• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Христологические персонажи и где они обитают. Бог в Нарнии и Средиземье

Христологические персонажи и где они обитают. Бог в Нарнии и Средиземье

Источник: https://www.flickr.com

Кто такой христологический герой?

Волшебные миры ХХ века, которые мы разбираем в нашем курсе, хоть и создавались по-разному, тем не менее во многом схожи. Сегодня мы поговорим о том, что объединяет истории Дж.Р.Р. Толкина, К.С. Льюиса и Дж. Роулинг – о христологических персонажах.

Д.Л. Быков выделяет несколько черт, позволяющих отнести того или иного персонажа к разряду христологического героя:

1. Такой герой – странствующий трикстер (плут; тот, кто творит чудеса), волшебник или учитель;

2. Он обязательно умирает и воскресает;

3. Рядом с ним не может находиться женщина;

4. У героя сложные взаимоотношения с отцом, либо о его отце ничего не известно, либо его отец умер;

5. Героя сопровождает преданный друг;

6. Зло в результате борьбы с таким героем уничтожает само себя [1].

Некоторые из перечисленных выше черт относятся к персонажу нарнийского цикла – льву Аслану, о котором мы говорили в предыдущей статье. Правитель Нарнии – один из самых известных представителей христологических героев. Аслан, как Иисус, исцеляет смертельно больную тётушку маленького мальчика в повести «Принц Каспиан»:

...подобно тому, как розовый свет озаряет облака, краска возвращалась на бледное лицо, глаза обретали блеск [2].

Во второй повести цикла К.С. Льюиса Аслан восходит на Каменный стол вместо Эдмунда, погибает от рук Белой колдуньи, а затем воскресает. Сёстры Певенси становятся этому свидетелями так же, как и три женщины видят воскрешение Христа. С этого момента Джадис больше не имеет власти над Эдмундом. Христос спасает человечество, в то время как Аслан спасает одного – Эдмунда, и только после этого мы наблюдаем освобождение тех, кто по воле Белой колдуньи был обращен в камень [3].

 

[1] См.: Быков Д.Л. Плутовской роман нашего времени // Профиль, 2017, № 24. С. 57.

[2] Льюис К.С. Хроники Нарнии: Вся история Нарнии в 7 повестях / Пер.с англ.: Т. Трауберг, Г. Островской, Е. Доброхотовой-Майковой, Т. Шапошниковой. М.: Эксмо, 2017.

[3] См.: МакГрат А. Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию / Пер.с англ.: Л. Б. Сумм. М.: Эксмо, 2019. – 520 с.

Чертами христологического героя в романе-эпопее «Властелин колец» обладают Фродо и Гэндальф.

Родители Фродо утонули в реке Брендивайн (или Барандуин). Когда читатель впервые встречает Фродо на страницах романа, юный хоббит живёт со своим дядей Бильбо в Бэг-Энде. В логове Шелоб Фродо чуть не погибает от смертельного жала паучихи, однако хоббита спасает его преданный друг Сэм, который всегда находится рядом и сопровождает хозяина на протяжении всего путешествия из Шира до горы Ородруин и обратно. Из последних глав «Властелина колец» мы узнаём, что Фродо, в отличие от Сэма, так и не женился.

Ещё один христологический персонаж легендариума Дж.Р.Р. Толкина – Гэндальф. Он странствующий трикстер, волшебник, помогающий Братству Кольца. Когда Балрог нападает на путников морийских копях, Гэндальф жертвует собой ради спасения своих товарищей. Маг вступает в бой с существом из подземелий Мории и погибает. Однако маг перерождается и возвращается в Средиземье как Гэндальф Белый.

Главный герой романов Дж. Роулинг также обладает чертами христологического персонажа. Гарри Поттер прежде всего волшебник, но в то же время он является носителем новой доктрины, прогресса: при Гарри заканчиваются времена, когда происхождение и чистота крови ставились превыше всего [1].

