больше территорий и усилить власть.
В собственных заказах, как было описано ранее, правитель обращался к различным жанрам и видам искусства. Так, среди памятников были и архитектурные, и скульптурные, и живописные, а также предметы декоративно-прикладного искусства, миниатюра, гравюры, предметы графики и книжного искусства. Последние - занимают лидирующее положение в его художественной программе, как по числу произведенных объектов, так и по художественным свойствам и качеству. Причиной этому было не только финансовое положение империи и кризис, который возник еще во время правления Фридриха III, отца Максимилиана I, но и приверженность двора и самого императора к гуманистической мысли, которая была распространена в эпоху Возрождения. Так, Ф. Петрарка [1] в трактате «О средствах против превратностей судьбы», отмечал, что «возведение роскошных зданий не принесет их заказчику вечной славы». [2] И именно поэтому он пользовался «словом» как инструментом, чтобы отразить основные идеи эпохи и свои мысли, ведь только так, по его мнению, можно увековечить его «имя» и получить истинную славу.
Максимилиан следовал примеру Петрарки и для того, чтобы сохранить память о своих деяниях, политике и ветви Габсбургов активно пользовался искусством гравюры и «печатным словом». Гравюра и книга могли издаваться большим тиражом и широко распространяться не только в пределах своей территории, также их производство было менее затратным во всех смыслах, чем создание архитектурной постройки или же скульптуры. В то же время именно написанное произведение очередной раз прославляло Максимилиана Габсбурга как образованного и мудрого правителя, (как и любого монарха эпохи Возрождения, который также выпускал книги или другие подобные произведения).
Что же касается отдельных образов, которые изображались в искусстве Максимилиана I, то следует выделить, конечно же, образ самого императора – ключевой образ всех произведений его заказов, а также образ его предков и потомков.
Максимилиан I Габсбург – один из самых портретируемых правителей своего времени. Сам образ императора можно разделить на образ рыцаря, образ римского императора, образ покровителя искусств или же homo universalis – человек эпохи возрождения, а также образ идеального правителя - его официальные портреты. Основной целью его портретов разных жанров (статуи, картины, гравюры, изображения на медалях и монетах и т. д.) была пропаганда императорской власти.
Говоря о первом образе важным будет упомянуть частое изображение рыцарских турниров и его автобиографическое произведение «Фрейдал» (около 1512 г.), в рукописи к этому тексту представлены около 256 изображений турниров, с участием императора.
[1] Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca, 1304—1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Предренессанса, ученик Варлаама Калабрийского.
[2] Фролова Л. В. Художественный заказ Максимилиана I и немецкое искусство конца XV - начала XVI вв.: дис Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. − СПб., 2018. С.33
Кроме того, часто он изображается в контексте крестовых походов, например, в автобиографическом произведении «Тойерданк». Здесь можно усмотреть с одной стороны, реальные амбиции по организации крестового похода в связи с увеличивающейся турецкой угрозой, а с другой – явное влияние гуманизма, где поход рассматривался как чрезвычайно благородный поступок. Его изображение в образе рыцаря помогало сделать образ императора довольно популярным как для образованных гуманистов, так и для тех, кто не умел читать и не смыслил ничего в новой процветающей в это время идеологии благодаря изображениям. Он хотел быть не только идеальным императором, но и доблестным рыцарем и следовательно – честным, идеальным правителем. Сам Максимилиан и чуть позже его современники называли императора «последним рыцарем Средневековья».
Кроме того, среди заказов также присутствовали его изображения в качестве последнего римского императора («Рим, как он любил провозглашать, был "бывшим местопребыванием нашего престола»). Монеты, медали, а также нарисованные и вырезанные из дерева портреты были украшены повторением титулов Максимилиана и аллюзиями на древний Рим («Император Цезарь Максимилиан»). В медальерном искусстве в начале XVI в. был разработан канон, по которому портретные изображения императора должны были восходить к иконографии древнеримских императоров. По аналогии с последними, Максимилиан на медалях и монетах изображается в профиль.
В его образе как покровителя искусств он нередко представлен в окружении муз, как например , в комплекте миниатюр «Триумфальная процессия» (1516–1519), где колесницу с императором и его семьей сопровождает Аполлон и музы, каждая муза подписана и обозначена. А каждый ремесленник, музыкант и прочий деятель искусства, который сопровождает колесницу несет надпись, на которой пишутся признания императору, и идея о том, что только благодаря ему каждый обучился определенному искусству и добился в нем абсолютного мастерства. Сам памятник были создан как определенная попытка воссоздать величественный дух Империи, что было важно для правителя, так как он стремился поддержать легитимацию своей власти и удержать императорский титул, не только для себя, но и для потомков.
