Итальянский Ренессанс (XV-XVI вв.)
Эпоха Возрождения или Ренессанс имеет мировое значение для истории культуры Европы, так как в этот период происходит настоящее возрождение всех видов деятельности. Италия переживает Ренессанс в XV-XVI веках.
Отличительная черта эпохи Возрождения - это светский характер культуры, ее гуманизм и антропоцентризм. В этот период каждый лорд и принц стремится показать свою важность и свое богатство, украшая и облагораживая дворец или город, в котором он живет. Наибольший расцвет искусства и культуры приходится на Флоренцию, которая под предводительством семьи Медичи, и особенно Лоренцо Великолепного, стала богата памятниками, церквями и дворцами. Но и во многих других городах Италии также начали создаваться произведения искусства неоценимой важности, которые сделали Италию одной из самых богатых стран мира в культурном смысле.
Великих художников пятнадцатого века много - это Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли и другие - но гениев шестнадцатого века всего трое - Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Также достоин величайшего внимания Тициан. Эти великие художники пытаются преодолеть жесткий рационализм и перспективно-геометрические нормы для новой цели - непосредственного исследования природы. Рассмотрим самых значимых художников, архитекторов и гениев итальянского Ренессанса и их великие шедевры.
Филиппо Брунеллески (Флоренция, 1377 - 1446 гг.) – итальянский архитектор и скульптор эпохи Возрождения. Он обучался во Флоренции, но в Риме изучал структуры древней архитектуры, в особенности строение свода. Его шедевр это купол Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, грандиозный купол (90 м в высоту и 42 м в диаметре) в каменной кладке. Чтобы уменьшить его вес, художнику пришла гениальная идея: он построил его в восьмиугольной форме, оставив пустое пространство между внешней и внутренней оболочкой купола, которое заканчивается заостренным концом (согласно готическому стилю), и вводит барабан. Знаменитый купол красного цвета стал символом Флоренции, и как бы парит над всем городом.
Донателло (Флоренция, 1386-1466 гг.) – считается важнейшим скульптором XV века, а также является основоположником индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло интерпретирует классический дух как исследование человеческого тела в его реальности, то есть так, как оно есть без всякого приукрашивания. Для этого он всегда использовал обычных людей с улицы в качестве моделей. Его шедевром считается Давид, бронзовая статуя, в которой вы можете увидеть сплав воссоздания античности и беспокойства эпохи Возрождения в непрерывной игре света и тени.
Мазаччо (Сан-Джованни-Вальдарно, 1401 - Рим, 1428 гг.) – знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Ренессанса. Мазаччо интерпретирует новое ощущение пространства в соответствии с законами перспективы и изучает свет, который, играя с тенями, дает телам облегчение и подчеркивает эмоциональную напряженность его фигур. Среди его самых важных работ - фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции.
Пьеро делла Франческо (Борго-Сансеполькро, 1416/17-1492 гг.) – итальянский художник и теоретик, устанавливающий правила перспективы с геометрической точностью. Атмосфера его картин редко бывает драматичной, а фигуры кажутся бесстрастными, но это подчеркивает торжественность сцен. Среди его лучших работ - Алтарь Монтефельтро, также называемый Мадонна дель Уово (итал. uovo - яйцо), потому что яйцо, свисающее с апсиды, является символом жизни. Эта работа считается наиболее представительной картиной итальянской живописи пятнадцатого века.
Андреа Мантенья (Падуя, 1431 - Мантуя, 1506 гг.) – итальянский художник, представитель падуанской школы живописи. В отличие от большинства других классиков итальянского Ренессанса, писал в жесткой и резкой манере. Для его живописи характерна смелая перспектива фигур и способность преображать пространство целого с помощью живописного декора. Он является автором картин так называемой Камеры дельи Спози (в переводе с итальянского «Комната супругов») в Герцогском дворце Мантуи. Особенно прекрасна та деталь свода, где фигуры и животные появляются в головокружительной перспективе к небу с балкона. Эта работа послужит примером для художников последующих поколений.
