• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юн Соннам – крёстная мать корейского феминизма

Юн Соннам (Yun Suknam, 윤석남; р. 1939) – южнокорейская художница, начавшая свою творческую карьеру в 40 лет. В своих работах она затрагивает темы материнства, женской доли и поиска себя как личности.

Юн Соннам

Юн Соннам
Источник: The Korea Times

Юн Соннам вела довольно обычную жизнь, будучи женой и матерью. Юн всегда хотела стать художницей, но суровая послевоенная жизнь в Корее заставила её отказаться от своей мечты. К 40 годам она стала задумываться о том, кто она и действительно чем она хочет заниматься в жизни. Так начались поиски её собственной идентичности как женщины.

Жизнь Юн Соннам ничем не отличалась от жизни других женщин её возраста, но благодаря искусству она смогла обрести своё истинное «я». Сначала она нашла себя в каллиграфии, а затем благодаря поддержке мужа и детей отправилась в Нью-Йорк учиться искусству. Её внимание привлекли художники, использующие в своих работах уникальные материалы. Она решила тоже пойти по этому пути и начала работать с кусками дерева, раскрашивая их и создавая скульптурные объекты, изображающие женские фигуры [5].

Первая серия работ Юн Соннам “The Eyes of Mother” – это портреты её мамы, которая стала её вдохновением и на своём примере рассказала о трудностях материнства. Когда в 1954 году умер отец художницы, их семья осталась в нищете. Мама была вынуждена торговать на улице, чтобы прокормить шестерых детей. Юн помнит какой сильной была её мама в это непростое для них время:

"Благодаря жизненной философии моей мамы мы выросли понимающими людьми, которые не дискриминируют других людей по признаку их социального класса. Вот почему, когда я начала рисовать, предметом моего искусства была моя мама. <…> Именно благодаря её решимости и бесконечным жертвам, а также любви к нам, её детям, мы смогли преодолеть ужасные невзгоды, переживая бедный исторический период 1950-х гг". [2]

Юн Соннам считает, что материнство, в широком смысле, это огромные усилия, приложенные для того, чтобы заботиться и жить на полную для другого человека, а не для только для себя. Она стремится показать, что материнство – это не просто жертва, это сила и воля к жизни [4]. 

После того, как Юн рассказала историю своей матери, раскрыла темы материнской любви и самопожертвования, она поняла, что пришло время для своей истории. Так появилась серия работ “Pink Room” (1996), которая предлагает зрителю взглянуть на жизнь жен и домохозяек.

Поколение её матери, выращенное в патриархальном обществе, должно было рожать сыновей, воспитывать детей, оставаться домохозяйками. Они не чувствовали равноправия по отношению к ним. Инсталляции представляют собой розовую мебель, обтянутую дорогим материалом. Несмотря на красивый вид домашнего пространства, её работы содержат агрессивный посыл.

Одним из важных элементов проектов Юн Соннам является использование острых железных крюков, встроенных в мебель. Обтягивая стулья и диваны ярко-розовой тканью и приделывая им стальные ножки, напоминающие ножи, Юн превращает их в олицетворение женщин. Лезвия, торчащие из мебели, кричат о том, что нельзя воспринимать роль женщины как должное, а её саму – как пустое место [3]. Через эту серию работ Юн Соннам поднимает конфликт, «с которыми сталкивается женщина, выполняющая возложенную на неё обществом роль доброй жены и матери» [1].

Инсталляция Being Restricted I (1996) – это стул, деревянная панель, на которой нарисована женская фигура, и чёрная веревка. Юн добавила металлические гвозди, торчащие из сиденья стула в стиле барокко, а также поставила его на острые ножи. Он стоит в пространстве, очерченном черной верёвкой. В это время женская фигура находится одной ногой внутри этого пространства, а другой ногой за его пределами. Автор показывает, что жизнь женщины ограничена домашним хозяйством, но при этом она хочет освободиться и найти настоящую себя.

Через своё творчество Юн Соннам поднимает важные социальные, культурные, феминистские вопросы. Она говорит не только за себя, но и за тех, кто не может сделать этого сам. Темы, которые она затрагивает в своих работах, откликаются в душе не только у кореянок, но и у женщин со всех уголков нашей планеты. Её произведения утешают, вдохновляют и напоминают, что мы не одни в этом мире.

Эвелина Хакимова

Список источников

  1. Ким А., Ли Х.С., Хохлова Е., Черкашина Д. Корейское современное искусство: ориентирование на местности. СПб.: Своё издательство, 2016. 117 с.
  2. Na Young Lee. Art Essay: Yun Suknam // Feminist Studies. 2006. Vol. 32(2). pp. 352-364
  3. Hwa Young Choi Caruso. Art as a Political Act: Expression of Cultural Identity, Self-Identity, and Gender by Suk Nam Yun and Yong Soon Min // The Journal of Aesthetic Education. 2005. Vol. 39(3). pp. 71-87
  4. Kim, Sooyoung. Yun Suknam Artist.
  5. Yun Suknam. Being Restricted.

Другие темы курса