Мандалы, карты, талисманы – это же всё антинаучно!
Есть некоторые техники, использование которых арт-терапевтами вызывает много настороженности – и не только у нашего Скептика, но и у многих людей, уже знакомых с арт-терапией: это МАК, мандалы и талисманы.
Не вдаваясь подробно в описание самих техник, ответим на вопрос: на чем основано действие таких техник, и не означает ли их применение арт-терапией ее сближения с парапсихологией.
Начнем с загадочной аббревиатуры «МАК» – метафорические ассоциативные карты – нетрадиционный для арт-терапии метод. На самом деле, у арт-терапии достаточно инструментов для работы и самовыражения и без использования МАК. Но именно этот метод, появившийся в 70-х годах ХХ века, стал очень популярен в последнее время, и интерес к нему продолжает расти – возможно, в силу нашей склонности к магическому мышлению нам хочется чего-то волшебного, таинственного. А сам формат МАК – колоды карт с различными изображениями или надписями – напоминает про гадания, предсказания, тяга к которым, как известно, возрастает у людей во времена кризисов и перемен.
Конечно же, МАК не имеют никакого отношения к волшебству. Они – эффективный арт-терапевтический инструмент, позволяющий за счет использования определенных визуальных стимулов запустить работу ассоциативно-образного мышления клиента. По своему действию и технологии использования МАК ближе, скорее, к давно известному и хорошо разработанному направлению арт-терапии – фототерапии, чем к мистическим практикам. В арт-терапии есть, например, хорошо известная колода «Спектрокарты» Уллы Халкола , состоящая из сделанных автором и специальным образом подобранных фотографических изображений [7]. МАК, как и спектрокарты используются в качестве стимульного материала, позволяющего разобраться в представлениях и переживаниях клиента. При этом изображения на картах могут быть как сюжетными, портретными, так и совершенно абстрактными.
Самый простой вариант работы с МАК заключается в том, что психолог предлагает клиенту рассмотреть все разложенные перед ним карты, обращая внимание на детали изображения, сюжеты, внешность и настроение персонажей, и выбрать ту, которая кажется клиенту более привлекательной (либо в большей степени отражает состояние или ситуацию клиента).
Восприятие и выбор карт с последующим обсуждением дает возможность клиенту уже на первом этапе работы погрузится в свой внутренний мир через актуализацию смыслов, связанных с воспринимаемыми образами. Особенно действенной может быть эта техника при работе с сопротивлением клиента, в начале арт-терапевтической работы, с теми, кто пока не готов к самостоятельной творческой активности. Здесь обязательно надо сказать, что для МАК не существует заранее оговоренных вариантов толкований и прочтения смыслов. В этом состоит важнейшая особенность МАК: смысл и значение их определяется самим клиентом, а не объясняется терапевтом. Терапевт при работе с МАК следует принципу «компетентности клиента» [1], согласно которому значения символов и метафор всегда индивидуальны, и понять их возможно только вместе с самим клиентом.
В арт-терапии используется и множество других способов работы с МАК: графическая разработка карты, создание рисунка на основе МАК, оформление рамки или создание общей истории на основе индивидуальных карт при работе с группой. При этом МАК не только стимулируют творческую активность, воображение и ассоциации клиента, но и показывают доступные ему средства художественной экспрессии. МАК предлагают клиенту визуальные метафоры его внутреннего опыта, позволяют выразить этот опыт вовне и объективировать его. Вместе с тем, МАК могут выступать как способ коммуникации клиента с терапевтом и контейнирования эмоций клиента – с помощью МАК клиенту проще говорить о чувствах и состояниях, сложных ситуациях, обращаться к травмирующим воспоминаниям и воспроизводить глубинную историю своей жизни.