Родители Поттера, как и родители Фродо, погибают. Дамблдор становится наставником мальчика, но и с ним у главного героя складываются сложные взаимоотношения. Однако директор Хогвартса не единственный, кому доверяет Гарри: на протяжении всех семи книг мальчика, который выжил, сопровождают близкие друзья – Рон Уизли и Гермиона Грейнджер.

Как и Аслан, Гарри Поттер добровольно приносит себя в жертву, спасая всех, кто ему дорог. Его воскрешение положит конец старому миру волшебников, олицетворением которого является Волан-де-Морт.


[1] См.: Быков Д.Л. Плутовской роман нашего времени // Профиль, 2017, № 24. С. 57.

Неназванный бог Средиземья

Дж.Р.Р. Толкин был очень религиозным, однако он не представил религию в Средиземье. Автор «Властелина колец» подробно описывает обитателей своего мира, его географию, языки и историю, но мы ничего не знаем о его религии.

При создании Средиземья Дж.Р.Р. Толкин опирается на логику мифа и выстраивает волшебный мир на трёх уровнях: подземный мир, мир людей и мир богов. Последний в романе-эпопее практически не представлен, но автор как бы намекает на его присутствие: в конце истории Фродо уплывает в Валинор, о котором ранее читатель узнаёт из песни Галадриэль.

Жители Средиземья верят в нечто неименуемое, но ощутимое, что в тексте носит название «надежда»: существует некая сила, направляющая героев на протяжении их жизни, однако она не навязывает своей воли, а лишь подталкивает персонажей на определённые поступки, которые позднее повлияют на их дальнейшую судьбу [1].

Герои Дж.Р.Р. Толкина рассчитывают на собственные силы, т.к. не могут положиться на помощь сверхъестественных сил. Жители Средиземья самостоятельно определяют свой путь, осознавая, что тем самым именно они несут ответственность за свои поступки. Перед героями Дж.Р.Р. Толкина встаёт вопрос не о том, во что они верят, а о том, какой выбор должны сделать. Доблесть личного выбора и готовность нести за него ответственность – характерные черты персонажей профессора [1].

Свобода воли, которой писатель наделяет своих героев, выражается в возможности свободного и самостоятельного выбора. Так, свобода воли в легендариуме уравновешивается предопределением: некоторым героям, например, Арагорну, уготована своя судьба, путь, от которого они не могут отступить.

Великий лев, сын царя за морем

В отличие от героев Дж.Р.Р. Толкина, которые в основном сами определяют свою судьбу, герои К.С. Льюиса уповают на помощь Аслана, создателя и правителя волшебной страны, который никогда не оставляет тех, кто верит в него. Семь друзей Нарнии выполняют волю Аслана; вера в великого льва оказывается важнее точного знания: герои не должны задавать вопросы, не должны сомневаться, они должны просто верить [1].

Аслан появляется во всех семи повестях, но никому не рассказывает чужих историй. Он направляет героев на протяжении всего цикла, управляет их решениями, но дети об этом не подозревают: они встречают Аслана лицом к лицу и понимают, что вся их жизнь была дорогой к нему. Однако великий лев также и наказывает героев, вершит справедливый суд. Правителю Нарнии есть дело до всех, он милосерден, справедлив и мудр.

 

[1] См.: Черменина Е.Н. Божий промысел и спасение души в романе К.С. Льюиса «Серебряное кресло» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2015, № 1. С. 78–83.

Аслан может спасти только тех, кто по-настоящему в него верит. Находясь в хлеву, гномы считают, что больше никто не сможет их обмануть. Аслан говорит, что они добровольно выбирают ложь: «Я не могу вывести их наружу, потому что они слишком много думают о том, чтоб не дать себя провести» [1]. Гномы сами наказывают себя: они заявляют, что именно независимость от правителей Нарнии, Аслана, тархистанцев и богини Таш сделает их счастливыми. Однако то, что они принимали за своё счастье, превратилось для них в наказание: из-за нежелания видеть истину даже великий Аслан не может спасти их [2].

