• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Доспехи в период Адзути-Момояма

Новый этап развития страны часто подразумевает изменения в государственном строе и правилах, по которым живёт общество. А в средневековой Японии это означало также появление нового типа доспехов.

Доспехи в период Адзути-Момояма

Во второй половине XVI в., в особенности в рассматриваемый нами период Адзути-Момояма, широкое распространение получил так называемый «современный» доспех тосэй-гусоку. До этого, в период Раннего и Высокого Средневековья (X-начало XVI вв.), самураи пользовались преимущественно классическим доспехом о-ёрой (дословно – «большой доспех»). О-ёрой представлял собой «ламеллярную конструкцию, выполненную из уложенных рядами пластин». Его основа была составлена из кирасы (передняя, грудная, и задняя, спинная, пластины) и латной юбки кусадзури. Этот тип доспехов имел сложную шнуровку, а сами пластины прилегали друг к другу не слишком плотно – между ними образовывались зазоры.

О-ёрой предназначался для всадников, которые до начала эпохи Сэнгоку практически всегда преобладали на поле боя, – он позволял относительно свободно пользоваться луком. Однако были в нём и значительные недостатки. Например, вес полного комплекта таких доспехов мог достигать 30 кг, а в зазорах между пластинами порой застревали стрелы или холодное оружие. Трудности возникали и со шнуровкой – в дождь она намокала и делала доспех ещё тяжелее, а зимой просто замерзала. Также, хоть передвигаться в подобном японском доспехе было возможно, для ближнего боя такая модель не подходила.

Стоит отметить, что о-ёрой использовала знать, для вассалов же были придуманы «упрощённые» виды доспехов – до-мару и харамаки. В них кусадзури состояла из большего количества пластин и плотнее прилегала к телу. Однако были у этих разновидностей доспехов и различия. Например, в харамаки присутствовала дополнительная шнуровка со спины, которой не было в до-мару, что логично, ведь харамаки открывались со спины, а до-мару – с правой стороны. Также, в до-мару, как и в о-ёрой, были большие наплечники (содэ), в то время как в харамаки изначально крупные наплечники были заменены маленькими пластинками. Однако и до-мару, и харамаки считались лёгкими и более дешёвыми доспехами, и постепенно всё большее количество самураев стали использовать именно их, а не громоздкие о-ёрой. О-ёрой к середине XVIв. стали скорее показателем знатности рода, их надевали тогда, когда хотели продемонстрировать древность и важность своего клана.

Упомянутый выше тосэй-гусоку, получивший популярность в период Адзути-Момояма, можно считать сочетанием о-ёрой, до-мару и харамаки. Тосэй-гусоку имел меньший вес (12-15 кг), крепкую кирасу с кожаными полосами или заклёпками вместо традиционной шнуровки (это повышало уровень защищённости воина в ближнем бою, так как уменьшалось количество зазоров между пластинами, а стрелы не застревали в шнурах), и прекрасно защищал от пуль. Раньше необходимости в последнем не было, но в 1543 г. вместе с европейцами в Японию попало и огнестрельное оружие. Это стало одной из причин произошедшей модификации.

Облегчение веса и перенесение его с плеч на бёдра ввиду сужения доспеха в области талии, а также увеличение манёвренности тоже стало необходимостью примерно в то же время. Тогда сидящие на конях лучники стали постепенно уходить в прошлое, и на первый план вышли бои на мечах. Важным новшеством стало и то, что тосэй-гусоку изготавливался по индивидуальным меркам, а значит, сидел на владельце практически идеально и был более удобен в использовании.

Впрочем, как отмечает А.А. Куршаков, производство этого вида доспехов развивалось в двух направлениях. С одной стороны, как уже говорилось, тосэй-гусоку делали по индивидуальному заказу – они были пышными и дорогими. С другой стороны, благодаря упрощённому строению пластин эти доспехи производились быстрее, поэтому при необходимости их могли делать тысячами, чтобы в короткое время вооружить целую армию. Такие тосэй-гусоку были более дешёвыми и менее качественными. Однако все они так или иначе были сделаны из стали и кожи, а сами пластины всегда покрывались несколькими слоями лака.

Тосэй-гусоку быстро доказали своё превосходство над о-ёрой в условиях постоянных междоусобных войн, когда имела значение возможность того или иного даймё в сжатые сроки мобилизовать и снарядить своё войско.

Важно отметить, что тосэй-гусоку не оставался неизменным в течение второй половины XVI в. Как писал Э. Брайант, в эти десятилетия доспехи претерпели больше усовершенствований, чем в предыдущие пять столетий. В начале особенно популярен был стиль окэгава-до (до = кираса + кусадзури; именно в до и заключалось различие между стилями тосэй-гусоку) - доспех, чья кираса состояла «из выпуклых нагрудной и наспинной пластин, соединённых матерчатыми петлями на левом боку (чаще всего), и застёгивающихся на правом». Горизонтальные пластины закрывали основные уязвимые места, и вместе с кусадзури весили порядка 9 кг.

