• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как журнал обучал на практике?

Два больших раздела – «Письма из редакции» и «Литературная консультация» –отражали то, как авторы журнала взаимодействовали с начинающими писателями и обучали их на практике. Рассмотрим каждый из них.

Как журнал обучал на практике?

«Письма из редакции»

«Письма из редакции» – уникальный интерактивный формат, который представлял собой рецензии/разборы на присылаемые в редакцию тексты начинающих писателей. И, что самое интересное, большую часть таких писем-рецензий написал М. Горький. «…это – наиболее ценный и трудный отдел, это – прямая цель журнала» – говорил он о «Письмах из редакции» [1: 133].

Основной перечень ошибок, на которые указывал Максим Горький, можно представить так:

«Все люди – без лиц, без фигур»

«Все люди – без лиц, без фигур» – неспособность описывать персонажей ярко и живо было одной из главных проблем начинающих писателей [2: 24]. Например, в рассказе «Баба», который Горький анализировал в самом первом письме, почти отсутствуют внешние и внутренние характеристики персонажей, нет никаких особенностей мимики, речи, и весь рассказан построен на диалогах. Между художником-живописцем и ребенком разница в том, что ребенок рисует плоско, набрасывая очертания фигур и предметов, а живописец рисует выпукло, «как бы уходит в глубину бумаги» – так Горький сравнивал писателя с живописцем и объяснял «ученикам», как важны детали в образах и пространствах [3: 59]. Для «оживления» персонажей Горький советовал авторам брать как основу для рассказа не какой-то частный случай, а рассмотреть хотя бы десяток похожих случаев (конфликт отцов и детей, например) и попробовать объединить в одну частную ситуацию.

Языковые ошибки

Горький критиковал тавтологию, инверсию, жаргонизмы и просторечия, особенно его раздражало обилие причастий в текстах. И вот как он забавно об это писал: «На первой странице рассказа вши ползают в большом количестве: «прибывшую», «проработавший», «говоривших», «прибывшую». Вполне можно обойтись без насекомых» [3: 46]. Также его возмущали чересчур «изысканные», «щегольские» фразы ради красивого словца. Для обогащения языка Горький советовал начинающим авторам читать Чехова, Бунина, Лескова и Пришвина.

Неспособность раскрыть сложную тему

Горький писал, что многие начинающие писатели, желающие «всемирной славы», брали для своих рассказов очень сложные, серьезные, глубокие темы, которые впоследствии не могли грамотно и полно раскрыть [3: 58]. Например, когда Горький анализировал рассказ «Обгон», он критиковал автора за то, что ему не удалось показать всю сложность взаимоотношений двух поколений на примере матери и дочери. А автора вышеупомянутого рассказа «Баба» Горький упрекнул в том, что тот не почувствовал, какую важную тему поднял в своем рассказе – тему участия женщины в строительстве новой культуры.

Так, у начинающих писателей была необычайная возможность получить рецензию от самого Максима Горького.

«Литературная консультация»

Консультационно-справочный отдел так же оказывал немалую помощь начинающим писателям. В нем работали литературоведы, критики и писатели (среди них К. Чуковский, О. Форш, М. Серебрянский и другие). Как и Горький, они занимались рецензированием поступающих в редакцию рукописей. Кроме того, они организовывали творческие встречи начинающих писателей с писателями «старшими» и таким образом выводили «Литературную учебу» за пределы бумажного журнала.

Консультационно-справочному отделу в журнале принадлежала рубрика «Литературная консультация». Чаще всего она представляла из себя присылаемые читателями ответы на вопросы. Спросить можно было о всем, что касается литературного процесса: как читать художественное произведение? как организовать литературный кружок? что такое «Перевал»?

Кроме того, в этом разделе публиковались и отзывы: как положительные, так и отрицательные. К отрицательным журнал относился особенно внимательно и по возможности выполнял пожелания читателей. Так, например, случилось с отзывом: «Товарищи редакторы, вы забыли о существовании национальных республик. Считаю обязательным организацию отдела (при журнале) работы с писателями национальных республик» [4: 103]. Редакция прислушалась, и с 1935 года начали активно публиковаться статьи писателях из разных советских республик.

Несмотря на то, что «Литературная учеба» выполняла социальный заказ на создание писателя нового типа, нельзя не отметить, что редакция подходила к проекту очень бережно. Она старалась максимально обеспечить начинающих писателей новыми знаниями из разных литературных и окололитературных областей, прислушивалась к читателям, заботилась о доступности статей, отвечала на письма, рецензировала рукописи и проводила творческие встречи.

Тот вид журнала, о котором вы прочитали, просуществовал до 1941 года и был прерван в связи с началом войны. Возобновилась «Литературная учеба» лишь в 1978 году и просуществовала вплоть до 2017, не пережив кризиса толстых литературных журналов в России.

Анета Болотникова

Список источников

  1. Архив А.М. Горького, т. X, кн. 2. М.: Наука, 1965. 504 с.
  2. Горький М. Письма из редакции // Литературная учеба, 1930. № 2. С. 24–31.
  3. Горький М. Письма из редакции // Литературная учеба, 1930. № 1. С. 44–63.
  4. Переписка с читателем // Литературная учеба, 1933. №10. С. 99–104.

Другие темы курса