• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теоретическое обоснование необходимости включения женщин в политический процесс

В настоящее время проблема гендерного неравенства все еще остается нерешенной.

Теоретическое обоснование необходимости включения женщин в политический процесс

Несмотря на общие тенденции по внедрению женщин в значимые сферы общественной жизни, политика (как внутренняя, так и внешняя) сохраняет позиции “закрытой” области с представительством женщин в среднем около 24%[1] для всех стран мира.

Многие теории, рассматривающие внутреннюю политику и международные отношения, не акцентируют внимание на роли индивида, как например классический реализм или либерализм, или не изучают гендерные различия. Одной из первых теорий в политическом дискурсе, исследующих вопрос гендерного неравенства, стал феминизм. В данной статье будет рассматриваться феминистская теория, ее основные положения о наличии женщин в политике.

Одной из ключевых проблем, необходимых для понимания важности женского участия в политических процессах, является устоявшееся мнение о том, что политика - это исконно мужская сфера. Именно борьба за политические права стала главным катализатором объединения женщин в 19 веке. Так, многовековая практика исключения женщин из политической деятельности повлияла на то, что сформировалось мнение о “маскулинности” политики.

Феминизм в попытках разрешить вопросы гендерного неравенства разделился на два основных течения: либеральный и радикальный. Либеральное направление констатирует, что государство как организация по своей сути не стремится к сохранению гендерной диспропорции, оно в силу исторического и социального фона исключило женщин из процесса принятия решений. Радикальный феминизм стремится искоренить патриархальное общество, которое лишь укрепляет существующие проблемы[2]. Следует отметить, что феминизм носит междисциплинарный характер. В его основе лежат не только политология, но и другие науки, в том числе социология, психология, философия.

[1]The share of women in legislatures around the world is growing, but they are still underrepresented. [Электронный ресурс] URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/03/18/the-share-of-women-in-legislatures-around-the-world-is-growing-but-they-are-still-underrepresented/  (Дата обращения 10.10.2022)

[2]Bryson V. Feminist political theory. An introduction. The Macmillan press ltd. Houndmills, Basingstoke, Hampshire, 1992. 304 p.

Данная теория, несмотря на общую критику института государства, как механизма закрепляющего неравенство, видит в нем также большой  потенциал в разрешении проблемы по нескольким причинам. Во-первых, государство обладает необходимыми ресурсами для изменения ситуации. Во-вторых, именно этот институт закладывает законодательную основу гендерного равенства и гендерных отношений как таковых. Следовательно, исключать важность государственного фактора нецелесообразно. Однако общепринятые механизмы (например, часто используемое квотирование) необходимо менять в силу таких закрепившихся явлений как структурное насилие и гендерный национализм, которые в свою очередь делают их контрпродуктивными.

Феномен “структурное насилие” был предложен Й. Галтунгом. Он обозначает такую социальную систему, в которой некоторая группа лиц не удовлетворяет свои потребности. Именно это явление лежит в основе многих существующих конфликтов, в том числе и гендерных. Основными компонентами структурного насилия являются: эксплуатация с асимметричным распределением выгод, проникновение (то есть влияние на сознание эксплуатируемых), фрагментация (эксплуатируемы разделены друг от друга) и маргинализация (то есть четкое разделение между эксплуататорами и эксплуатируемыми)[1].  Этот механизм можно отнести и к угнетению женщин в обществе. Эксплуатация с различными выгодами выражается в ограниченных возможностях, проникновение - в формировании общественного мнения о неспособности женщин вести политику, распространения гендерных стереотипах, насаждения образа “хозяйки” (в том числе посредством СМИ). Фрагментация проявляется в низкой вероятности получения работы вне дома, а также укоренении мнения о том, что женщина должна быть дома (то есть дом - работа). Наконец, маргинализация закрепляет четкое разделение между женщинами и мужчинами по способностям и возможностям[2]. Таким образом, структурное насилие институционализирует иерархию и неравенство между мужчинами и женщинами. Это находит отражение и в политике: существует мнение, что женщины недостаточно обладают “какими-то” характеристиками или опытом для участия в политических процессах.

Наряду с этим явлением усложняет общественную ситуацию такой феномен, как “гендерный национализм”. Он во многом объясняет генезис внутригосударственных конфликтов, которые будут рассматриваться далее в работе. Феминистская теория исследует гендерное неравенство, которое лежит в основе националистических движений. Дихотомия между мужчиной и женщиной на основе биологических и социальных особенностях обеспечивают разделение на мужчин (физически сильных, патриотичных, рациональных) и женщин (хозяйственных, эмоциональных, обеспечивающих рождение потомства). Эта структура не только закрепляет уже существующее неравенство, но и обеспечивает установление патриархальной семейной идеологии, во многом оправдывая и разрешая вмешательство государства в личную жизнь граждан, например, принятие мер, касающихся женской репродуктивной системы.