Психолог в ходе своей работы с клиентом создает атмосферу, позволяющую клиенту искать и находить свои индивидуальные символы и метафоры. Именно такие символы, не заимствованные или привнесенные извне во внутренний мир клиента, а самостоятельно созданные, становятся «работающими», то есть способными помогать клиенту и в ходе терапии, и в дальнейшем – например, в мобилизации его ресурсов или в выравнивании эмоционального состояния.
Метафора, найденная клиентом с помощью МАК, не только позволяет ему посмотреть на ситуацию отстраненно, «сверху», но и становится для него подсказкой в поисках решения проблемы, расширяя его восприятие. При этом такая метафора – не прямое указание, а значит, в отличие от совета или рекомендации, полученной извне, оставляет клиенту свободу для маневра, позволяет повернуть вариант решения в любую сторону, которая интуитивно ощущается клиентом как оптимальная.
Активное символизирование как процесс создания клиентом своих символов используется и в работе с талисманами [1]. В арт-терапии чаще принято говорить о талисманоподобных или фокусирующих объектах – подчеркивая таким образом отсутствие в них религиозного или мистического смысла.
Иногда такие объекты создаются клиентами в ходе арт-терапевтической сессии спонтанно: это может происходить, например, если в процессе психотерапии изменилось мироощущение клиента, его самоотношение, восприятие им собственных ресурсов. В таких ситуациях у клиента может возникать потребность утвердиться в этих новых своих качествах, не забывать о том, что он изменился, не попадать в прежнее мироощущение. У клиента появился образ Нового-себя, отражающий произошедшие с ним изменения.
Воплощая этот образ в материальной форме, клиент создает талисманоподобный объект, который отражает и «закрепляет» его новые возможности. В отличие от обычных арт-терапевтических произведений такие объекты обычно создаются с использованием нетипичных арт-терапевтических материалов: дерево, фурнитура, ткань, нитки, перья, ракушки и камушки, и предполагают ношение с собой, на теле или расположение в интерьере.
Часто создать талисманоподобный объект клиенту предлагает терапевт – например, для поддержания веры клиента в свои возможности, или - для символического отражения того ресурсного состояния, которое клиент хотел бы запомнить, или наоборот – достичь. С таким объектом у клиента будет связано ощущение защищенности, поддержки, стабильности.
Вот один из примеров создания талисманоподобного объекта из практики групповой терапии британского арт-терапевта Беверли О'Корт:
«Одна из участниц группы создала «Сумку мудрой женщины». Она использовала обрезки старой ткани. Внутри сумки находилось несколько более мелких сумочек или мешочков с помещенными в них предметами, которые она нашла в ходе нескольких предыдущих занятий. Все они имели для автора работы глубокий символический смысл. Женщина продолжила затем работу по созданию своего изделия в домашних условиях. Она стремилась к тому, чтобы внутренняя и внешняя поверхности сумки были разными по цвету. Одна должна была быть яркой, а другая – темной. Ее сумка могла выворачиваться наизнанку, символизируя разные качества самой женщины, проявляющиеся в разные моменты жизни.
Название изделия другой участницы группы, «Спрятанная бабочка», было связано с тем, что во время прогулок ей на пути неоднократно попадались голубые бабочки. Она стала воспринимать их в качестве символа своего Я, своей Самости. Она создала сумочку, внутрь которой поместила изображение голубой бабочки, пришив ее к внутренней поверхности. Женщина могла видеть бабочку, открывая сумку.
Одним из запросов участниц этой группы было сохранение и дальнейшее развитие художественно-творческого, поэтического взгляда на мир, который, по их мнению, в последние годы ими утрачивается из-за напряженной профессиональной деятельности» [6, с.72-73].
Еще одним назначением талисманоподобного объекта может быть символическое «сохранение в тайне» или контейнирование. Клиент создает объект, в который можно поместить его символическую «слабую часть», то хрупкое или травмированное в его внутреннем мире, чего он пока не готов касаться в работе, что символизирует его уязвимость. С этой целью обычно создаются такие объекты как сосуды, чаши, коробки, ларцы.
