• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение: иллюстрация как носитель информации

Введение: иллюстрация как носитель информации

Источник: nytimes.com

Иллюстрация – (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки и прочее), воплощение форм, размеров и материй. В научной литературе визуализацию информации чаще всего делят на три типа: фотография, инфографика, прочие иллюстрации (рисунки, карикатуры и т.п.). Прочие инструменты подачи визуального контента: видеоряд, анимация, слайд-шоу – базово создаются при помощи трёх основных компонентов [1].

Первым методом визуализации информации стала обыкновенная графика. Рисунки, сделанные первобытными людьми на скалах – наскальная живопись – это медиа. Другими словами: информационный канал, с помощью которого знания доходили до потомков. Современный человек, взглянув на древние рисунки, в большинстве случаев легко поймет, какой смысл закладывал их создатель. Это служит примером универсальности визуального языка. Древний человек мог иллюстрировать как реальность, так и изображать героев мифов, пользуясь своим воображением. Таким образом, ещё с самого начала истории визуальных искусств, творцы разделились на две категории: первые транслировали реальность, стараясь ограничиться реализмом – для этого достаточно технических навыков. Вторые же использовали не только техники репрезентации, но и собственное воображение, и создавали нечто отличное от настоящего.

Следующим шагом развития визуальных искусств стали иероглифы. Символы передавали смысл как вербальным, так и визуальным путём, то есть заключали в себе и текст, и изображение одновременно. Примечательно, что исследователям удалось расшифровать лишь часть символов египетской письменности.

Полный переход от визуальных средств коммуникации к вербальным произошёл с появлением первого алфавита. В этот момент визуализация отделяется от текста – теперь это два самостоятельных коммуникационных канала, при необходимости дополняющих друг друга.

Если иллюстрации в графическом формате (инфографика, рисунок) берут своё начало в наскальной живописи, то фотография, как более сложный вид иллюстрации, – это детище технологического прогресса. Первая камера обскура представляла из себя комнату, часть которой находилась под солнечным светом. Первое устойчивое чёрно-белое изображение изобрел Жозеф Нисефор Ньепс в 1822 году, однако снимок не удалось сохранить, поэтому формально первым фото считается работа Ньепса «Вид из окна» 1826 года. Цветные фотографии появились только через 40 лет. Первое такое фото удалось сделать Джеймсу Максвеллу в 1861 году.

С появлением фотографии графика потеряла свою актуальность. Однако картографию заменить фотографией не удалось, так как карта содержала в себе не просто изображение местности, а точные географические данные, знаки для навигации в пространстве и прочие обозначения. Картография – первый шаг к современной инфографике. Современная инфографика в широком понимании – это метод эффективной подачи данных через вербально-графические каналы коммуникации. Этот вид визуализации помогает структурировать большие объемы информации, упрощая восприятие в разы. Как было упомянуто выше, древние люди активно использовали инфографику, что позволяет причислить этот метод к первым видам искусств.

Отличный от вышеупомянутых типов визуализации способ проиллюстрировать информацию – рисунки, которые в настоящее время могут выглядеть так же, как тысячелетия назад. Этот тип иллюстрации имеет множество жанров: реализм, сюрреализм, абстракционизм и так далее. Инструментов создания рисунка также большое множество: от глины и песка до графического планшета.

Иллюстрации, содержащиеся в социально-политической повестке, как правило, вызывают больше вопросов и споров, так как в наименьшей степени соответствуют стандартам журналистского материала. Проблема заключается в их неоднозначности, в авторском подходе к трансляции информации. В этом курсе мы разберёмся, какими могут быть картинки в новостных материалах, зачем они нужны и могут ли НЕ транслировать взгляды автора.

Диёрахон Ахмедова

Источники

Postema, S. & Deuze, M. (2020) Artistic Journalism: Confluence in Forms, Values and Practices, Journalism Studies, 2020, 21(10), 1306-1322.

Дальше

Другие темы курса