История нон-фикшена: от Блаженного Августина до self-help
Как появился non-fiction, как он менялся на протяжении веков и что включает в себя это понятие сегодня.
Сегодня самое крупное литературное событие в России – это книжная ярмарка «non/fiction». Но почему нон-фикшн? Что вообще скрывается за этим понятием? Как нехудожественной литературе удалось захватить книжную индустрию? В этой серии статей мы попробуем приблизиться к ответу на вопрос, как выглядит мир массовой литературы сегодня, и как мы к этому пришли.
Термин нон-фикшн — это транскрипция английского слова non-fiction. В западной традиции художественную литературу принято называть фикциональной – относящейся в вымыслу – с этим термином соотносится «фикшн» часть определения «нон-фикшн». Добавление отрицательной приставки позволило сгруппировать все остальные виды литературы по принципу их непринадлежности к группе «художественная».
В русскоязычной традиции этот термин использовался далеко не всегда. До обретения русским языком такого заимствования тексты, «основанные на реальных событиях», относили к документальной литературе. Но это понятие охватывало не все жанры, которые сейчас относят к нон-фикшн. К документальной литературе относили, в основном, (авто)биографии, мемуары, дневники, заметки, эссе и т.д. Начавшие набирать популярность науч-поп и селф-хелп в этот термин не уместились, а вот в заимствованном нон-фикшн им места хватило. Так «невыдуманная» литература стала и в русском языке означать все тексты, не относящиеся к художественным.
Но что происходит с нон-фикшн в России и во всём мире сейчас? В 2019 году во многих списках самых продаваемых книг года оказались «НИ СЫ: Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед» Джен Синсеро [4]. Заходя в «Читай-город» или «Буквоед» сложно было не увидеть на стенде с бестселлерами эти четыре буквы, как и мемуары Мишель Обамы, которая оказалась на третьей позиции в списке самых высокооплачиваемых авторов в том же году по версии Forbes [5].
художник - Антонелло да Мессина, 1473.
Примерно семнадцатью веками ранее Блаженный Августин написал свою «Исповедь», дав основательное начало традиции автобиографической прозы, которая сегодня вновь набирает популярность. После него свои известные «Исповеди» написали, например, Жан-Жак Руссо, Лев Николаевич Толстой и Максим Горький. Многие другие авторы предпочитали религиозной окраске своих автобиографий более нейтральную и называли их, например, «мемуары», но содержание текста при этом менялось незначительно.
Итак, что общего между Мишель Обамой и Блаженным Августином, кроме того, что без труда последнего не было бы книги первой? Например, понимание того, что на бумаге есть место не только вымышленным историям, рассуждениям философов и документам. Они решили, что излагать события своей жизни, собственные мысли и чувства, факты и замечания об окружающем их мире может быть не менее продуктивно, чем написать комедию или философский трактат.
И хотя Лидия Гинзбург – вероятно, по сей день самая авторитетная исследовательница документальной прозы – утверждала, что документальная литература была призвана удовлетворять запросы, которые не могла удовлетворить художественная [1], свои формы и приёмы нон-фикшн частично обрёл ещё задолго до появления этих запросов.
Вернёмся к одному из главных Отцов Церкви. Блаженный Августин написал, конечно, не только «Исповедь»: из-под его пера вышло немало теологических и философских трудов. Но сегодня чаще всего мы вспоминаем именно о его автобиографии. «Исповедь» Августина была исповедью в прямом смысле слова – он действительно каялся в грехах, – но она же открыла дорогу другому типу построения сюжета – сюжету, основанному на правдивых историях и на жизни субъекта. Руссо же, уже через 14 веков, так сильно увлёкся покаянием, что рассказал всю свою жизнь, начиная с гибели матери при родах. Читая его «Исповедь», мы видим, как Руссо путешествует, пишет свои художественные тексты, ссорится с идейными оппонентами и иногда союзниками. Исповедь, продолжая существовать в своём изначальном виде, превратилась в полноценную автобиографию.
Мемуары
С другой стороны, к автобиографическим сочинениям причисляют мемуары, имеющие несколько другое происхождение, хотя различить эти жанры бывает практически невозможно. Отделившись от хроник, мемуары продолжили повествовать об истории, но поместили пишущий субъект в центр повествования. Первыми настоящими мемуаристами считаются французские политики, дипломаты и историки (собственно, mémoires – французское слово) [3].
