• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Визуализация больших данных может быть “мусорной” (и это работает)

Элементы наскальной живописи, чертежи Да Винчи, глобус и таблица Менделеева – это инфографика. Инфографику издревле использовали с целью продемонстрировать объект или процесс. Этот инструмент визуализации фигурирует в СМИ в меньшей мере, чем, например, в научных трудах, но тем не менее играет важную роль в новостной повестке.

«Чудовищные затраты», Найджел Холмс для «Time», 1982 год

«Чудовищные затраты», Найджел Холмс для «Time», 1982 год
Источник: visualoop.com

Журналисты визуализируют большие данные, чтобы значительно упростить восприятие заложенной информации. Стивен Пинкер, учёный, специализирующийся на экспериментальной психологии, психолингвистике и когнитивных науках, считает, что инфографика транслирует два типа информации – визуальное описание, то есть расположение форм в пространстве, и схематическое описание, которое объясняет математическое взаимодействие этих форм. По его мнению, инфографика позволяет использовать как высокоуровневые, так и низкоуровневые когнитивные процессы – это делает её идеально подходящей для использования особых неврологических и визуальных возможностей, благодаря которым люди эволюционировали [1].

Создание линейной, столбчатой и круговой диаграмм относят к концу XVIII века и приписывают Уильяму Плейферу. Первая волна популярности инфографики в крупных информационных агентствах приходится на конец 1800-х. Иллюстрации имели научную направленность: прогнозы погоды в Times, пиктограммы для обобщения информации в Daily Mail. Практически в то же время инфографику начинают использовать и в экономических изданиях.

Инфографика в прессе – это дискурсивный инструмент, а на ранних стадиях распространения СМИ её использовали ещё и для привлечения внимания. В одной из первых книг об инфографике – «Графические методы» (1919) автор Уиллард Бринтон описывает преимущество инфографики как «универсального языка» [2]. Множество исследователей приходят к такому же выводу, утверждая, что инфографика – это международный язык для выражения статистических данных. Кроме того, большая часть исследователей также относят инфографику к результату глобализации XX века. Способность создать материал, основанный на больших данных, собранных по всему миру, идеально вписывается в метафорическую глобальную деревню Маклюэна [3].

Доктор Дик Мюррей, исследователь из Университета Ньюкасла считает, что инфографика позволяет эффективно и быстро раскрыть содержание социально-политической повестки благодаря структурированности и упрощённости транслируемой информации. Также в своей работе «Infographics and Data Visualization» (2019) он пишет о таком важном свойстве для журналистского материала, как интерактивность. Термин интерактивность, как пишет исследователь, имеет несколько значений. Одно из них описывает непосредственную работу пользователя с медиаконтентом. Инфографика в онлайн-медиа зачастую представляет собой сложную конструкцию, смысл которой читатель может интерпретировать по-своему. Тут же автор ссылается на теорию Маршалла Маклюэна про горячие и холодные медиа, отмечая её «классически позитивистский» формат. Опираясь на вышеуказанную теорию, инфографику можно отнести к холодным медиа, так как она требует вовлечения аудитории, однако сложно обозначить эту грань, т.к. на сегодняшний день видов инфографики слишком много, чтобы однозначно категоризировать её по принципу Маклюэна. [4]

«Я давно ратую за юмор в инфографике. Это способ подружиться с читателями, помочь им расслабиться, когда перед ними вереница чисел или замысловатые научные концепции.»

Найджел Холмс

По мнению Морин Хеннигер, исследовательницы и доктора из Технологического университета Сиднея, популярность инфографики в журналистских материалах отчасти обусловлена ростом онлайн-доступа к базам данных, в том числе правительственным – подобная информация имеет большой спрос и, кроме того, крайне значима для социально-новостной повестки [5].

В отличие от фотографии, материалы в формате инфографики охватывают намного больше данных. Инфографике свойственно быть наиболее точной, охватывать множество различных показателей. Как упоминалось ранее, исторически инфографика берёт своё начало в наскальной живописи. Уже тогда изображение разделилось на нечто «реальное» и «придуманное». Несмотря на то, что инфографика воспринимается как информация, поданная точно, сухо и минималистично, это не всегда так. Даже такой тип визуализации, как инфографика, в некоторых случаях обладает авторским, субъективным окрасом.

Важно отметить, что инфографика заметно выделяется на фоне прочих иллюстраций в СМИ: в её основе лежит не авторское «видение» и «часть реальности», а массивы данных, которые скрупулезно собираются и обрабатываются статистическими отделами. [6]

Одним из авторов, которые выступают за «раскрепощение» больших данных, за юмор и яркие смысловые акценты, является Найджел Холмс. Популярный и нетипичный дата-дизайнер в одном из интервью заявил: «Я давно ратую за юмор в инфографике. Это способ подружиться с читателями, помочь им расслабиться, когда перед ними вереница чисел или замысловатые научные концепции» [7]. Действительно, работы Найджела вызывают различные реакции у общественности: некоторые считают, что это уместное творчество, другие утверждают, что творчеству нет места в визуализации больших данных [7].

