• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дихотомия добра и зла

Дихотомия добра и зла

Источник: https://www.flickr.com

«Одно Кольцо, чтоб править всеми...»

В заключительной статье нашего курса речь пойдёт о вечном противостоянии сил света и тьмы. Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис и Дж. Роулинг размышляют о том, что такое добро и зло, кто является их источниками. Отправляемся в последнее путешествие по волшебным мирам ХХ века и выясняем, как их создатели раскрывают эту тему в своих произведениях.

Кульминация истории Дж.Р.Р. Толкина – последняя битва добра с неисчезающим из мира злом, для которого автор часто использует слово «тень» [1]. Властелин Мордора, олицетворяющий собой абсолютное зло, вновь набирает свою силу и пытается завоевать Средиземье. Братство Кольца во главе с магом Гэндальфом избраны светлой стороной для противостояния Саурону в этой войне.

Единое Кольцо – символ безграничной власти. Стоит отметить, что власть понимается автором легендариума не как награда или дар Божий, а как тяжёлое бремя и отчасти наказание. Гэндальф говорит о Кольце Всевластия так:

Могущество у него такое, что сломит любого смертного. Сломит и овладеет им… [2].

Именно поэтому Фродо решается нести бремя за всех жителей Средиземья и уничтожить волшебный артефакт в жерле Ородруина [3]. Жажда власти и то, на что персонажи Дж.Р.Р. Толкина готовы пойти ради неё, определяет героев профессора: в итоге побеждает тот, кто нашёл в себе силы одолеть искушение и отказаться от этой губительной власти [4].

 

[1] См.: Shippey, T.A. The Road to Middle-Earth: How J.R.R. Tolkien Created a New Mythology. Boston: Houghton Mifflin, 2003. – 416 p.

[2] Толкиен Дж.Р.Р. Хранители: [Повесть] / Пер. с англ. В. Муравьева. – М.: ЭКСМО-пресс: Яуза, 1998.

[4] См.: Штейнман М.А. Игра с мифом в трилогии Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец» // «…Лучших строк поводырь, проводник просвещения, лучший читатель!»: Книга памяти А. М. Зверева. М., 2006. – С. 75-95.

Так, не способный побороть желание овладеть Кольцом, погибает Боромир, а Голлум становится рабом Кольца: он не живёт, а существует. Оно губит и развращает душу того, кто решает присвоить его силу, т.к. только истинный владелец Кольца, Тёмный Властелин Саурон, способен подчинить волшебный артефакт себе.

Во второй статье нашего курса мы уже говорили, что ключевую роль в борьбе со злом в тексте профессора играет маленький человек. Фродо стал Хранителем Кольца и спас Средиземье от гнёта Властелина Мордора, но не менее важную роль в этой истории сыграл его слуга и верный друг Сэм Гэмджи, которого зачастую называют главным героем легендариума. Такой взгляд на главного героя справедлив, т.к. именно бесконечно преданный своему хозяину хоббит спасает Фродо из логова Шелоб и несёт его на руках к сердцу Ородруина, когда Бэггинс уже не в силах идти самостоятельно.

Сэм так же, как и другие персонажи Дж.Р.Р. Толкина, проходит испытание Кольцом, но его мысли не о безграничной власти: Сэм думает о том, как благодаря его могуществу выжженное мордорское плато Горгорот можно превратить «в цветущий, плодоносный сад» [1].

Однако затем размышления садовника приводят его к другому выводу: «...в глубине души он твёрдо знал, что такое бремя ему не по силам, пусть даже видения и не совсем обманные. Хватит с него и собственного сада, незачем превращать в свой сад целое царство; есть у него свои руки – и ладно, а чужими руками нечего жар загребать» [2].

Он добровольно расстаётся с этой мыслью и в конце путешествия помогает сомневающемуся Фродо справиться со своим бременем (уничтожить Кольцо в жерле Роковой Горы). Решительный Сэм Гэмджи совершает, пожалуй, самый важный выбор, напрямую повлиявший на судьбу Средиземья. Без этого отважного хоббита спасение мира и победа над Тёмным Властелином не были бы возможны.

Так Дж.Р.Р. Толкин подчёркивает, что зло, захватившее Средиземье, возможно победить не силой, а надеждой и любовью.

 

[1] Толкиен Дж.Р.Р. Возвращение Государя: [Повесть] / Пер. с англ. В. Муравьева. – М.: ЭКСМО-пресс: Яуза, 1999. – 480 с.

[2] Там же.

Во имя Аслана

В цикле повестей К.С. Льюиса так же, как и в тексте Дж.Р.Р. Толкина, персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных. Олицетворением зла в «Хрониках Нарнии» выступают богиня Таш, Дама в зелёном и Белая Колдунья. Аслан побеждает Джадис в повести «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», но мы вновь встречаем упоминание о ней в «Принце Каспиане»: ведьма говорит юному тельмаринцу, что Белая Колдунья не может умереть (мотив неисчезающего зла).

Зло не способно создавать что-то новое, оно лишь разрушает то, что было сотворено. В четвёртой повести «Принц Каспиан» К.С. Льюис на примере народа Тельмара показывает, что происходит, если люди отказываются от веры и надежды: Нарнией правит жестокий и беспощадный король Мираз; страна, которой дети Певенси управляли в Золотой Век Нарнии, превращается в место, где есть лишь безверие и тьма. Автор подчёркивает значение веры в жизни человека: у Нарнии есть настоящий правитель, поэтому герои должны вновь уверовать в него, чтобы побороть зло.

