• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто Я и откуда

В начале раздела, завершающего курс, вернемся к тому, с чего начинали: с начала человеческой истории возник традиционный дуализм, предполагающий противопоставление внутреннего и внешнего. В наше время это противопоставление отразилось в существовании двух отдельных наук: психологии и физиологии. Предметы этих наук, на первый взгляд, кажутся совершенно различными, хотя, как уже отмечалось в предыдущих разделах на данный момент в научных кругах существует консенсус о том, что психические процессы имеют под собой физиологическую основу [3]. Кроме того, мы выяснили, что ни один психический процесс не сводится к какому-то одному физиологическому. Таким образом, психика является свойством всего организма в целом. Но как же тогда соотносится физиологическое и психическое?

«Тело и психика». Источник: https://ru.pinterest.com/pin/824932856767359191/

«Тело и психика». Источник: https://ru.pinterest.com/pin/824932856767359191/

Еще в конце прошлого века, выдающийся отечественный психофизиолог Петр Кузьмич Анохин предложил научному сообществу теорию, претендующую на объяснение этого соотношения: Теорию функциональных систем – позже ученик Анохина Вячеслав Борисович Швырков развил эту теорию в системно-эволюционный подход. Согласно Швыркову, психическое и физиологическое не являются двумя разными процессами. Напротив – это один и тот же процесс, рассматриваемый исследователями с различных сторон в силу традиционного разделения, научных оснований для которого не находится [3].

Основные положения системно-эволюционного подхода в нашем вольном изложении следующие [1]:

Принцип системности и результата:

ни одна психическая функция не может быть локализована в каком-то одном отделе мозга, так как ее обеспечение требует взаимодействия различных элементов всего организма. Для реализации этого взаимодействия между элементами устанавливается взаимосвязь, они образуют систему. Причем фактором, образующим эту систему, является изменение соотношения организма со средой, представляющее собой достижение результата. Так, установить между собой взаимосвязь «пытаются» множество клеток, но закрепляется эта связь только у тех клеток, которые взаимодействуя помогают организму достичь цели.

Принцип опережающего отражения действительности:

если образование той или иной системы приводит к лучшей адаптации организма, то в процессе эволюции эти системы могут закрепиться, делая достижение результата, на который эти системы направлены более «автоматическим», как бы опережающими саму необходимость в его достижении. Яркий пример такого «автоматизма» - сбрасывание листвы деревьями задолго до наступления холодов (то, что называют рефлексами, является такими системами).

Принцип структуры индивидуального опыта и эгоистичного нейрона:

накопленные в эволюции и истории прижизненного развития системы представляют собой структуру индивидуального опыта. Причем новый опыт «наслаивается» на старый, не заменяя его, совсем как в торте «Наполеон». При этом каждый элемент в каждой системе, из которых складывается этот опыт, «действует» эгоистично. Нейроны мозга не занимаются «кодированием информации», или «интеллектом», или «принятием решений», или «личностью». каждый нейрон – прежде всего живая клетка, которая стремится выжить, то есть получить необходимые ей питательные вещества. Нейроны выполняют свою работу, чтобы сосед направил ему в клеточный «рот» побольше «еды», а вовсе не потому, что они тебя любят!

Сейчас читатель может быть запутан этой сбивчивой теоретической выкладкой, размещенной в статье о том, что такое Я. Однако, уверяю Вас, что совсем скоро эти знания нам пригодятся. В данный же момент призываю Вас собраться с силами и не падать духом!

Вернемся к психологии: исходя из предположения о возникновении противопоставления духовного и телесного, представления о психических процессах, состояниях и прочих явлениях психики не могли сложиться иначе, чем как обобщенные характеристики наблюдаемого внешнего поведения. Потребности различных социальных практик определяли формирование этих представлений, порождая разделение психики на эмоции, волю, разум, мотивацию, деятельность, эго, личность и прочие «гештальты».

Однако, при рассмотрении этих категорий с обозначенных нами выше позиций объективных оснований для подобного разделения не находится [3]: так, если в качестве примера взять ситуацию из психологии восприятия, при его изучении обнаруживается, что создание условий, позволяющих отделить восприятие от эмоций, поведения и др. принципиально невозможно [2]. При реализации любого поведения живые существа, в том числе и человек, задействуют психику комплексно, ее элементы работают слаженно, одновременно и целостно для достижения того или иного результата.

Становится очевидным, что в отличие от философской категории «восприятие», в реальности чего-то обособленного, что можно было бы назвать восприятием, отделив от всей остальной полноты психического, нет [3].