Автор работает не просто с базой данных, он также уделяет много внимания художественной составляющей инфографики. Он является представителем полноценного направления в искусстве визуализации – «JunkChart» ("мусорная диаграмма"). Этот вид инфографики называют «мусорным», потому что он в корне противоположен тенденциям дата-журналистики. Его особенной чертой является заполненное пространство: помимо самой диаграммы, присутствуют элементы авторской иллюстрации. Это могут быть люди, животные, предметы – зачастую они реалистично передают цвета. Все эти элементы декора способствуют возникновению ассоциативного ряда у читателей [8].

В качестве примера рассмотрим один из самых громких кейсов – публикация «junkchart» инфографики в журнале «Time» в 1982 году. Работа Найджела Холмса «Чудовищные затраты» содержит в себе данные о росте затрат на политические кампании, однако информация считывается не только посредством цифр. Автор изобразил диаграмму в виде зубов зверя: с течением времени рост затрат повышается – оскал животного становится более устрашающим [9].

За счёт яркой картинки внимание читателей отчасти концентрируется эмоциях, которые передаёт работа. Даже самые, на первый взгляд, незначительные детали могут послужить триггером для возникновения ассоциативного ряда. В указанной работе Холмса, например, мы видим слюноотделение, – общая картинка может спровоцировать ощущение опасности, враждебности, жестокости.

Важно отметить, что сама диаграмма построена не на прямых перпендикулярных осях – это способствует визуальному искажению данных. Неточность визуализации только подтверждает теорию о том, что основная суть работы заключается не только в демонстрации показателей. Автор закладывает историю в цифры, он придает им окрас, при этом выражает собственное отношение к отображённой на графике информации.

Рассмотрим ещё одну работу в стиле «junkchart» – «The pinch on paychecks» или «Уменьшение заработной платы», выполненная Найджелом Холмсом для журнала «Time» [7]. График описывает доход на душу населения в долларах в 1972 году. Здесь мы видим героя визуализации – удивленного мужчину с вывернутыми пустыми карманами. Исходя из показателей диаграммы, заработная плата за последние три месяца резко снизилась. Показатели могли вызвать полярные реакции у читателей журнала, но и предположение о том, что снижение заработной платы вызовет всеобщее недовольство, было справедливым. Можно ли в таком случае назвать иллюстрацию отображением объективной реакции – вопрос спорный, но очевидно, что она является выражением позиции автора.

Какое воздействия «мусорные» визуализации оказывают на пользователей печатных и интернет-СМИ? Вопросом задались исследователи из Мичиганского университета и университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне. В ходе исследования участники просматривали диаграммы в классическом минималистичном формате и диаграммы с теми же самые данными, только оформленные Найджелом Холмсом. После они должны были ответить на несколько вопросов, отражающих то, насколько хорошо они запомнили транслируемую информацию. В результате исследования оказалось, что «мусорную» инфографику проще запоминать, однако «мусор» притягивал внимание участников, в результате чего такие диаграммы просматривались дольше. Кроме того, некоторые участники заявили, что некоторые графики Холмса, например, выполненные в 3D, недостаточно понятны. Однако в целом «мусорная» инфографика показалась участникам более привлекательной и интересной [8].

Диёрахон Ахмедова

Источники

  1. Steven Pinker A theory of graph comprehension, Artificial Intelligence and the future of testing, 1990
  2. Rehman, S. N. (2018). A camera never told the truth: An exploration of objectivity in photojournalism. A Camera Never Told the Truth: An Exploration of Objectivity in Photojournalism, 21(4), 45–57.
  3. Brinton, W. (1919). Graphic Methods for Presenting Facts. Engineering Magazine Company.
  4. Dick, M. (2019). Infographics and Data Visualization. The International Encyclopedia of Journalism Studies, 1–7.
  5. Maureen Henninger, Data-driven journalism, Challenge and change: Reassessing journalism's global future, 2013, (1), 157–184.
  6. Фролова, М. А. (2014). История возникновения и развития инфографики. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании, (10), 135-145.
  7. Nigel Holmes on humor. (2016, October 3). Infographics for the People.
  8. Li, H., & Moacdieh, N. (2014). Is «chart junk» useful? An extended examination of visual embellishment. Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting, 58(1), 1516–1520.
  9. Holmes, N. (2017, June 22). Monstrous Costs. Visualoop.

Дальше

Другие темы курса