В целом же, в качестве талсманоподобных объектов обычно выступают созданные клиентами украшения, предметы одежды, куклы и фигурки животных, ключи, клубки, зеркала и реальные объекты, преобразованные в ходе арт-терапевтической работы.
Приведем еще один пример создания талисманоподобного объекта из практики Беверли:
«Клиент пожилого возраста в процессе индивидуальной арт-терапии однажды по своей инициативе принес на очередное занятие найденные им на берегу моря несколько кусков дерева. Судя по всему, они некоторое время плавали в море, были гладко отшлифованы водой. Они поразили клиента, привлекли его внимание не только своей формой, но и поверхностью. Он даже почувствовал определенное «внутреннее родство» с ними и захотел использовать в своей художественной работе.
В ходе занятия он раскрасил некоторые поверхности деревянных обломков голубой и золотистой краской. Комментируя затем свое произведение, он сказал, что увидел в кусках дерева своеобразный автопортрет. Клиент заявил, что обнаружил в них не только свои раны, но и уроки жизни, ту красоту и мудрость, которая приходит к человеку после долгих странствий. Произведение стало для него также символом обновления, которое он ощутил благодаря арт-терапии. Он заявил, что хочет взять это произведение с собой в качестве своеобразного талисмана внутреннего очищения» [6, с. 73-74].
Еще один интересный способ работы с талисманоподобным объектом: создание фокусирующего центра [6]. Объект, специально созданный клиентом в ходе арт-терапии, и содержащий определенный для него смысл, помещается в ту среду, в которой клиенту нужна поддержка – дома или на работе. Такой объект будет привлекать внимание клиента в сложных ситуациях и через воплощенные в объекте личностные смыслы, ассоциации, напоминать о ресурсах, поддержке, или о поставленной цели – снимая напряжение и делая сложную ситуацию более комфортной для клиента.
Несколько особняком в ряду «нетипичных» арт-терапевтических техник стоит работа с мандалами. Как и в случаях с талисманами и картами арт-терапия вкладывает свое особое содержание в работу с этим давно существующим в разных культурах и духовных практиках феноменом. Иногда, чтобы подчеркнуть это особое содержание, в арт-терапии говоря о мандалах называют их «циркулярными изображениями». Но мы не будем использовать это довольно громоздкое словосочетание, и оставим мандалам их оригинальное название.
Выглядит мандала как большой круг, в который вписаны круги или другие элементы меньшего размера. Центр большого круга упорядочивает и связывает все элементы и точки этого пространства между собой.
Специфика применения данной техники в арт-терапии состоит в том, что создание рисунков на основе круга и в круге (а «мандала» в переводе с санскрита означает «круг», «единство») используется с двумя целями: как средство психодиагностики и как инструмент психотерапии.
Впервые в психологии к анализу структурных и содержательных особенностей рисунков на основе круга, которые спонтанно начинали рисовать клиенты на определенных этапах психотерапии, обратился К.Г. Юнг.
Он считал, что такой анализ позволяет увидеть отраженный в мандале «организующий центр» личности клиента, связанный с его Самостью. Мандала может дать информацию о взаимодействии сознательных и бессознательных аспектов психики клиента, о степени ее целостности, устойчивости, сбалансированности и открытости, а также о специфике психического развития клиента [2].
В дальнейшем в рамках юнгенианского подхода метод мандал разрабатывался разными авторами. К настоящему времени накоплено большое количество эмпирического материала, позволяющего говорить об использовании мандал в арт-терапии как о мощном и эффективном инструменте глубинной интеграции и оперативной диагностики личности клиента [2; 3].
