• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Быт и обряды зороастрийцев

Многие религиозные элементы в зороастризме остались от прежних политеистических религий, так как учение Заратустры не было принципиально новым верованием, а скорее реформацией старых языческих поверий древних иранцев. Поэтому зороастризм впитал в себя те культы, которые существовали до него на территории Месопотамии.

Быт и обряды зороастрийцев

Так, в древние времена на этих территориях почитался культ света, связанный с Солцнем (дневной источник) и Луной (ночной источник). Кроме того, на территории Ирана к XV в. до н. э. сложились многочисленные ритуалы, связанные с культом огня. Это объясняется большим количеством нефти, выделяемым на поверхность земли. Тем не менее, зороастризм пересмотрел отношение к огню, связанное с иранскими культами: в древних религиях пламя воспринималось как физическое или же природное явление, приносящее тепло, а потому ассоциировалось с добром, в то время как в зороастризме огонь является прежде всего источником света, то есть части Ахура Мазды в нашем материальном мире. Именно поэтому в зороастризме огонь тождественен добру и пронизывает всё бытие, как материальное, так и духовное.

Огонь, как и любой другой источник света, для зороастрийцев – это свидетельство прихода Ахура Мазды в наш мир. Стоит сказать, что представители этой религии почитали не только огонь, но и другие природные стихии, многие воплощения которых отражены в старых иранских богах, ставших эманациями Ахура Мазды – священными духами Амеша Спентами [3]. Совершая обряды на различные праздники, зороастрийцы используют специальные предметы, которые символизируют конкретную стихию и соответствующего ей Амеша Спента (то есть благие творения Ахура Мазды):

  • мобед

    то есть священнослужитель, который олицетворяет человечество и Ахура Мазду

  • молоко

    связано со скотом и Бахраном

  • огонь

    представляет огненную стихию и воплощает Амеша Спента Ардибехешт

  • металлические принадлежности

    связаны с металлом и воплощают Шахривара

  • скатерть

    представляет землю и Спандармаза

  • вода

    связана с водной стихией и представляет Хордада

  • цветы, фрукты, орешки или ветка мирта

    связаны с растениями и представляют Амордада

Главный праздник Навруз отмечается в день весеннего равноденствия и символизирует обновление мира, в то время как остальные сезонные праздники – Гахамбары – пришли из глубокой древности и были языческими празднованиями пастухов и земледельцев, которые впоследствии были освящены новой религией Заратустры. Все они связаны с природными стихиями и Амеша Спентами, то есть великими святыми, порождёнными Ахура Маздой:

Маидйой-Зарэма

(«Середина весны»), отмечался в честь сотворения неба

Маидйой-Шема

(«Середина лета»)

Паитишахья

(«Праздник уборки зерна»)

Айатрима

(«Праздник возвращения домой скота с летних пастбищ»)

Маидйаирья

(«Середина зимы»)

Хамаспатмаэдайа

(Угощение в честь Фравашей), отмечался за 10 дней до Навруза

Огонь не просто является важным элементом в религиозной жизни зороастрийцев. Различают несколько видов священного пламени, разнящихся по степени происхождения и предназначению (так, огонь Бахрам из храма достойны видеть лишь высшие священнослужители, в то время как пламя Дадгах может быть установлено дома у любого зороастрийца) [2]. Аташдан, ещё один символ зороастризма, – это огненный переносной алтарь, на котором поддерживают священное пламя. Во всех зороастрийских храмах установлен аташдан со священным огнем, который поддерживают круглосуточно.

Интересно то, что для зороастрийцев священными являются лишь сами огни, в то время как храм – это всего лишь здание-вместилище для защиты и поддержания пламени. Многие огни горят на протяжении столетий и даже тысячилетий. Самый старый сохранившийся огонь Адур (Аташ) Фарнбаг происходит из Сасанидского Ирана и в данный момент находится в иранском городе Йезде, куда он был перенесён после конфликтов зороастрийских общин в Парсе в XIII веке.

