• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Золотой век испанского театра

Золотой век испанского театра

Сегодня вы узнаете о великих драматургах и важнейшем периоде для испанского театра. Так случилось, что в конце XVI века произошел мощный культурный расцвет в стране на Пиренейском полуострове. Этот подъём происходил и в начале XVII столетия.

Золотой век испанского театра начался с творчества Лопе де Руэда. Он считается основоположником испанского национального театра. Лопе де Руэда внёс ценный вклад в развитие драматургии в Испании: создавал пасторальные диалоги и комедии, а также пасос — одноактные сценки, в которых главными героями были простые люди. До Лопе де Руэда такие интермедии уже существовали, но драматург усовершенствовал этот жанр и сделал его самостоятельным. После его изменений эти сценки стали неотъемлемой частью публичных спектаклей.

Лопе де Вега

Другим, не менее важным драматургом того времени был Лопе де Вега. Его пьесы всегда содержали интригу и посвящались двум темам: любви и чести. В своих постановках Лопе де Вега отказывался от принципа единства места, времени и действия. Он оставил лишь последнее, а также объединил элементы комического и трагического. Таким образом Лопе де Вега создал классический тип испанской драмы. В его последних пьесах трагическое восприятие мира стало нарастать.

Ещё одним великим драматургом Испании является Кальдерон. Он был учеником Лопе де Вега и создал новый вид драмы, которая была такой же напряженной, как трагедии, и способной через свою образную систему вместить острейшую проблематику века.

Виды испанского театра

Самыми торжественными и масштабными пьесами были духовные. Каждый год на улицах испанских городов проходили грандиозные празднества и шествия, на которых показывали ауто сакраменталь. Этот вид театра происходил один раз в год и состоял только из одного акта.

В ту пору власти и церковь в Испании активно поощряла театральные жанры и постановки, которые основывались на религиозных сюжетах, благодаря чему ауто сакраменталь были самыми распространенными.

В таких постановках главными героями были известные библейские персонажи, а второстепенными — пастухи или пажи. Также часто встречались шуты, которые добавляли в пьесу комические нотки и выступали персонажами «от публики». В силу своего невежества они задавали вопросы, а другие персонажи разъясняли им религиозные истины, таким образом просвещая и публику.

Ауто могли быть и драматическими, и комедийными. Случалось, что в религиозных пьесах действия одного святого ошибочно приписывались другому. Это связано с тем, что авторы ауто стремились сделать сюжет захватывающим и мало заботились о достоверности.

Несколько легкомысленное отношение к духовным пьесам было не только у драматургов, но и у актёров. Они небрежно относились к своим ролям, не воспринимали своих персонажей как что-то важное и величественное. Дживелегов А. и Бояджиев Г. пишут о том, что однажды девушка, которую родители отправили на представления ауто сакраменталь для укрепления духовных чувств, слишком впечатлилась этими пьесами и бежала с актером, который исполнял роль Иисуса Христа [1].

Бродячие актёры должны были играть религиозные роли — в этом была явная нелепица.

 

[1] См.: Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2013.

Иным видом испанского театра был публичный. Представления показывались в кораллях. Это такой театр, который с четырех сторон был окружён домами. Получается, что сцена была во дворе этих зданий. Там, как и в публичных (открытых) театрах Англии актёры с трёх сторон были окружены публикой.

Прямо перед подмостками были скамьи для богатых слоёв населения, члены которых также располагались на ярусах выше. В партере, который в Испании называется патио, стоя наблюдали за происходящим бедняки. Женщины сидели в отдельной ложе, которая называлась «cazuela» (кастрюля).

Тогда существовала необычная традиция: чтобы познакомиться с девушкой, мужчина кидал ей апельсин. Если она тоже бросала ему этот фрукт — это означало её согласие, но если дама предпочитала запустить в поклонника лимон — она была явно против общения.

При этом важно знать, что в Испании женские роли исполнялись девушками, а не мужчинами, как в Англии.

Спектакли начинались с лоа — похвалы. На сцену выходил драматург или актёр труппы и хвалил в первую очередь терпение зрителей, которые ждали на улице начала спектакля два часа, их город, их наряды и самих актёров. После такого лестного вступления могло быть краткое описание предстоящей пьесы. В публичном театре ключевым моментом было завоевание внимания публики. Для этого перед спектаклем на сцене выступали певцы.

Акты в испанских пьесах назывались «хорнады» (дни). Таким образом драматурги показывали в одном действии события, которые в пьесе произошли за сутки. После каждой хорнады на сцене разыгрывались интермедии, которые имели отдельный комедийный сюжет, не связанный с главным повествованием.

После всех прологов и подготовок к спектаклю наконец-то начинался первый акт, в котором зрители видели завязку и острый конфликт. Затем разыгрывалась интермедия и вторая хорнада, в которой отношения героев становились запутанными. Перед третьим актом была танцевальная сценка с песнями и плясками, в ней также могли изображаться поцелуи и объятия. В последней хорнаде наступала развязка, которая происходила стремительно — все интриги приходили к логическому концу.

Спектакль завершался танцами, в которых участвовали и актёры, и зрители, что оставляло у публики хорошее впечатление и ощущение причастности к происходящему на сцене.

Анастасия Денгаза

Список источников

  1. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2013.
  2. Испанский театр эпохи Ренессанса и барокко // Гамма
  3. История западноевропейского театра. Том I / Под ред. Бояджиева Г.Н. М.: 1956.
  4. Лопе де Вега и создание испанского театра // ПостНаука

Дальше

Другие темы курса