• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Комикс – новый формат журналистики или художественное произведение?

Комикс-журналистика – жанр, более распространённый на Западе, нежели на территории СНГ. В настоящее время функционируют полноценные средства массовой информации, специализирующиеся на комиксах, но, несмотря на это, сфера комикс-журналистики наименее изучена.

Фрагмент комикса «Дань Земле», Джо Сакко

Фрагмент комикса «Дань Земле», Джо Сакко
Источник: elpais.com

Если говорить о комиксе вне контекста средств массовой информации, то формат можно назвать феноменом массовой культуры, который объединяет в себе вербальный и визуальный типы информации. Комикс отличается сегментированностью сюжета. Здесь важно упомянуть, что огромная часть визуальной индустрии базируется на «сыром» материале, приближенном к комиксу – раскадровке. Широкий спектр визуальных продуктов, в том числе рекламные видео и разноплановые фильмы на первых стадиях разработки моделируются с помощью упомянутого инструмента. Раскадровка представляет собой визуализацию, конкретизирующую расположение предметов, ракурсы, свет и пр. Комикс – это детализированная и завершённая раскадровка.

В журналистике комиксы обрели гласность относительно недавно – с начала 1990-х годов, когда Арт Шпигельман получил Пулитцеровскую премию за работу «Maus» – мемуары о Холокосте в формате комиксов. В результате внимание общественности всё больше привлекали комиксисты, репрезентирующие актуальные события посредством иллюстрации и текста.

Кристиан Уильямс в своей публикации для Высшей школы журналистики Колумбийского университета пишет, что несмотря на публикацию комикс-новостей даже самыми авторитетными СМИ, журналисты всё еще склонны «низводить комиксовую журналистику до освещения культуры и историй о человеческих интересах», в то время как первые полосы всё ещё занимает классический текст [1]. Кроме того, журналист отмечает, что простая газетная проза становится для людей гарантией объективной подачи информации, в то время как «личный штрих» в работах комиксистов отсылает к преувеличениям, субъективности и иронии.

Сами авторы-комиксисты занимают разные позиции относительно субъективности своих работ, однако большая их часть, включая самых выдающихся, например, Сакко, Шпигельмана, Ралла и Тобокмана, принимают факт необъективности своих работ.

Джо Сакко, чьи работы, по мнению исследователей, более прочих приближены к традиционной журналистике, объясняет свой подход к работе следующим образом: «Я не объективный журналист... Я хочу уйти от притворства репортера как артистической конструкции. У репортеров есть чувства по поводу ситуации, и это влияет на то, как они пишут. Моя работа – это способ демистифицировать процесс, который в противном случае может показаться людям странным» [2]. Из этого следует, что авторы наделяют комиксы функцией информирования, причисляя формат комикса к так называемой «новой журналистике», где очевидец событий описывает свои ощущения от происходящего в реальности, а значит на чувственном уровне переносит читателя в описываемый момент. Примечательно, что самые выдающиеся и всемирно известные материалы комикс-журналистов – это репортажи из горячих точек.

Новостная повестка в формате комиксов работает не только в направлении информирования – материалы также могут содержать развлекательный контент. От карикатуры комикс отличен своей реалистичностью и полноценностью. То есть, если карикатура в социально-новостной повестке – это единица, отражающая ситуацию в формате обобщенности, способная все стадии развития событий изложить в одной визуально-вербальной реплике, то комикс излагает происходящее поэтапно, при этом автор не иронизирует от своего лица и не доводит ситуацию до абсурда.

В настоящий момент существуют полноценные издания, которые специализируются на комиксах и освещают события посредством графических иллюстраций. Широкая общественность до сих пор скептично относится к подобным форматам, а пионерами комикс-журналистики становились только самые отважные, например, комиксист Джо Сакко [3].

Одной из самых известных работ Сакко является комикс «Палестина», материалы для которого автор собрал в Палестине и Израиле в 1991 и 1992 годах. Комикс выходил поэтапно: в период с 1993 по 1995 год вышло десять выпусков. В 2001 году работа была опубликована одним томом, а в 2016 была переведена на русский язык. Отличительной чертой работы является автобиографичность. Автор описывает происходящее во враждующих странах через призму собственных наблюдений и лично пережитые события. Кроме того, важной сюжетной составляющей комикса стали беседы очевидцев военных событий и простых жителей страны непосредственно с автором и между собой [3].

Создание и публикация этого комикса в то время было серьёзным шагом. По словам Василия Шевченко, переводчика комикса «Палестина» на русский язык, идея Сакко заключалась в раскрытии второй стороны конфликта: «Американская мейнстримная пресса того времени скорее находилась на стороне Израиля — иногда из политических установок, а иногда просто из-за того, что израильтяне были ближе и понятнее, чем палестинцы» [4]. Такая позиция не спровоцировала яростных обвинений автора в антисемитизме отчасти из-за того, что практически во всех эпизодах участвовал он сам – как персонаж.

Помимо социально-политического обзора на происходящее, читатель считывает информацию о личных ощущениях автора: о дискомфорте в ходе исследования, о нападениях и обманах со стороны местных жителей. Это позволяет читателям не видеть в Сакко противника или приверженца той или иной стороны. Можно сказать, что автор занимает нейтральную позицию относительно глобальных событий и, вопреки пропаганде, описывает лишь то, что ему удаётся увидеть собственными глазами. Комиксы Джо Сакко напоминают документальное кино или реалити-шоу, в которым мы переживаем за героя, чувствуя свою причастность к происходящему [3].

