• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Итальянский Ренессанс (XV-XVI вв.)

Эпоха Возрождения или Ренессанс имеет мировое значение для истории культуры Европы, так как в этот период происходит настоящее возрождение всех видов деятельности. Италия переживает Ренессанс в XV-XVI веках.

Итальянский Ренессанс (XV-XVI вв.)

Отличительная черта эпохи Возрождения - это светский характер культуры, ее гуманизм и антропоцентризм. В этот период каждый лорд и принц стремится показать свою важность и свое богатство, украшая и облагораживая дворец или город, в котором он живет. Наибольший расцвет искусства и культуры приходится на Флоренцию, которая под предводительством семьи Медичи, и особенно Лоренцо Великолепного, стала богата памятниками, церквями и дворцами. Но и во многих других городах Италии также начали создаваться произведения искусства неоценимой важности, которые сделали Италию одной из самых богатых стран мира в культурном смысле.

Великих художников пятнадцатого века много - это Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли и другие - но гениев шестнадцатого века всего трое - Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Также достоин величайшего внимания Тициан. Эти великие художники пытаются преодолеть жесткий рационализм и перспективно-геометрические нормы для новой цели - непосредственного исследования природы. Рассмотрим самых значимых художников, архитекторов и гениев итальянского Ренессанса и их великие шедевры.

Филиппо Брунеллески (Флоренция, 1377 - 1446 гг.) – итальянский архитектор и скульптор эпохи Возрождения. Он обучался во Флоренции, но в Риме изучал структуры древней архитектуры, в особенности строение свода. Его шедевр это купол Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, грандиозный купол (90 м в высоту и 42 м в диаметре) в каменной кладке. Чтобы уменьшить его вес, художнику пришла гениальная идея: он построил его в восьмиугольной форме, оставив пустое пространство между внешней и внутренней оболочкой купола, которое заканчивается заостренным концом (согласно готическому стилю), и вводит барабан. Знаменитый купол красного цвета стал символом Флоренции, и как бы парит над всем городом.

Донателло (Флоренция, 1386-1466 гг.) – считается важнейшим скульптором XV века, а также является основоположником индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло интерпретирует классический дух как исследование человеческого тела в его реальности, то есть так, как оно есть без всякого приукрашивания. Для этого он всегда использовал обычных людей с улицы в качестве моделей. Его шедевром считается Давид, бронзовая статуя, в которой вы можете увидеть сплав воссоздания античности и беспокойства эпохи Возрождения в непрерывной игре света и тени.

Мазаччо (Сан-Джованни-Вальдарно, 1401 - Рим, 1428 гг.) – знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Ренессанса. Мазаччо интерпретирует новое ощущение пространства в соответствии с законами перспективы и изучает свет, который, играя с тенями, дает телам облегчение и подчеркивает эмоциональную напряженность его фигур. Среди его самых важных работ - фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции.

Пьеро делла Франческо (Борго-Сансеполькро, 1416/17-1492 гг.) – итальянский художник и теоретик, устанавливающий правила перспективы с геометрической точностью. Атмосфера его картин редко бывает драматичной, а фигуры кажутся бесстрастными, но это подчеркивает торжественность сцен. Среди его лучших работ - Алтарь Монтефельтро, также называемый Мадонна дель Уово (итал. uovo - яйцо), потому что яйцо, свисающее с апсиды, является символом жизни. Эта работа считается наиболее представительной картиной итальянской живописи пятнадцатого века.

Андреа Мантенья (Падуя, 1431 - Мантуя, 1506 гг.) – итальянский художник, представитель падуанской школы живописи. В отличие от большинства других классиков итальянского Ренессанса, писал в жесткой и резкой манере. Для его живописи характерна смелая перспектива фигур и способность преображать пространство целого с помощью живописного декора. Он является автором картин так называемой Камеры дельи Спози (в переводе с итальянского «Комната супругов») в Герцогском дворце Мантуи. Особенно прекрасна та деталь свода, где фигуры и животные появляются в головокружительной перспективе к небу с балкона. Эта работа послужит примером для художников последующих поколений.