В современной арт-терапии используются самые разные способы создания мандал. Помимо рисования это может быть раскрашивание или заполнение шаблонов мандал с помощью различных материалов, выбор которых зависит от предпочтений клиента: например, тканей разных фактур, камушков, ракушек; создание объемных мандал с использованием глины, пластических материалов, песка. Клиенту предлагается начертить (обычно – обвести по шаблону) окружность, а затем, начав от центра, постепенно заполнить все ее внутреннее пространство. Процесс создание мандал часто наполнен для клиента очень сильными чувствами, ощущением смешения ранее известного и не известного, внезапными озарениями и появлением чего-то нового в его внутреннем мире.
Создавая мандалу, клиент символически изображает себя, свое состояние в момент изображения, свою сущность. Эти образы и символы позволяют психологу увидеть особенности психических процессов, свойств и состояний личности клиента. Мандала как диагностический инструмент способна показать психологу причины проблем клиента еще до того, как сам клиент их осознает, а психолог успеет о них расспросить.
Американский арт-терапевт Джоан Келлогг, занимавшаяся исследованиями применения метода мандал в психотерапии, использовала очень наглядную метафору:
«Мандала также может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это — не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи «здоровым» мандалам, так же как они присущи здоровым живым организмам. Восприятие мандалы представляет собой процесс, предполагающий некий диалог и взаимодействие. Невербальный, иррациональный, интуитивный способ познания может быть при этом столь же валидным, как и рациональный, аналитический» [2, с. 31].
Мандала всегда индивидуальна и неповторима, но по наличию, отсутствию и сочетанию в ней определенных цветов, форм, линий, других элементов изображения, отношениям между ними психолог получает обширный материал для дальнейшей психотерапевтической работы и взаимодействия с клиентом. В настоящее время существуют различные классификации, типологии и алгоритмы интерпретации мандал, на основе которых может быть получен такой материал [2]. Интересно, что последовательное создание нескольких мандал клиентом на разных этапах психотерапии обычно наглядно показывает происходящие с ним изменения.
Важно еще и то, что работа с манадалами может быть использована в кризисных ситуациях, когда обычная психологическая помощь оказывается неэффективной.
Во-первых, мандала позволяет психологу оперативно увидеть кризисное состояние клиента – она отражает нарушение внутреннего равновесия клиента, особенности его энергетики, уровень актуальных возможностей справиться с ситуацией, степень разбалансированности его личности.
Во-вторых, в процессе создания мандалы клиент получает доступ к своему бессознательному, а следовательно - возможность быстрой интеграции личности, без осознавания. А в дальнейшем в ходе совместного с терапевтом анализа особенностей образов, использованных в мандале, можно активизировать внутренние ресурсы преодоления кризисного состояния клиента. Кроме того, сама по себе форма круга, с которым, и внутри которого осуществляется арт-терапевтическая работа, способствует снижению психического напряжения и обретению клиентом более гармоничного внутреннего состояния.
Итак, мы рассмотрели, как работают некоторые нетрадиционные техники арт-терапии, эффективность которых подтверждена эмпирическими исследованиями, а теория и методология продолжают разрабатываться в настоящее время.
Реплика Скептика
Ну что… Вот у меня как раз кризисное состояние сейчас!
Решила я попробовать вашу арт-терапию: нашла в умной книжке инструкцию «Как нарисовать мандалу», прочитала, нарисовала – и что?
Где обещанный «чудесный эффект»: вот это «снижение напряжения», и прочее?
Как вы думаете, почему у Скептика ничего не получилось?
Светлана Залесская
Список источников
- Баер У. Творческая терапия – Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующей различные формы творческой активности). М., Независимая фирма «Класс», 2013;
- Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2003.
- Колошина Т.Ю. Арт-терапия: Методические рекомендации. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002.
- Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. — СПб.: Речь, 2007.
- Копытин А.И., Корт Б. Техники ландшафтной арт-терапии. – М.: Когито-Центр, 2013.
- Халкола У. «Спектрокарты». Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании / У.Хакола, А.И.Копытин – СПб, Москва: Речь, 2020.
Другие темы курса
Управление развития образовательных программ: Руководитель проектной группы