Зороастрийские священнослужители – мобеды – являются хранителями священных огней, они обязаны защищать их ценой своей жизни. Простому мирянину нельзя стать мобедом, так как это титул, передающийся по наследству только при кровном родстве. Именно из-за этого при мусульманских гонениях в Средние века количество зороастрийцев быстро сократилось, так как большое количество мобедов было убито при защите священных огней.

Главным внешним символом для зороастрийца служит нательная белая рубаха седре, имеющая всегда ровно 9 швов, и тонкий пояс кошти, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти и полый внутри. Кошти должен быть трижды обёрнут вокруг талии и завязан на 4 узла. При любых религиозных действиях, будь то священный ритуал или даже принятие какого-либо решения, зороастриец должен совершать омовение и перевязывать свой кошти (данный обряд называется Падъяб-Кошти). Данный пояс олицетворяет связь через пуповину с создателем Ахура Маздой и всеми его творениями в этом мире.

Обычный распорядок дня зороастрийца включает в себя обязательную пятикратную молитву, которую последователь должен выполнять в определённое время суток. Данные молитвы называются гахами по именам периодов в сутках:

  • Хаван-гах

    от рассвета до полудня

  • Рапитвин-гах

    от полудня до 3 часов пополудни

  • Узерин-гах

    от 3 часов пополудни до заката

  • Аивисрутрим-гах

    от заката до полуночи

  • Ушахин-гах

    от полуночи до рассвета

Во время совершения молитвы, как и при других обрядах, зороастриец обязан следить за ритуальной чистотой, ведь при осквернении любое религиозное действие не будет нести никакой силы. Идея чистоты крайне важна для каждого зороастрийца, именно поэтому в религии присутствуют различные традиции, связанные с очищением от скверны. Ритуал очищения называется Барашнум, и он проводится с участием мобеда и собаки, священного животного в зороастризме, в течение 9 дней.

Именно из-за развития концепции ритуальной чистоты до недавнего времени зороастрийцы имели крайне необычный способ захоронения умерших. Дело в том, что для последователей учения Заратустры мёртвое тело не является продолжением человека: в представлении зороастрийцев при смерти душа человека покидает тело, оставляя бренную оболочку, символизирующую победу смерти и злого духа Ангра Майнью [1]. Таким образом, труп становится осквернённой материей, к которой не могут прикасаться обычные люди. Кроме того, зороастрийцы обязаны держать в чистоте не только себя, но и окружающий мир, природные стихии, которые сотворил Ахура Мазда. Поэтому зарывание трупа в землю или сожжение тела является большим грехом в данной религии.

Альтернативный способ захоронения, использовавшийся древними иранцами веками, – это выставление тела. Труп выставлялся на специально подготовленном открытом месте (чаще всего в специальной постройке без крыши “дахме”, то есть башне молчания).

Впоследствии мёртвое тело разлагалось естественным способом, а мягкие ткани растаскивали птицы или собаки. Современные зороастрийцы под давлением мусульман перестали использовать прежний похоронный обряд, и с 1970-х годов они погребают тела в специальных забетонированных склепах, которые помогают избежать взаимодействия с трупом земли и воды.

Олеся Белова

Список источников

  1. Крюкова В.Ю. Представление о смерти как осквернении в зоро-астризме. В кн.: Р.Р. Рахимов (отв. ред.), Центральная Азия. Традиция в условиях перемен. Ч. II. СПб., 21–47. 2009.
  2. Мэри Бойс. Зороастрийская вера в период поздней античности; Зороастризм. Перевод Ферейдун Вахман. Тегеран: Фонд культуры Ирана, 1969. С. 156—157
  3. Панищев А.Л. Зороастризм (дидактические материалы по курсу «Религиоведение») / А.Л. Панищев // Вопросы культурологии. – 2014. – № 5-6.
  4. Прихотько В.А. Танатология зороастризма в идейном содержании эсхатологических представлений древних иранцев// Религиоведение. – №2. – С. 71–83, 2016.
  5. Хисматулин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме / Ответственные редакторы И.М. Стеблин-Каменский, О.Ф. Акимушкин. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. — 272 с. Серия: «Orientalia». ISBN: 5-85803-096-3

Дальше

Другие темы курса