Наследуется ли IQ?

Как и большинство аспектов человеческого поведения и познания, интеллект - это сложная черта, на которую влияют как генетические факторы, так и факторы окружающей среды.

Наследуется ли IQ?

Источник: flickr.com

Интеллект трудно изучать, отчасти потому, что его можно определить и измерить различными способами. Большинство определений интеллекта включают в себя способность учиться на опыте и адаптироваться к изменяющейся окружающей среде. Элементы интеллекта включают в себя способность рассуждать, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить и понимать сложные идеи. Многие исследования основываются на измерении интеллекта, называемом коэффициентом интеллекта (IQ)[1].

[1] Deary I.J., Johnson W., Houlihan L.M. Genetic foundations of human intelligence. Hum Genet. 2009 Jul;126(1):215-32.

В академическом сообществе были значительные споры о наследственности IQ с тех пор, как исследования по этому вопросу начались в конце девятнадцатого века. Исследователи провели множество исследований по поиску генов, влияющих на интеллект. Многие из этих исследований сосредоточены на сходствах и различиях в IQ в семьях, в частности, на приемных детях и близнецах. Эти исследования предполагают, что генетические факторы лежат в основе примерно 50 процентов различий в интеллекте у индивидуумов.

В других исследованиях изучались различия по всему геному многих людей (подход, называемый исследованиями ассоциации генома в целом) для определения того, связаны ли какие-либо конкретные области генома с IQ. Эти исследования не выявили окончательно никаких генов, играющих важную роль в различиях в интеллекте целиком. Вполне вероятно, что вовлечено большое число генов, каждый из которых вносит лишь небольшой вклад в интеллект человека. Например, были найдены гены, отвечающие за вербальные способности человека. Примечательно то, что те же самые гены связаны также с пространственными способностями человека (например, ориентация на месте)[1].

На интеллект также сильно влияет окружающая среда. Факторы, связанные с домашним окружением ребенка и его воспитанием, образованием и наличием учебных ресурсов, а также питанием, - все это, среди прочего, способствует развитию интеллекта. Окружающая среда и гены человека оказывают влияние друг на друга, и может быть непросто отделить влияние окружающей среды от влияния генетики. Например, если IQ ребенка похож на IQ его родителей, то есть ли это сходство, обусловленное генетическими факторами, передается от родителя к ребенку, общими факторами окружающей среды или сочетанием и того, и другого? Следовательно, и экологические, и генетические факторы играют роль в определении интеллекта.

[1] Plomin, R. Genetics and intelligence (1995) Gifted Psychology Press, Talent Development III, pp. 19-39

Может ли наследоваться успеваемость в школе?

В своей научной работе и исследователи Королевского колледжа Лондона обратились к группе, состоящей из более чем 11 000 пар как идентичных, так и неидентичных близнецов, родившихся в Великобритании в период с 1994 по 1996 год [1]. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на IQ, как это было во многих предыдущих исследованиях, ученые проанализировали 83 различных признака, о которых сообщалось в анкетах, заполненных близнецами в возрасте 16 лет и их родителями. Эти черты варьировались от показателей здоровья и общего счастья до оценок того, насколько каждый подросток любит школу и как усердно они работают. Затем исследователи собрали данные о том, насколько хорошо каждый из них сдал экзамен на получение общего аттестата о среднем образовании (GCSE) - экзамен, который должны сдать все учащиеся в Соединенном Королевстве и который используется для зачисления в классы повышенной квалификации или колледжи.

[1] Eva Krapohl, Kaili Rimfeld, Nicholas G. Shakeshaft, Maciej Trzaskowski, Andrew McMillan, et al. The high heritability of educational achievement reflects many genetically influenced traits, not just intelligence. Proceedings of the National Academy of Sciences Oct 2014, 111 (42) 15273-15278; DOI: 10.1073/pnas.1408777111

Группа обнаружила девять общих групп признаков, все из которых являются высоко наследственными - идентичные близнецы с большей вероятностью разделяют эти признаки, чем неидентичные близнецы, - а также коррелируют с результатами, полученными на экзамене на получение аттестата о среднем образовании. Мало того, что черты, отличные от интеллекта, коррелировали с баллами экзамена GCSE, но эти другие черты также объясняли более половины общей генетической основы результатов тестов. В целом, около 62% индивидуальных различий в академических достижениях могут быть отнесены к генетическим факторам.

Результаты, по мнению исследователей, скорее всего, будут различаться в менее развитых странах, где дети не имеют равного доступа к образованию; академические достижения в этих местах в большей степени зависят от возможностей, чем от генетики.

Анна Каркавина

Список источников

1. Deary I.J., Johnson W., Houlihan L.M. Genetic foundations of human intelligence. Hum Genet. 2009 Jul;126(1):215-32.
  2. Plomin, R. Genetics and intelligence (1995) Gifted Psychology Press, Talent Development III, pp. 19-39