Лев Аслан олицетворяет собой силы света, однако его появление перед многочисленными героями цикла заставляет каждого из них чувствовать себя рядом с великим львом по-разному: у того, кто честен и добр, Аслан вызывает смешанное с ужасом изумление и благоговейный трепет, тот, кто зол, испытывает при его появлении ужас. Аслан выступает как объект бесконечного сердечного стремления к чему-то неизведанному (мотив Голубого цветка – символ немецкого романтизма XIX века; голубой цветок олицетворяет бегство к своей мечте, тоску по чему-то необъяснимому, недосягаемому и бесконечному): это мечта и желание человеческого сердца прикоснуться к богу [1].

Питер хочет поскорее встретиться с правителем Нарнии, его могущество не пугает мальчика; Люси тяжело прощаться с Асланом, когда ей и Эдмунду необходимо навсегда покинут Нарнию. Так автор «Хроник Нарнии» противопоставляет силы зла, несущие разрушение, и Аслана, олицетворяющего вечность.

 

[1] См.: МакГрат А. Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию / Пер.с англ.: Л. Б. Сумм. М.: Эксмо, 2019. – 520 с.

История К.С. Льюиса повествует о добре и зле, о человеческой добродетели и поиске смысла, о выборах и вызовах, о том, как человек познает свои слабости и самого себя, о его стремлении стать тем, кем ему предопределено быть [1].

 

[1] См.: МакГрат А. Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию / Пер.с англ.: Л. Б. Сумм. М.: Эксмо, 2019. – 520 с.

Lumos Maxima

Зло в романах Дж. Роулинг воплощается в конкретную фигуру – Волан-де-Морта, который готов пойти на всё, чтобы простота восторжествовала над сложностью. Тёмный Лорд делает выбор между бессмертием тела и бессмертием души, предпочитая первое: он привязывает себя к материальному миру, раскалывая свою душу на 7 частей. Одна из этих частей живёт в Гарри, и это необходимое условие для победы на Томом Реддлом. Победа юного волшебника над злом возможна только потому, что он сам носит в себе часть этого зла, может понять его и сокрушить [1].

Министерство Магии к концу семикнижия также превращается в символ абсолютного зла (ему противостоит Хогвартс) и становится инструментом для подавления личности [1].

Несмотря на внешнюю войну с Волан-де-Мортом, Гарри борется прежде всего с самим собой, со своим внутренним злом. Главным помощником юного волшебника выступает профессор Дамблдор. В последней книге Гарри узнаёт о тёмном прошлом своего наставника и начинает сомневаться. Однако это испытание он проходит и остаётся верным Дамблдору до конца. Самопожертвование ради спасения мира – это и есть главный вызов, который должен принять юный волшебник.

В конце семикнижия Гарри, как и герои Дж.Р.Р. Толкина, становится истинным повелителем смерти, отказываясь от символа власти – Бузинной палочки [2]: «Ты – настоящий Повелитель смерти, потому что настоящий повелитель не убегает от нее. Он сознает, что должен умереть, и понимает, что в жизни есть вещи намного худшие, чем смерть» [3], – говорит ему Альбус Дамблдор.

 

[3] Роулинг Дж. Гарри Поттер и Дары Смерти / Пер. с англ. М. Сокольской, М. Лахути, С. Ильина. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.

На этом наше небольшое путешествие заканчивается. В рамках курса мы поговорили о способах создания вымышленных литературных миров и разобрали несколько ключевых тем, которые английские писатели затронули в своих произведениях. Безусловно, нам удалось изучить лишь их небольшую часть, но мы надеемся, что наш курс приоткрыл для Вас дверь в волшебные миры ХХ века, и теперь Вы готовы самостоятельно исследовать новые!

Екатерина Малова

Список источников и литературы

  1. Shippey, T.A. The Road to Middle-Earth: How J.R.R. Tolkien Created a New Mythology. Boston: Houghton Mifflin, 2003. – 416 p.
  2. Толкиен Дж.Р.Р. Хранители: [Повесть] / Пер. с англ. В. Муравьева. – М.: ЭКСМО-пресс: Яуза, 1998. – 539 с.
  3. Auden, W.H. At the End of the Quest, Victory // The New York Times.
  4. Штейнман М.А. Игра с мифом в трилогии Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец» // «…Лучших строк поводырь, проводник просвещения, лучший читатель!»: Книга памяти А. М. Зверева. М., 2006. – С. 75-95.
  5. Толкиен Дж.Р.Р. Возвращение Государя: [Повесть] / Пер. с англ. В. Муравьева. – М.: ЭКСМО-пресс: Яуза, 1999. – 480 с.
  6. МакГрат А. Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию / Пер.с англ.: Л. Б. Сумм. М.: Эксмо, 2019. – 520 с.
  7. Быков Д.Л. Гриндевальд vs. Волан-де-Морт // Книжный Клуб Петровский.  
  8. Эппле Н.В. Как читать «Гарри Поттера» // Arzamas.
  9. Роулинг Дж. Гарри Поттер и Дары Смерти / Пер. с англ. М. Сокольской, М. Лахути, С. Ильина. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2007. – 640 с.

Другие темы курса