В предыдущих разделах мы уже убедились, что Я является таким же искусственным образованием, сформировавшемся в языке в ответ на социальную необходимость называть себя и усвоенное психикой в процессе научения. Стоит дополнительно сделать акцент на том, что по аналогии с примером об изучении восприятия, не существует объективных оснований для выделения Я, как отдельной психологической категории, также как и разделения сознания и психики, ведь по сути первое является элементом второй, появляющимся за счет овладения культурой и языком.

Таким образом, Я представляет собой языковой знак, которым мы, как носители сложной и развитой психики овладеваем в процессе индивидуального развития. Наша психика, в свою очередь, это врожденное, неотделимое свойство нашего организма, она представляет собой не какую-то отдельную сущность (вроде души), а является обратной стороной физиологических процессов, протекающих в нашем теле. Так, когда мы, например, учимся говорить, мы научаемся повторять за окружающими определенное звуки, что на физиологическом уровне отражается в виде образования функциональной системы, связывающей наши голосовые связки, диафрагму, группы нейронов мозга и прочие элементы и работающую с целью достижения результата путем социального взаимодействия (например, сказать, где болит, что хочется есть, сообщить об опасности и др.), что, в свою очередь, интерпретируется психологами, как «становление личности».

Теперь же, попытаемся восстановить цепочку событий, приведших к появлению Я, и, наконец, закроем этот вопрос. Тут то нам и пригодятся описанные ранее принципы системно-эволюционного подхода. А начнем мы по-настоящему издалека, с тех времен, когда организмов с нервной системой вообще не существовало.

В своей жизнедеятельности, взаимодействуя со средой, любой организм реализует свою генетическую программу. До появления нервной системы это взаимодействие можно описать схемой: геном - тело - среда. С появлением нервной системы, эта схема меняется на: геном - мозг - тело – среда [3].

Нервная система — это своеобразный внутренний экран, сложившийся в процессе эволюции, через который генетическая программа реализуется во взаимодействии с телом и средой.

При этом процессы, протекающие в нервной системе, являются субъективным отражением внешних поведенческих (психических) процессов. Разделение психических и нервных процессов не обосновано [Там же].

Нервная клетка (нейрон) при этом является организмом, обеспечивающим свои потребности за счет питательных веществ, поступающих от других элементов системы. Активность нервной клетки возникает при рассогласовании в количестве и качестве питательных веществ, необходимых клетке, и веществ, поступивших от других элементов. Активизировавшись, нервная клетка изменяет свои соотношения с другими клетками с целью получить питательные вещества, что является причиной изменения соотношения тела со средой[Там же].

Системы, позволяющие эффективно изменять соотношение тела со средой (достигать полезного результата) закрепляются путем усиления связей между нейронами и взаимосвязываются с уже существующими, старыми системами [Там же];

Накопленные таким образом в процессе эволюции и индивидуального развития системы составляют структуру индивидуального опыта живого существа. Его внутренний мир. В этом внутреннем мире не обнаружены специальные процессы «принятия решений», «кодирования информации», «сознания» и др. Поведение живого существа определяется текущей структурой систем различного возраста [Там же];

Человеческое сознание возникает с развитием человеческого общества, что изменило схему на: геном - мозг - тело - культурная среда - общество. Индивидуальное сознание представляет собой часть общественного сознания, усвоенного человеком [Там же];

Индивидуальное сознание включает в себя также знания о «психике», в том числе об интеллекте, личности, восприятии, эмоциях и, наконец, о Я. Эти элементы «психики» на самом деле являются элементами общественного сознания (не существуют в реальности), выработанными обществом для описания и характеристики поведения его членов [Там же];

По всей видимости, этим субъективным понятиям соответствуют определенные состояния систем, из которых состоит внутренний мир человека. Изучение этого мира с объективных позиций сегодня является одной из интереснейших и, как нам кажется, вполне решаемых задач науки [Там же].

 

На этом завершается наш курс. Я благодарю все Я, которые добрались до финишной черты и выражаю надежду на то, что вы, то есть ваши Я, получили от прочтения такое же удовольствие, как я, то есть мое Я от написания. Спасибо и удачи вам в поиске себя!

Степан Кутуков

Источники

  1. Александров Ю. И. и др. Регрессия как этап развития. – 2017.
  2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – Directmedia, 2013.
  3. Швырков В. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. Избранные труды. – Litres, 2022.