• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шаманизм в Корее

Шаманизм в Корее

Слышали ли вы о корейском шаманизме? В Южной Корее шаманизм пользуется популярностью и сейчас, в эпоху современности. Многие люди обращаются к шаманам за советами о своём будущем, особенно перед каким-либо важным событием, например, заключением брака. Поэтому в корейских дорамах (сериалах) зачастую можно увидеть сцены, где герои или их родители приходят к шаманам посоветоваться насчёт своей жизни, карьеры, свадьбы своих детей и других беспокоящих их вопросов.

Возможно, вы даже слышали о скандале, связанным с экс-президентом Южной Кореи Пак Кынхе, которая была обвинена во взяточничестве и злоупотреблении. Логичным будет вопрос – причём же тут шаманы? Дело в том, что в историю скандала прочно вплетено имя подруги экс-президента – Чхве Сунсиль, которая не только влияла на процесс управления государством, не занимая при этом официальных государственных постов, но и являлась шаманкой-гадалкой. Попробуем разобраться в истоках корейского шаманизма и выяснить, в чём состоит его уникальность.

Небольшая историческая справка: есть предположения, что шаманизм на территории Корейского полуострова как таковой сформировался в эпоху Трёх Государств (I в. до н. э. – IV в. н. э.)[1]. На протяжении веков шаманизм переживал свои взлёты и падения: его статус и отношение к нему в обществе претерпевали определённые изменения. То он играл важную роль в выборе пути представителей власти, то оказывался в немилости правящих кругов.

В период оккупации Японией (1910-1945 гг.) шаманизм не одобрялся японским правительством, как и многие другие проявления национальной культуры Кореи, которая в то время подвергалась притеснениям. Но и во второй половине двадцатого века отношение к шаманизму было неоднозначным: он продолжал вызывать критику одних и притягивать к себе интерес других. В наши дни к шаманизму относятся как к важной части культуры: даже если человек не хочет узнать о своём будущем, ничто не мешает ему поинтересоваться особенностями корейского шаманизма и посмотреть, как проводят ритуальные обряды во время некоторых народных праздников.

 

[1] Лазарева К. Корейский шаманизм: от традиции к перформансу // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2018.

Так как в Южной Корее с давних пор сосуществуют и переплетаются разные религии и учения – даосизм, конфуцианство, буддизм и т.д., – это отражено и в пантеоне корейского шаманизма. Его можно считать бесконечным, но важно помнить, что в основном духи делятся на два типа – грубо говоря, духи злые и духи добрые. Но деление между ними не слишком категорично: считалось, что если хорошенько попросить даже злого духа, он тоже вполне может оказать услугу и помочь в трудном деле. И, наоборот, если разозлить доброго духа, добра от него ждать не стоит[1]. Особенно почиталось Небо, звёзды, духи Земли, Луны, а также духи, связанные со многими другими элементами природы.

Важно упомянуть, что с давних пор корейские шаманы категоризировались на две главные группы: «пансу» и «мудан». Пансу являлись шаманы-мужчины, как правило, слепые от рождения. Чаще всего они специализировались на предсказаниях. Мудан – группа более многочисленная: в основном мудан являлись женщины-шаманки, проводившие особые обряды, целью которых было избавление от болезни, очищение или решение другой жизненной проблемы.

Было два способа стать мудан: быть наследственной шаманкой или вступить на путь шаманизма после того, как в человека вселиться дух. Такие шаманки – харизматические. Конечно, свободно выбрать, быть тебе шаманкой или не быть, скорее всего, не получится, так как к будущим харизматическим шаманкам приходит так называемая «шаманская болезнь». Есть только одна возможность избавиться от этой болезни – служить духам. «Шаманская болезнь» сопровождается галлюцинациями, иллюзиями, другими физическими и психическими проявлениями недуга, причём считается, что длиться это может на протяжении долгих лет[2].

 

[2] Желобцов Ф.Ф. О шаманизме в Корее // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2014.

Шаманы становились посредниками между человеком и духом, но для это ему необходимо было впасть в экстаз, который и позволит ему вести диалог с сущностями нематериальными. Непосредственно обряд общения с духами (камлание) в Корее носит название «кут», проведение которого обычно выражается в танцах и, как результат, погружении в состояние транса.

В нашем веке, конечно, многие традиции шаманизма видоизменились: всё больше внимания стало уделяться визуальной составляющей ритуала. Это связано с проведением различных фестивалей, демонстрирующих корейскую культуру, и развитием туризма. Самым популярным проявлением шаманизма в Южной Корее сейчас являются шаманки-гадалки и специальные гадальные дома, которые вызывает интерес у тех, кто хочет узнать побольше о своей судьбе.

Алиса Алейникова

Дальше

Другие темы курса