Визуализация больших данных может быть “мусорной” (и это работает)
Элементы наскальной живописи, чертежи Да Винчи, глобус и таблица Менделеева – это инфографика. Инфографику издревле использовали с целью продемонстрировать объект или процесс. Этот инструмент визуализации фигурирует в СМИ в меньшей мере, чем, например, в научных трудах, но тем не менее играет важную роль в новостной повестке.
Журналисты визуализируют большие данные, чтобы значительно упростить восприятие заложенной информации. Стивен Пинкер, учёный, специализирующийся на экспериментальной психологии, психолингвистике и когнитивных науках, считает, что инфографика транслирует два типа информации – визуальное описание, то есть расположение форм в пространстве, и схематическое описание, которое объясняет математическое взаимодействие этих форм. По его мнению, инфографика позволяет использовать как высокоуровневые, так и низкоуровневые когнитивные процессы – это делает её идеально подходящей для использования особых неврологических и визуальных возможностей, благодаря которым люди эволюционировали [1].
Создание линейной, столбчатой и круговой диаграмм относят к концу XVIII века и приписывают Уильяму Плейферу. Первая волна популярности инфографики в крупных информационных агентствах приходится на конец 1800-х. Иллюстрации имели научную направленность: прогнозы погоды в Times, пиктограммы для обобщения информации в Daily Mail. Практически в то же время инфографику начинают использовать и в экономических изданиях.
Инфографика в прессе – это дискурсивный инструмент, а на ранних стадиях распространения СМИ её использовали ещё и для привлечения внимания. В одной из первых книг об инфографике – «Графические методы» (1919) автор Уиллард Бринтон описывает преимущество инфографики как «универсального языка» [2]. Множество исследователей приходят к такому же выводу, утверждая, что инфографика – это международный язык для выражения статистических данных. Кроме того, большая часть исследователей также относят инфографику к результату глобализации XX века. Способность создать материал, основанный на больших данных, собранных по всему миру, идеально вписывается в метафорическую глобальную деревню Маклюэна [3].
Доктор Дик Мюррей, исследователь из Университета Ньюкасла считает, что инфографика позволяет эффективно и быстро раскрыть содержание социально-политической повестки благодаря структурированности и упрощённости транслируемой информации. Также в своей работе «Infographics and Data Visualization» (2019) он пишет о таком важном свойстве для журналистского материала, как интерактивность. Термин интерактивность, как пишет исследователь, имеет несколько значений. Одно из них описывает непосредственную работу пользователя с медиаконтентом. Инфографика в онлайн-медиа зачастую представляет собой сложную конструкцию, смысл которой читатель может интерпретировать по-своему. Тут же автор ссылается на теорию Маршалла Маклюэна про горячие и холодные медиа, отмечая её «классически позитивистский» формат. Опираясь на вышеуказанную теорию, инфографику можно отнести к холодным медиа, так как она требует вовлечения аудитории, однако сложно обозначить эту грань, т.к. на сегодняшний день видов инфографики слишком много, чтобы однозначно категоризировать её по принципу Маклюэна. [4]
«Я давно ратую за юмор в инфографике. Это способ подружиться с читателями, помочь им расслабиться, когда перед ними вереница чисел или замысловатые научные концепции.»
Найджел Холмс
По мнению Морин Хеннигер, исследовательницы и доктора из Технологического университета Сиднея, популярность инфографики в журналистских материалах отчасти обусловлена ростом онлайн-доступа к базам данных, в том числе правительственным – подобная информация имеет большой спрос и, кроме того, крайне значима для социально-новостной повестки [5].
В отличие от фотографии, материалы в формате инфографики охватывают намного больше данных. Инфографике свойственно быть наиболее точной, охватывать множество различных показателей. Как упоминалось ранее, исторически инфографика берёт своё начало в наскальной живописи. Уже тогда изображение разделилось на нечто «реальное» и «придуманное». Несмотря на то, что инфографика воспринимается как информация, поданная точно, сухо и минималистично, это не всегда так. Даже такой тип визуализации, как инфографика, в некоторых случаях обладает авторским, субъективным окрасом.
Важно отметить, что инфографика заметно выделяется на фоне прочих иллюстраций в СМИ: в её основе лежит не авторское «видение» и «часть реальности», а массивы данных, которые скрупулезно собираются и обрабатываются статистическими отделами. [6]
Одним из авторов, которые выступают за «раскрепощение» больших данных, за юмор и яркие смысловые акценты, является Найджел Холмс. Популярный и нетипичный дата-дизайнер в одном из интервью заявил: «Я давно ратую за юмор в инфографике. Это способ подружиться с читателями, помочь им расслабиться, когда перед ними вереница чисел или замысловатые научные концепции» [7]. Действительно, работы Найджела вызывают различные реакции у общественности: некоторые считают, что это уместное творчество, другие утверждают, что творчеству нет места в визуализации больших данных [7].
