• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Нарратор в литературном тексте: типология, особенности, прием ненадежного рассказчика

Читая книгу, мы можем не замечать фигуру нарратора, однако сложно вообразить пример произведения, где вообще нет рассказчика. Разберемся, какими бывают нарраторы в литературных произведениях, чем они отличаются, и для чего они нужны.

Нарратор в литературном тексте: типология, особенности, прием ненадежного рассказчика

© Фото: pixabay

Нарратор – это повествователь. От него читатель узнает о событиях в произведении. Нарратор – это не автор, между ними всегда есть дистанция. Главное отличие от автора в том, что нарратор погружен в мир литературного произведения и существует только в нем. Писатель выбирает нарратора, чтобы донести свою мысль определенным образом: от того какой тип рассказчика он выберет, зависит техника подачи информации в произведении.

Типы нарраторов

В книге по нарратологии Вольфа Шмида есть классификация рассказчиков по степени включенности и месту в произведении:

Непричастный нарратор

не участвует в событиях произведения, скорее всего, находится «над» произведением – рассказчик в «Войне и мире» Толстого

Непричастный очевидец

все знает о событиях произведения, присутствует, но не участвует – рассказчик в «Братьях Карамазовых» Достоевского

Очевидец-протагонист

хроникер в «Бесах» Достоевского

Второстепенный персонаж

Максим Максимыч рассказывает о Печорине в «Герое нашего времени» Лермонтова

Один из главных персонажей

Шмид сюда причисляет рассказчика из «Станционного смотрителя» Пушкина

Главный герой

«Я» как главный герой – в «Подростке» Достоевского

Иногда тип нарратора сложно определить, потому что в нем сочетаются черты нескольких из них. К примеру, в «Бедной Лизе» Карамзина рассказчик всеведущ: он все знает не только о событиях повести, но и о чувствах героев. Он находится «над» произведением. Но в последнем абзаце текста оказывается, что рассказчик узнал эту историю от Эраста (героя повести). Шмид отмечает, что такого нарратора нельзя отнести только к одному типу.

Встречаются тексты, где автор выбирает такого рассказчика, которого сложно отличить от героя произведения. Например, когда в произведении мы видим чьи-то размышления, но до конца не осознаем, чьи они. Этот прием называется несобственно-прямая речь.

Его можно встретить в романе «Кысь» Татьяны Толстой. В нем повествование идет от третьего лица, но вдруг может появиться отрывок текста, который вроде бы должен передавать чувства героя о природе, однако у нас возникают сомнения, что это именно его мысли, так как они нетипичны для него. Несобственно-прямую речь не всегда легко заметить, так как на письме она ничем не выделяется и встроена в текст.

Прием ненадежного рассказчика

Американский писатель Джеймс Фрэй в книге «Как написать гениальный роман» говорит, что, когда автор выбирает тип рассказчика, он заключает договор с читателем. Читатель по умолчанию соглашается с тем, что то, что говорит нарратор – правдиво. Такой рассказчик называется «надежным».

Хотя автор может заключить и другой договор – когда читатель не будет верить тому, что говорит повествователь. Фрэй приводит в пример героя с особенностями в развитии из романа «Шум и ярость» Фолкнера.

Можно вспомнить другой пример (спойлеры!): в романе «Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи повествование идет от лица убийцы, причем читатель обнаруживает это только в конце произведения. Это прием «ненадежного рассказчика», однако, изначально читатель не знает о том, что нарратору нельзя верить. В этом случае Кристи нарушает договор с читателем, заставляет его переосмыслить все произведение целиком.

Агата Кристи
Фото: BigPicture

В другом детективном романе «Левиафан» Бориса Акунина есть похожий прием, когда один из героев постоянно пишет письма своей жене, описывает то, что с ним происходит. Читатель периодически видит события романа через восприятие этого героя: Акунин вставляет эти письма отдельными фрагментами. Затем оказывается, что невеста героя уже умерла, так что читателю необходимо переосмыслить все, что делал и говорил этот герой.

Прием ненадежного рассказчика органичен в жанре детектива, так как его задача состоит в том, чтобы удивить читателя развязкой и не свести все произведение к «всех убил дворецкий».

Дарья Мызникова

Предлагаем почитать по теме

Дальше

Другие темы курса