Простые окэгава-до предназначались для пехоты (асигару), и красили их обычно в цвет даймё, которому они служили. Вообще же кирасы и другие металлические детали чаще всего были выкрашены в тёмные цвета, на которых удобно было бы рисовать светлый мон (символ клана). Больше всего доспехов выполнено в чёрном, красном и коричневых цветах, и при этом цвет самой кирасы мог не совпадать с цветом кусадзури. Самураи, надевавшие окэгава-до, в отличие от асигару, могли позволить себе несколько украсить доспехи, например, узорами или цветами.

Однако ближе к концу XVI в. пехоту стали одевать ещё проще. Окэгава-до уступили место другой разновидности тосэй-гусоку - татами-до. Этот стиль доспехов представлял собой металлические пластинки, пришитые к прочной ткани и иногда имеющие кольчужные соединения. Это были самые простые в производстве доспехи, поэтому они быстро стали массовыми. Их было удобно складывать и переносить, но защищали от пуль они, судя по всему, слабее окэгава-до и других стилей тосэй-гусоку. Ещё одной интересной разновидностью тосэй-гусоку был нанбан-до, за счёт своей кирасы больше всего похожий на европейские доспехи.

Чтобы обмундирование было полным, самураи, помимо кусадзури и кирасы того или иного вида, надевали также уже упомянутые выше наплечники содэ, шлем кабуто, боевую личину (маску), наручи, специальные перчатки из дублёной кожи, набедренники, наголенники и пояс, обвязывающийся несколько раз вокруг талии. Асигару из этого набора обычно имели лишь кирасу и кабуто - на остальное просто не хватало материальных средств. Впрочем, самураи также имели разный достаток и не всегда могли позволить себе лучшее.

Однако непременный атрибут, который имели и отряды асигару, и копьеносцы, и лучники, и самураи, - это сасимоно, «заспинный геральдический флажок». Фактически это был прямоугольник с гербом того или иного клана, вырезанный из шёлковой ткани и прикреплённый к бамбуковому древку с перекладиной. Это древко довольно прочно крепилось к кирасе на уровне пояса и лопаток и во время боя помогало различать «своих» и «чужих». Конечно, самураи, особенно знатные, могли иметь индивидуальные сасимоно, а пехоте доставались стандартизированные флажки, но даже так данный элемент амуниции существенно снижал возможность ошибиться и случайно убить своего же товарища. Также благодаря сасимоно или мону, нарисованному на кирасе, после боя было проще опознать, к какой стороне принадлежал погибший.

Также хотелось бы обратить внимание на кабуто, зачастую самую красивую и необычную деталь японских доспехов. В период Адзути-Момояма появилось немало новых типов шлемов для воинов разного уровня знатности и достатка. Асигару могли носить кабуто, походящие на колпак. Они делались так же, как и татами-до, т.е. на ткань прикреплялись металлические пластины с кольчугой. Как и остальные типы кабуто, они состояли из нескольких  пластин (чаще всего - из восьми), скреплённых между собой заклёпками или ковкой.

Но самыми интересными кабуто обладали богатые даймё. Фигурные шлемы кавари-кабуто имели форму персика или жёлудя и украшались различными фигурами, рогами, заячьими ушами. Основой для фигур служил металлический каркас, который затем покрывался папье-маше и лаком. Весили такие шлемы немало, поэтому их надевали лишь при необходимости прямо перед боем, т.е. последними из всех элементов амуниции, или во время торжественных мероприятий. Особенно известны кабуто Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёси. Первый обладал шлемом, обтянутым чёрной коровьей кожей и имеющим пару коровьих рогов. Когда Хидэёси, второй объединитель Японии и на тот момент самый могущественный человек к стране, в награду за поддержку дал Иэясу новые сельские угодья в районе Канто, он назвал Токугава «коровой из Канто». В ответ на это Иэясу приказал прикрепить к шлему ещё и коровий волос, дабы обратить всю ситуацию в шутку.

Сам Хидэёси на своём кабуто имел нашлемник в виде креста, от которого расходились в разные стороны двадцать девять лепестков ириса, символизирующих «расходящиеся солнечные лучи». По сути такие шлемы были необходимы для того, чтобы возвыситься над толпой - в прямом и переносном смысле. Кавари-кабуто с объёмным украшением делал человека заметнее в плане роста и заставлял окружающих невольно обращать на его владельца больше внимания.

Конечно, как и у кирасы, так и у шлемов было ещё много разновидностей - все их невозможно охватить в одной статье. Однако мы постарались понять, чем отличались тосэй-гусоку от доспехов предыдущих эпох и рассмотрели основные типы кирас и шлемов для асигару и знатных самураев.

Дина Кожухова

Список источников

  1. Самураи. Золотой век элитных войск Японии (1560-1615гг.) / Бен Хаббард ; [пер. с англ. А. Мовчан]. - Москва : Эксмо, 2018. - 224 с.
  2. Online Japanese Armour Manual. Antony J. Bryant / пер. Погодаев Александр, Ивакири Дзёю. [Электронный ресурс].
  3. Доспех тосэй-гусоку / А.А. Куршаков. [Электронный ресурс].
  4. Боевые холопы Ямато или Как самураи родную землю защищали / Акунов Вольфганг. - М.: Издательство «Мироздание», 2016. - 256.:ил.
  5. Группа Вконтакте Sengoku Jidai
  6. Группа Вконтакте КИР “Самураи Симадзу”
  7. Сайт Сэнгоку Дзидай

Дальше

Другие темы курса