• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Становление государства в государстве

Становление государства в государстве

Середина XVIII века встретила Ост-Индскую компанию вызовом: борьба Англии и Франции в Европе включала в себя и борьбу за Индийские рынки и территории. Именно поэтому европейцы взяли курс на создание армий, в основном состоящих из местных наемников.

Противостояние Компаний продолжилось после завершения большой европейской войны за австрийское наследство, в рамках которой началось. Стороны вмешались в местную борьбу за власть и завязали с правителями субсидиарные отношения — предоставляли им военные отряды за определенную плату.

Победа в англо-французской борьбе за Индию досталась британцам. В 1763 году в Карнатике — территории, бывшей в подчинении у французов, — британцы посадили шахом своего ставленника, а он, в благодарность, пожаловал ОИК статус джагирдара. Таким образом, Компания превратилась в чиновника и приобрела официальный некоммерческий источник доходов — налоги. Был подготовлен полноценный прорыв во власть, хотя первые шаги были сделаны немного раньше — в Бенгалии.

Бенгалия

В 1756 долголетний конфликт Калькуттского губернаторства и правительства Бенгалии достиг своего пика. Обе стороны поставили на кон многое: самостоятельность Компании и престиж власти наваба — правителя Бенгалии, фактически независимого, но формально подчиненного Могольской Империи. Наваб Сирадж не планировал изгонять ОИК со своих земель, — она приносила слишком большую прибыль — однако терпеть рост её влияния он не собирался. Бенгальской армии удалось взять Калькутту и обратить в бегство её губернатора Дрейка.

Во время этого сражения произошёл также инцидент, который впоследствии стал известен, как «Калькуттская черная яма». После отступления основных сил во главе с губернатором и захвата города Сирадж посадил оставшихся защитников форта в яму с единственным небольшим окном. В результате более сотни человек погибли от удушья или полученных в битве ран. Инцидент стал поводом для начала военных действий.

Кроме того, довольствоваться ролью простого купца, к тому же слабо защищённого, уже почувствовавшая вкус власти Компания не собиралась. У неё сформировалась армия, натренированная боями с французами. При этом Бенгалии значительные силы были настроены против действующего наваба. Бенгальские купцы углядели в разгроме Калькутты угрозу собственным деньгам и торговле, так что финансовая элита не слишком жаловала Сираджа.

Уже в 1757 британцы взяли реванш: отбили Калькутту и вынудили наваба принять их условия. Сираджу, прежде намеревавшемуся играть на противоречиях французов и британцев, пришлось сделать выбор. Формально уступив англичанам, он завязал переписку с французским полковником, чем подписал себе приговор: только свержение Сираджа могло предотвратить возможность усиления французской Компании Индий. Новым навабом был провозглашен Мир Джафар, поддержавший британцев. О смещении баланса сил свидетельствует тот факт, что провозгласил нового наваба британец Роберт Клайв, командующий захватом Калькутты.

Роберт Клайв

Захваченная силой власть могла поддерживаться британцами также только силой. Не могло быть и речи о возвращении к политике невмешательства во внутренние дела. Таким образом, дворцовый переворот не только позволил Британской ОИК взять в руки управление Бенгалией, но и создал задел для будущего британского Раджа.

Бенгальская казна, открытая отныне для англичан, и сыграла, в конечном счете, решающую роль в англо-французской борьбе за Индию.

Нельзя, однако, говорить о моментальном установлении власти Компании над Бенгалией. Процесс растянулся на 15 лет. Бенгалия стала своего рода тренировочной площадкой: рычаги давления, впервые испробованные здесь, впоследствии будут применяться в процессе дальнейшей экспансии в индийские княжества.

Помимо напора и военной силы Компании, её успеху способствовала общая тенденция коммерциализации власти: сильная армия в сочетании с богатыми источниками финансирования явилась ключом к успеху британских купцов.

Компании удалось нивелировать власть наваба, фактически превратившись в политическую державу. Однако это закономерно создавало новые проблемы: как политическая единица она была вынуждена действовать в той же системе координат, что и остальные княжества. К примеру, она столкнулась с территориальными претензиями со стороны соседей. Одержав победу над шахом, развязавшим с ней войну, Компания затем использовала его как покровителя. Это было необходимо, чтобы закрепиться в пусть и рушащейся системе Империи, но имеющей всё ещё достаточный вес, чтобы новая полития вынуждена была с ним считаться.

Что касается Совета директоров Компании, который находился в Британии, он знал о делах, происходящих в Индии поверхностно. Из-за трудностей коммуникаций (между запросом чиновников и ответом директоров мог пройти целый год) связь не поддерживалась постоянно, а потому продвижение Компании в Индии фактически проходило по собственной инициативе местных властей.

Трансформация статуса и роли Компании была во многом определена случайностью, успешно использованной для раскрытия потенциала БОИК и распространения её власти в Южной Азии. Задействовав военную силу с целью получить более сговорчивого наваба, Компания сделала неизбежным своё превращение в политическую единицу.

К 1772 году Британская Ост-Индская Компания стала сухопутной державой Индии. «Купец-монополист» окончательно превратился в «купца-князя».

Полина Гришай

Источники

Фурсов К.А. Держава-купец: отношения английской ост-индской компании с английским государством и индийскими патримониями — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006.

Дальше

Другие темы курса