Сандро Боттичелли (Флоренция, 1445 - 1510 гг.) – итальянский живописец, один из значимых мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Художник ищет в своей живописи идеальный баланс между мифом и реальностью, что видно из его самых известных работ - «Весна» и «Рождение Венеры», двух предметов языческого вдохновения. Фигуры, согласно концепции эпохи Возрождения, обладают тонкими чертами и становятся частью природы. Красота идеализирована. В своих картинах он использует светлые тона, вуали и прозрачность, чтобы создать сверхъестественную атмосферу.
Большинство персонажей эпохи Возрождения были экспертами во многих дисциплинах, но настоящий универсальный гений – Леонардо да Винчи (Винчи, Флоренция, 1452 г. - Амбуаз, 1519 г.), одновременно художник, ученый, инженер, литератор. Да Винчи утверждает, что для того, чтобы раскрыть тайну вещей, нужно внимательно наблюдать за ними, поэтому он оставил много набросков и рисунков, которые раскрывают его способность наблюдать даже самые маленькие природные явления - он изучает и воспроизводит полет птиц, растений, человеческое тело и конструирует летательные аппараты, новое оружие и всевозможные изобретения.
Среди его шедевров мы помним Мону Лизу или Джоконду, чья загадочная улыбка стала пресловутой, и Последний ужин, необычную фреску, воспроизводящую драму Тайной вечери Иисуса с апостолами. Фигуры, очертания которых размыты, вписываются в пейзаж, создавая мечтательную, почти нереальную атмосферу. Эта техника, называемая техникой «нюансов», с постепенным переходом от темных тонов к светлым, позволяет художнику отойти от традиционного флорентийского искусства, основанного на рисунке и объеме, и погрузить фигуру в естественный космический образ, совокупность среды и человека, форма универсального пантеизма вне времени.
Микеланджело Буонарроти (Капрезе, Ареццо, 1475 г. - Рим, 1564 г.) – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Обладая трудным характером, очень замкнутым и уединенным, он терзается поисками совершенства. За его долгую жизнь у него было много врагов. Скульптор, как он сам предпочитал определять себя в каждом случае, является автором статуй, полных выразительной силы, в том числе «Оплакивание Христа», Давида и Моисея.
В Ватикане он расписал фресками Сикстинскую капеллу - титаническое произведение, стоившее ему десяти лет усилий и вызвавшее серьезные проблемы со зрением: гигантские фигуры на фреске ясно выражают беспокойство его измученной души. Наконец, среди его работ как архитектора следует упомянуть грандиозный купол Сан-Пьетро.
Рафаэль Санти (Урбино, 1483 г. - Рим, 1520 г.) – итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения. За свою недолгую жизнь он стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. Рафаэль был сыном художника, от которого он получил свое первое художественное образование, прославился в очень молодом возрасте. В своих картинах он выражает классический идеал безмятежной и гармоничной красоты. Он работает во Флоренции, где пишет множество милых Мадонн, и в Риме, где расписывает залы Ватикана, знаменитые Станцы Рафаэля, с гармонично расположенными сценами на симметричном фоне.
Эпоха Возрождения в Италии - это период великих перемен и достижений. Самыми известными достижениями итальянского Возрождения являются произведения изобразительного искусства и архитектуры, но этот период также значим расцветом в литературе, музыке, философии и в различных науках. Наивысшие произведения и шедевры художников Возрождения связаны не только с Флоренцией, но и с Римом, поскольку именно в Вечном городе они могли ощутить непосредственное воздействие наследия античной культуры. Итальянская живопись эпохи Возрождения оказала доминирующее влияние на европейскую живопись на многие столетия.
Регина Хахо
Список источников
- Федотова Е.Д. Италия. История искусства/ Е.Д. Федотова - Москва: Белый город, 2006. - 608 с.
- Cernigliaro M.A. L'Italia è cultura. Arte/ M.A. Cernigliaro - Рим: Edilingua. 33 c.
Другие темы курса