Определяющим фактором, почему женщин в политике мало, является концепция “маскулинности”[3]. Само определение маскулинности включает в себя совокупность качеств и характеристик, присутствующих у мужчин. Именно отсутствие или недостаточное наличие этих качеств у женщины навешивает на нее ярлык “неподходящей” для политической сферы. Это происходит прежде всего из-за существующего мнения, что политика агрессивна, рациональна, конфликта, соответственно носит условно “мужской” характер. Однако утверждать, что мужчины по своей природе агрессивно настроены, а женщины - мирно, некорректно, поскольку в истории существует большое количество примеров совершенно обратных закономерностей.

Корреляция между внедрением женщин в политику и снижения уровня напряженности и конфликтности в стране есть[4], но стоит четко разделять причины. Это происходит не из-за “мирности” женщин, как говорилось ранее. В первую очередь, это происходит по причине того, что смертность женщин в военное время ниже чем у мужчин (поскольку вторые погибают на фронте), следовательно, они более заинтересованы в стабилизации мира, развитии общественных сфер. Вторым основанием является высокий уровень доверия и безопасности к женщинам, как и у мужчин, так и у женщин[5]. Следовательно, в переговорном процессе у женщин выше шанс достигнуть компромисса. Наконец, женщины являются одними из главных участников борьбы против гендерного неравенства[6]. В своей политике они чаще поднимают вопросы, связанные с женским представительством. Это, в свою очередь, затрагивает другие взаимосвязанные сферы, такие как экономика и социальное обеспечение. Что в конечном итоге приводит к общему повышению благосостояния в государстве[7].

[1]Caprioli M. Primed for Violence: The Role of Gender Inequality in Predicting Internal Conflict // International Studies Quarterly. 2005. Vol. 49. №2. P.161–178. [Электронный ресурс] URL: http://www.jstor.org/stable/3693510 (дата обращения 10.10.2022)

[2] Ibid.

[3]Виноградова Светлана Михайловна Государство, безопасность, суверенитет: международные отношения в зеркале феминизма // ПОЛИТЭКС. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-bezopasnost-suverenitet-mezhdunarodnye-otnosheniya-v-zerkale-feminizma (дата обращения: 13.10.2022).

[4] O'Reilly M.  Why Women? Inclusive Security and Peaceful Societies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inclusivesecurity.org/publication/why-women-inclusive-security-and-peaceful-societies/ (Дата обращения: 02.10.2022)

[5] O'Reilly M.  Why Women? Inclusive Security and Peaceful Societies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inclusivesecurity.org/publication/why-women-inclusive-security-and-peaceful-societies/ (Дата обращения: 02.10.2022)

[6] Ibid.

[7] Ibid.

Софья Зорина

Список источников

  1. Виноградова С. Государство, безопасность, суверенитет: международные отношения в зеркале феминизма // ПОЛИТЭКС. 2010. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-bezopasnost-suverenitet-mezhdunarodnye-otnosheniya-v-zerkale-feminizma (дата обращения: 13.10.2022).
  2. Bryson V. Feminist political theory. An introduction. The Macmillan press ltd. Houndmills, Basingstoke, Hampshire, 1992. 304 p.
  3. Caprioli M. Primed for Violence: The Role of Gender Inequality in Predicting Internal Conflict // International Studies Quarterly. 2005. Vol. 49. №2. P.161–178. [Электронный ресурс] URL: http://www.jstor.org/stable/3693510 (дата обращения 10.10.2022)
  4. Hudson V. What Sex Means for World Peace [Электронный ресурс] URL: https://foreignpolicy.com/2012/04/24/what-sex-means-for-world-peace/ (дата обращения 12.06.2022)
  5. O'Reilly M.  Why Women? Inclusive Security and Peaceful Societies. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inclusivesecurity.org/publication/why-women-inclusive-security-and-peaceful-societies/ (Дата обращения: 02.10.2022)
  6. The share of women in legislatures around the world is growing, but they are still underrepresented. [Электронный ресурс] URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/03/18/the-share-of-women-in-legislatures-around-the-world-is-growing-but-they-are-still-underrepresented/  (Дата обращения 10.10.2022)

Дальше

Другие темы курса