Кроме того, возможно, чтобы подчеркнуть его собственный художественный гений - еще одно непременное условие совершенного монарха - Максимилиан сам изобразил руководство над мастерами. Например, в одной из иллюстраций к автобиографическому роману «Вайскуниг» император стоит за мольбертом художника, указывая на холст, который он рисует.
Так, исследователи отмечают, что император лично исправлял эскизы, которые предоставляли ему живописцы и граверы, на сегодняшний день сохранилось несколько исправленных лично им листов.
Для всех его изображений в различных образах важным считалось повторение портретного сходства. Причиной этому служило желание императора быть легко узнаваемым не только придворными, но и простыми людьми: обязательно художник или гравер выделял особенную «габсбургскую губу» и длинный нос с горбинкой. Подобное, говоря современным языком, можно назвать брендингом, стилем Габсбургов. На живописных портретах Максимилиана особенно заметно, как он наслаждается своими физическими особенностями.
В официальных портретах Максимилиан на первое место выходят, атрибуты власти, что характерно для всех парадных портретов, но также и портретные черты. Он изображается в образе правителя, наделенного легитимной властью – именно это он пытался подтвердить своей политикой и это же он делал и в искусстве. Что касается атрибутов власти, то на портретах они меняются, поскольку меняется и занимаемый Максимилианом Габсбургом статус: если в своих ранних портретах он изображен с как герцог бургундский в доспехах, с мечом и особой герцогской короной, то после коронации на его портретах появляется соответствующая занимаемому месту атрибутика: после 1487 г. появляются атрибуты короля, то после 1508 г. атрибуты императора соответственно – императорские герб и корона.
Кроме того, в искусстве Максимилиана I прославлен не только сам император, но и многие его родственники, уже умершие к моменту создания текстов и иллюстраций. Это отчетливо видно и в упоминавшееся ранее «Триумфальной процессии» и в еще одном памятнике – «Триумфальной Арке» (1515) - очень большого размера ксилографии. Там, помимо прославления самого Императора, описания и изображения отдельных сцен его жизни, довольно много изображений предков Максимилиана. Генеалогическое древо – основная и центральная часть «Триумфальной арки». Оно начинается от Трои и проходит через франков, Карла Великого следуя к европейским правителям, королям и принцам Священной Римской империи, что во-первых, в очередной раз устанавливает легитимацию власти Максимилиана I, а во-вторых, демонстрирует древность рода, оправдывает Габсбургов, стремящихся занять лидерство в Европе.
Отражением его амбиций было светское искусство, когда религиозное искусство в основном отсутствовало в его покровительстве, за исключением случаев, когда объектом почитания была его собственная династия, например, Алтарь Святого Георгия ок. 1516-1519 в замке Амбрас, на боковых панелях которого изображены портреты его внуков Шарля и Фердинанда соответственно, замаскированные под Сент-Агатий и Сент-Себастьян.
Он всегда уделял большое значение искусству, лично отбирал мастеров, которые будут выполнять его заказы. По мнению исследователей, для воплощения заказов императора работали многие великие немецкие мастера XV – XVI вв. Так, среди них был и А. Дюрер, который, помимо нескольких его портретов и гравюр с батальными сценами и пейзажами А. Дюрер отвечал за общий облик «Триумфальной арки».
Таким образом, Максимилиан I Габсбург определенно оказывал влияние на искусство Германии и Священной Римской империи этого периода. Подобный феномен характерен для искусства правителей всей эпохи господства ренессансного гуманизма, не только этого региона. Император старался всеми силами укрепить государство и свой авторитет и искусство было одним из важнейших инструментов для реализации этой цели, он лично контролировал выбор мастеров, написание работ, чтобы его амбиции и политические задачи как можно лучше оправдались и были ясны и понятны.
В этой статье мы разобрали эпоху Возрождения, в следующей – расскажем об эпохе Барокко уже на примере другого региона - Франции.
Мария Войтенко
Список источников
- Apsland A., Hist F.R.S. The Triumph of the Emperor Maximilian I (with Woodcuts Designed by H. Burgkmair). – Manchester: Holbein Society, 1875. 178 p.
- Фролова, Л. В. Художественный заказ Максимилиана I и немецкое искусство конца XV - начала XVI вв.: дис. канд. искусствоведения: 17.00.09 / Фролова Людмила Валерьевна; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - − СПб., 2018. 210 с.
Электронные ресурсы:
Другие темы курса