Сьюзен Певенси – одна из самых противоречивых героинь нарнийского цикла, образ которой наиболее полно раскрывается при анализе её веры в правителя Нарнии. Это единственный персонаж, о судьбе которого К.С. Льюис в тексте ничего не говорит. Сьюзен предала Нарнию, перестала надеяться и верить в Аслана. Мечтая поскорее вырасти, она стала интересоваться губными помадами, чулками и приглашениями на вечеринки. Девушка больше не хотела слышать о Нарнии и называла эти приключения «смешными детскими играми» [3].

В тексте К.С. Льюиса неоднократно звучит мысль о том, что существуют вещи страшнее смерти: для Сьюзен путь в страну Аслана пока закрыт. Королева забывает Нарнию, т.к. материальные вещи в определённый момент становятся для неё важнее, однако она всегда сможет вернуться назад, если вновь уверует в великого льва.

 

[1] Льюис К.С. Хроники Нарнии: Вся история Нарнии в 7 повестях / Пер.с англ.: Т. Трауберг, Г. Островской, Е. Доброхотовой-Майковой, Т. Шапошниковой. М.: Эксмо, 2017.

[2] См.: Мамаева Н.Н. Христианство и «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса // Известия Уральского государственного университета. 1999. № 13. С. 114-119.

[3] См.: Льюис К.С. Хроники Нарнии: Вся история Нарнии в 7 повестях / Пер.с англ.: Т. Трауберг, Г. Островской, Е. Доброхотовой-Майковой, Т. Шапошниковой. М.: Эксмо, 2017. – 912 с.

Мир Нарнии основывается на вере: дети Певенси верят в Аслана, а нарнийцы верят в древних правителей и в свою свободную страну. Так, герои К.С. Льюиса не решают судьбу своего мира самостоятельно, а выполняют волю льва.

Вера – ключ ко всему, что есть в волшебных мирах, о которых мы говорим [1]. Вера в Аслана с каждым его появлением приносит главным героям К.С. Льюиса ощущение радости и счастья, которые они не прекращают испытывать и после его ухода; персонажи Дж.Р.Р. Толкина верят в нечто, именуемое «надеждой», однако при этом понимают, что они бессильны перед всепоглощающим временем. 

Наличие христологических персонажей в историях Дж.Р.Р. Толкина, К.С. Льюиса и Дж. Роулинг – одна из причин актуальности разбираемых нами произведений. Мы рассмотрели два легендарных волшебных мира середины ХХ века, теперь пришло время поговорить о том, почему «Гарри Поттер» стал феноменом детской мировой литературы, но об этом в следующей статье нашего курса.

Екатерина Малова


[1] См.: Simonson, M. The Chronicles of Narnia and The Lord of the Rings: similarities and differences between two children of the Great War / M. Simonson, R. M. Gilete // In: Universidad del Pais Press, 2008, Vol. 2.

Список источников и литературы

  1. Быков Д.Л. Плутовской роман нашего времени // Профиль, 2017, № 24. С. 57.
  2. Льюис К.С. Хроники Нарнии: Вся история Нарнии в 7 повестях / Пер.с англ.: Т. Трауберг, Г. Островской, Е. Доброхотовой-Майковой, Т. Шапошниковой. М.: Эксмо, 2017. – 912 с.
  3. МакГрат А. Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию / Пер.с англ.: Л. Б. Сумм. М.: Эксмо, 2019. – 520 с.
  4. Штейнман М.А. Власть и народ у Толкина // ПостНаука
  5. Черменина Е.Н. Божий промысел и спасение души в романе К.С. Льюиса «Серебряное кресло» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2015, № 1. С. 78–83.
  6. Мамаева Н.Н. Христианство и «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса // Известия Уральского государственного университета. 1999. № 13. С. 114-119.
  7. Simonson, M. The Chronicles of Narnia and The Lord of the Rings: similarities and differences between two children of the Great War / M. Simonson, R. M. Gilete // In: Universidad del Pais Press, 2008, Vol. 2.

Дальше

Другие темы курса