Иллюстрация – формат, в котором общество не привыкло читать о страшных новостях: войнах, смертях и потерях. Возможно, успех комикса заключается ещё и в том, что данный формат некоторым образом смягчает восприятие, а сами иллюстрации, понять которые просто, а рассматривать интересно, больше увлекают читателей.        

Несмотря на успешность публикации, множество исследователей и экспертов журналистского сообщества не признали в работе Сакко журналистского материала из-за субъективного подхода и, более того, внедрения журналиста как главного героя. Сам комиксист не отрицает высокой степени субъективности своих работ. В одном из интервью он заявил, что хочет быть как можно честнее, не пренебрегая мнением своих респондентов: «Я хочу включить в свою историю всё и быть абсолютно откровенным» [3].

Помимо того, что Сакко посвятил комикс второй, менее известной стороне конфликта, выбранный им формат в годы публикации был максимально необычен. Сегодня такие страны, как Япония, США, а также ряд франкофонных стран намного более расположены к информационному потреблению в формате комикса. В отличии от стран СНГ, там развита культура потребления обычных художественных комиксов и манги. Об этом можно судить по количеству медиа, функционирующих в визуальном формате. Как упоминалось ранее, СМИ в комикс-формате постепенно развиваются и расширяются. Рассмотрим самые популярные проекты, за которыми стоят как целые редакции, так и отдельные независимые комиксисты.ие СМИ, специализирующихся на комикс-формате, доказывает преимущество иллюстрации как более способа быстро и понятно донести информацию.

Drawing the times

голландская платформа, основанная в 2015 году [5]. За время существования медиа собрало на своих страницах множество разных комиксов, включая самые социально значимые. Например, комикс об изменении климата, о правах человека, специальный выпуск об арабском мире, а также комикс, посвящённый феминизму. Среди материалов также можно найти статьи о перспективах комикс-журналистики и «кухне» комикс-издания. Несмотря на то, что медиа голландского происхождения, все материалы публикуются на английском языке, так как редакция целится на статус международного СМИ. Команда «Drawing the times» уже успела посотрудничать со всемирно известными авторами, такими как Оливье Куглер, Джон Нойфельд и Виктория Ломаско

Graphic Journalism

индивидуальный проект Дэвида Чаппатта, ливано-швейцарского комиксиста пакистанского происхождения [6]. Журналист публикует графические материалы на остросоциальные темы: на его сайте можно узнать о жизни в камере смертников, войне в Гватемале и о происходящем в Секторе Газа и Ливане. Примечательно, что редакция состоит из всего одного человека. Кроме того, Чаппатта рисует комиксы для таких изданий, как «Le Temps», «Neue Zürcher Zeitung» и «International New York Times». 

The Nib

издание, посвященное документальным комиксам, основанное в 2013 году [7]. Помимо комиксов, на странице издания можно также найти карикатуры, комментарии к социально-политической повестке и даже тексты. Материалы выходят под редакцией Элери Харрис и комиксиста Мэтта Борса. В большей степени ориентировано на американскую социально-политическую повестку

Cartoon Movement

издание позиционирует себя как лучшую платформу для публикации высококачественных политических карикатур и комиксов в сети [8]. Множество графических иллюстраторов со всего света сотрудничают с платформой. Примечательно, что и это издание имеет голландское происхождение

Комикс-журналистика, возможно, уступает в своей объективности стандартному тексту и большим данным, однако нельзя недооценивать данный тип визуализации новостной повестки. Работы Джо Сакко служат примером того, что комикс-журналистику вполне можно приравнивать к документалистике, а качество работы во многом определяется не форматом публикации, а работой автора. К тому же, продуктивное функционирование СМИ, специализирующихся на комикс-формате, доказывает преимущество иллюстрации как более способа быстро и понятно донести информацию.

Диёрахон Ахмедова

Источники

  1. Williams, P., & Lyons, J. (2012). The Rise of the American Comics Artist: Creators and Contexts. Modern Fiction Studies, 58 (2), 400–403.
  2. Jenkins, H. (2007, March 14). An Interview with Comics Journalist Joe Sacco (Part One). Henry Jenkins. 
  3. Коломиец, О. А. (2019). Комикс как инструмент журналиста (на примере комикса Джо Сакко «Палестина»). Век Информации, 7(1), 125–131.
  4. Интифада, ислам и женский вопрос Фрагмент комикса Джо Сакко «Палестина». (2016, March 6). Meduza*
  5. Drawing the Times – A platform for graphic journalism. (2021). Drawing The Times. 
  6. Chappatte, P. (n.d.). GRAPHIC JOURNALISM. GRAPHIC JOURNALISM. Retrieved June 15, 2021 
  7. The Nib | Political satire, journalism and nonfiction on what is going down in the world. All in comics form, the best medium. (n.d.). The Nib. Retrieved June 15, 2021
  8. Cartoon Movement. (n.d.). Cartoon Movement. Retrieved June 15, 2021 

* Издание Meduza включено Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие темы курса