Автор работает не просто с базой данных, он также уделяет много внимания художественной составляющей инфографики. Он является представителем полноценного направления в искусстве визуализации – «JunkChart» ("мусорная диаграмма"). Этот вид инфографики называют «мусорным», потому что он в корне противоположен тенденциям дата-журналистики. Его особенной чертой является заполненное пространство: помимо самой диаграммы, присутствуют элементы авторской иллюстрации. Это могут быть люди, животные, предметы – зачастую они реалистично передают цвета. Все эти элементы декора способствуют возникновению ассоциативного ряда у читателей [8].
В качестве примера рассмотрим один из самых громких кейсов – публикация «junkchart» инфографики в журнале «Time» в 1982 году. Работа Найджела Холмса «Чудовищные затраты» содержит в себе данные о росте затрат на политические кампании, однако информация считывается не только посредством цифр. Автор изобразил диаграмму в виде зубов зверя: с течением времени рост затрат повышается – оскал животного становится более устрашающим [9].
За счёт яркой картинки внимание читателей отчасти концентрируется эмоциях, которые передаёт работа. Даже самые, на первый взгляд, незначительные детали могут послужить триггером для возникновения ассоциативного ряда. В указанной работе Холмса, например, мы видим слюноотделение, – общая картинка может спровоцировать ощущение опасности, враждебности, жестокости.
Важно отметить, что сама диаграмма построена не на прямых перпендикулярных осях – это способствует визуальному искажению данных. Неточность визуализации только подтверждает теорию о том, что основная суть работы заключается не только в демонстрации показателей. Автор закладывает историю в цифры, он придает им окрас, при этом выражает собственное отношение к отображённой на графике информации.
Рассмотрим ещё одну работу в стиле «junkchart» – «The pinch on paychecks» или «Уменьшение заработной платы», выполненная Найджелом Холмсом для журнала «Time» [7]. График описывает доход на душу населения в долларах в 1972 году. Здесь мы видим героя визуализации – удивленного мужчину с вывернутыми пустыми карманами. Исходя из показателей диаграммы, заработная плата за последние три месяца резко снизилась. Показатели могли вызвать полярные реакции у читателей журнала, но и предположение о том, что снижение заработной платы вызовет всеобщее недовольство, было справедливым. Можно ли в таком случае назвать иллюстрацию отображением объективной реакции – вопрос спорный, но очевидно, что она является выражением позиции автора.
Какое воздействия «мусорные» визуализации оказывают на пользователей печатных и интернет-СМИ? Вопросом задались исследователи из Мичиганского университета и университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне. В ходе исследования участники просматривали диаграммы в классическом минималистичном формате и диаграммы с теми же самые данными, только оформленные Найджелом Холмсом. После они должны были ответить на несколько вопросов, отражающих то, насколько хорошо они запомнили транслируемую информацию. В результате исследования оказалось, что «мусорную» инфографику проще запоминать, однако «мусор» притягивал внимание участников, в результате чего такие диаграммы просматривались дольше. Кроме того, некоторые участники заявили, что некоторые графики Холмса, например, выполненные в 3D, недостаточно понятны. Однако в целом «мусорная» инфографика показалась участникам более привлекательной и интересной [8].
Диёрахон Ахмедова
Источники
- Steven Pinker A theory of graph comprehension, Artificial Intelligence and the future of testing, 1990
- Rehman, S. N. (2018). A camera never told the truth: An exploration of objectivity in photojournalism. A Camera Never Told the Truth: An Exploration of Objectivity in Photojournalism, 21(4), 45–57.
- Brinton, W. (1919). Graphic Methods for Presenting Facts. Engineering Magazine Company.
- Dick, M. (2019). Infographics and Data Visualization. The International Encyclopedia of Journalism Studies, 1–7.
- Maureen Henninger, Data-driven journalism, Challenge and change: Reassessing journalism's global future, 2013, (1), 157–184.
- Фролова, М. А. (2014). История возникновения и развития инфографики. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании, (10), 135-145.
- Nigel Holmes on humor. (2016, October 3). Infographics for the People.
- Li, H., & Moacdieh, N. (2014). Is «chart junk» useful? An extended examination of visual embellishment. Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting, 58(1), 1516–1520.
- Holmes, N. (2017, June 22). Monstrous Costs. Visualoop.
Другие темы курса