Сандро Боттичелли (Флоренция, 1445 - 1510 гг.) – итальянский живописец, один из значимых мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Художник ищет в своей живописи идеальный баланс между мифом и реальностью, что видно из его самых известных работ - «Весна» и «Рождение Венеры», двух предметов языческого вдохновения. Фигуры, согласно концепции эпохи Возрождения, обладают тонкими чертами и становятся частью природы. Красота идеализирована. В своих картинах он использует светлые тона, вуали и прозрачность, чтобы создать сверхъестественную атмосферу.

Большинство персонажей эпохи Возрождения были экспертами во многих дисциплинах, но настоящий универсальный гений – Леонардо да Винчи (Винчи, Флоренция, 1452 г. - Амбуаз, 1519 г.), одновременно художник, ученый, инженер, литератор. Да Винчи утверждает, что для того, чтобы раскрыть тайну вещей, нужно внимательно наблюдать за ними, поэтому он оставил много набросков и рисунков, которые раскрывают его способность наблюдать даже самые маленькие природные явления - он изучает и воспроизводит полет птиц, растений, человеческое тело и конструирует летательные аппараты, новое оружие и всевозможные изобретения.

Среди его шедевров мы помним Мону Лизу или Джоконду, чья загадочная улыбка стала пресловутой, и Последний ужин, необычную фреску, воспроизводящую драму Тайной вечери Иисуса с апостолами. Фигуры, очертания которых размыты, вписываются в пейзаж, создавая мечтательную, почти нереальную атмосферу. Эта техника, называемая техникой «нюансов», с постепенным переходом от темных тонов к светлым, позволяет художнику отойти от традиционного флорентийского искусства, основанного на рисунке и объеме, и погрузить фигуру в естественный космический образ, совокупность среды и человека, форма универсального пантеизма вне времени.

Микеланджело Буонарроти (Капрезе, Ареццо, 1475 г. - Рим, 1564 г.) – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Обладая трудным характером, очень замкнутым и уединенным, он терзается поисками совершенства. За его долгую жизнь у него было много врагов. Скульптор, как он сам предпочитал определять себя в каждом случае, является автором статуй, полных выразительной силы, в том числе «Оплакивание Христа», Давида и Моисея.

В Ватикане он расписал фресками Сикстинскую капеллу - титаническое произведение, стоившее ему десяти лет усилий и вызвавшее серьезные проблемы со зрением: гигантские фигуры на фреске ясно выражают беспокойство его измученной души. Наконец, среди его работ как архитектора следует упомянуть грандиозный купол Сан-Пьетро.

Рафаэль Санти (Урбино, 1483 г. - Рим, 1520 г.) – итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения. За свою недолгую жизнь он стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. Рафаэль был сыном художника, от которого он получил свое первое художественное образование, прославился в очень молодом возрасте. В своих картинах он выражает классический идеал безмятежной и гармоничной красоты. Он работает во Флоренции, где пишет множество милых Мадонн, и в Риме, где расписывает залы Ватикана, знаменитые Станцы Рафаэля, с гармонично расположенными сценами на симметричном фоне.

Эпоха Возрождения в Италии - это период великих перемен и достижений. Самыми известными достижениями итальянского Возрождения являются произведения изобразительного искусства и архитектуры, но этот период также значим расцветом в литературе, музыке, философии и в различных науках. Наивысшие произведения и шедевры художников Возрождения связаны не только с Флоренцией, но и с Римом, поскольку именно в Вечном городе они могли ощутить непосредственное воздействие наследия античной культуры. Итальянская живопись эпохи Возрождения оказала доминирующее влияние на европейскую живопись на многие столетия. 

Регина Хахо

Список источников

  1. Федотова Е.Д. Италия. История искусства/ Е.Д. Федотова - Москва: Белый город, 2006. - 608 с.
  2. Cernigliaro M.A. L'Italia è cultura. Arte/ M.A. Cernigliaro - Рим: Edilingua. 33 c.

Дальше

Другие темы курса