«Частная» жизнь и литературное поле
Близки к мемуарам также дневниковые записи, изначально принадлежащие, конечно, частной жизни. Дневники стали частью литературного поля тогда, когда известные личности решили делиться ими и зачастую делали из них литературное событие. Дневники всегда были одним из самых разнородных жанров литературы. Они включали в себя записи о происходящем в жизни пишущего, воспоминания, очерки, черновики, политические заметки. Яркий пример дневника, который перестал быть дневником как таковым – «Дневник писателя» Достоевского, с самого начала публиковавшийся в «Гражданине» и создававшийся с намерением включить его в литературный и общественный контекст.
История и хроника
Сместив акцент с пишущего субъекта на описываемые события, в числе первых документальных произведений можно найти исторические трактаты. Истории пунических войн, многочисленные «записки» о войнах Цезаря оказали влияние на европейскую традицию историко-документальной прозы. Близка к историческому повествованию хроника, которую отличает то, что процесс её написания меньше отстаёт по времени от происходящих событий, чем в исторических трудах.
Сместив акцент с пишущего субъекта на описываемые события, в числе первых документальных произведений можно найти исторические трактаты. Истории пунических войн, многочисленные «записки» о войнах Цезаря оказали влияние на европейскую традицию историко-документальной прозы. Близка к историческому повествованию хроника, которую отличает то, что процесс её написания меньше отстаёт по времени от происходящих событий, чем в исторических трудах.
От знания к действию
Непохожую прагматику и природу имеет другой жанр нон-фикшн – научно-популярная литература. Её задача заключается не в фиксации жизни, событий и лиц, с её помощью не создается новый продукт мысли. Напротив, в научно-популярной литературе уже известному и написанному придаётся форма, доступная широкой публике. Основной задачей этой литературы является популяризация научного знания и метода, достижений науки.
Считается, что первым текстом такого рода было «Письмо о пользе стекла» Ломоносова – текст о науке в художественной форме [2]. Там мы можем прочитать и о производстве материала, и о его свойствах, и о многочисленных вариантах использования в форме анакреонтической лирики и духовной оды.
художник - Л.С. Миропольский
По-настоящему массовой, конечно, научно-популярная литература стала в эпоху всеобщей доступности информации. Прагматически современный науч-поп мало отличается от «Письма о пользе стекла», однако художественность в этих текстах уступила место простоте и ясности.
Востребованность научно-популярной литературы соответствует общественной установке на всеобщую доступность образования и знания: предполагается, что любые, даже самые сложные научные теории могут быть доступны неспециалисту при правильном изложении.
Однако предложенные знания зачастую оказываются не просто информацией, которой можно воспользоваться на интеллектуальной викторине. Книги, описывающие особенности устройства тела и психики человека и антропогенного мира могут иметь прикладной характер. А если форму таких книг изменить с повествовательной на побудительную, призывающую к действию или дающую совет, то получится настоящий self-help.
Если открыть несколько статей или постов с названием вроде «Х книг, которые изменили мою жизнь», где Х – количество книг, то можно увидеть, что большинство этих произведений – именно self-help’ы, дающие советы по управлению эмоциями, финансами, социальными связями, здоровьем и, в целом, жизнью читателя.
Итак, уже из этой краткой и далеко не исчерпывающей истории нон-фикшна понятно, насколько это широкая, разнообразная и часто запутанная область литературы. Сразу может возникнуть масса вопросов. Например, где заканчиваются мемуары и начинается автобиография? В чём отличие, помимо формальных аспектов, учебника по истории от исторического трактата? Что делать со сложноорганизованными жанрами вроде дневников, которые могут сочетать фикциональность и документальность? Как понять, где мы имеем дело с реальными событиями, а где с авторским вымыслом? Наконец, можно ли верить автору?
На некоторые из этих вопросов найти ответы, кажется, не получится, однако можно двигаться в этом направлении.
Варвара Стрельникова
Источники
- Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Ленинград: «Художественная литература» Ленинградское отделение, 1977. – 448 с.
- Тесля А.А. Документальная проза: проблема и история жанров // Ученые заметки ТОГУ, том 3. – 2012. – №1. – С. 1–17.
- Энциклопедический словарь / Под ред. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского; Изд. Ф. А. Брокгауз [Лейпциг], И. А. Ефрон [Санкт-Петербург]. — СПб.: Семеновская Типо-Литография И. А. Ефрона, 1890-1907. Т. XIX (37): Мекенен — Мифу-Баня, с. 70-74.
- Воронина М. Самые покупаемые книги 2019 года [Электронный ресурс] // Российская Газета (дата обращения: 23.03.2022)
- Джоан Роулинг возглавила список самых высокооплачиваемых писателей 2019 года [Электронный ресурс] // Forbes.
Другие темы курса