• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

40-е годы. Как снимали кино во время войн(ы). Эпоха малокартинья

40-е годы стали самыми тяжелыми как для страны, так и для советского кинематографа.

40-е годы. Как снимали кино во время войн(ы). Эпоха малокартинья

Война не оставила кинематографистов без ресурсов для творчества, но изменила жанровую и тематическую направленность их работ. Мы расскажем, какой была эпоха малокартинья в Советском Союзе.

Отечественное кино в эвакуации

Через несколько месяцев после начала Великой Отечественный войны киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» были эвакуированы в Среднюю Азию. В Душанбе работала детская студия «Союздетфильм». Художники снимали на базе алма-атинской студии кинохроники. На ее счету 80% всех картин, которые вышли в военный период.

Две конкурирующие и крупнейшие киностудии страны теперь находились под одной крышей. И можно было предположить, что в таких условиях их разногласия только усугубятся. Но случилось ровно противоположное – мосфильмовцы и ленфильмовцы снимали так, будто всю жизнь делали это вместе.

Боевые киносборники

Над альманахом трудились все три студии – мосфильм, ленфильм и союздетфильм. С ходу в производство были запущены около полутора десятков боевых кинокартин совершенно разных жанров – кинокарикатуры, новеллы, скетчи. К съемкам присоединились Евгений Кулешов, Леонид Трауберг, даже Сергей Эйзенштейн на время бросил своего «Ивана Грозного».

Уже через две недели после нападения гитлеровской Германии советские зрители могли увидеть на киноэкранах короткометражный фильм «Встреча с Максимом». Это финальная часть трилогии про героя Максима – «Выборгская сторона». После финальных титров, когда в зале уже зажигают свет, начинается монолог Бориса Чиркова – исполнителя главной роли уже хорошо известного всем Максима.

Через некоторое время вышла следующая кинокорекатура – «Сон в руку». Сюжет фильма в довольно-таки ироничной форме предостерегает Адольфа Гитлера от неизбежного проигрыша. Ему снятся Наполеон и все те, кто на своей шкуре испытал силу русского оружия.

В итоге за первые два годы войны было отснято пятнацать черно-белых агитационных киноальманахов. Из них на экраны вышли только двенадцать. Почему остальные так и остались лежать на полках? Евгений Марголит совместно ГОСФИЛЬМОФОНДом России уже более двадцати лет пытается найти ответ на этот вопрос. Однако доподлинно известно, что боевые киносборники стали одним из самых действенных агитационных приемом в Союзе.

 

И снова Эйзенштейн

«Иван Грозный» стал последней и самой противоречивой картиной Сергея Эйзенштейна. Одним фильм казался панегириком сталинской диктатуре, другим – гениальным развенчанием её же. Сам режиссер говорил, что в ранние годы борьбы за документальный реализм в кинематографе он и подумать не мог о создании театрального представления на пленке.

Идея «Ивана Грозного» пришла прямиком из Кремля. Эйзенштейн получил заказ – нужно воспеть личность царя, подчеркнуть его прибалтийские завоевания и таким образом в сравнении показать величие Сталина. У режиссера не получалось вместить все задумки в хронометраж одной картины, поэтому он разделил сюжет на три части. Зритель увидел только две, а последняя так и осталась жить в виде рисунков, набросков и нескольких фрагментов, запечатленных на пленку.

Первую часть Эйзенштейн начал снимать во время эпохи малокартинья (1944) на территории Алма-Аты. Картина охватывает юность Ивана, она воспевает великодержавность, рассказывает о венчании на царство, смерти Анастасии (первая и любимая жена Грозного), а завершается действо крестным ходом к Александровской слободе. Фильм вышел в 1945 году и был удостоен Сталинской премии.

Герои и их подвиги

В 1942 году выходит первый полнометражный фильм военного периода – «Секретарь райкома», режиссер Иван Пырьев. В основе сюжета история о борьбе народа против фашистских захватчиков. Пырьев был идеологически верным режиссером, его авторству принадлежат картины «Свинарка и пастух» (1941) и «Кубанские казаки» (1950).

После подобные киноленты снимались с завидной частотой. «Она защищает Родину» (1943) Эрмлера, «Зоя» (1944) Арштама, «Нашествие» (1944) Ромма – все они рассказывают о подвиге отдельного человека, готового отдать жизнь за Отечество.

Советское кино немного изменилось к жанровом отношении. Ближе к концу войны появляются лирические и музыкальные картины. Фильм «Два бойца» (1943) режиссера Леонида Лукова стал поистине культовым, а композиции «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали» в исполнении Марка Бернеса популярны до сих пор.

 

В эвакуации было непросто. Кинематографистам не хватало не только техники и актеров, но и элементарного – еды. А индустрия продолжала развиваться, хотя примерно с 1943 года кино выходило все реже.

«Голодали мы отчаянно. Сильной поддержкой тут были «локши» – фальшивые продуктовые карточки. Их изготовляли ребята-художники. С этими карточками мы шли в городскую столовую, к которой были прикреплены. Благо у нас были «локши». Брали по десять мисок супа. После слива жидкости лапша едва покрывала дно одной миски. Чтобы получить эту еду, надо было выстоять очередь из пяти-шести человек за каждым, уже сидящим за столом едоком. Голодный ждал, пока пятеро других на его глазах поглощали суп. Дело нередко заканчивалось обмороками». (Из воспоминаний студентки сценарного факультет ВГИКа) [1]
 

50-е начинались с того же «малокартинья», но Оттепель все-таки взяла свое, и киноиндустрия начала экспериментировать…

О том, как это было – в следующем материале.

Виктория Багдасарьянц

Список источников

  1. Марголит Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития. – Москва, 1988.
  2. Марголит Е. Живые и мертвое. – Москва, 2012. – 560 стр.
  3. Кино для Победы // Культура.рф
  4. Цукерман С. Двойная «мышеловка», или самоубийство фильмом: режиссер Слава Цукерман – об «Иване Грозном» Эйзенштейна // Искусство кино

Дальше

Другие темы курса