• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Андерс Томас Йенсен: «серый кардинал» датского кино

В создании почти всех фильмов оригинальной «Догмы-95» принимал участие человек, имя которого не указано в манифесте и менее известно зрителю в сравнении с Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом (о них – читай в предыдущих статьях курса). Это – датчанин Андерс Томас Йенсен.

Андерс Томас Йенсен: «серый кардинал» датского кино

Источник: https://www.petrakleis.com/portfolio-item/mads-mikkelsen-nikolaj-lie-kaas-anders-thomas-jensen-lars-brygmann-nicolas-bro-x-pleasure/

Андерс Томас Йенсен – мастер жанрового, зрительского кино. В отличие от большинства датских режиссёров, он не учился в Национальной киношколе, а является самоучкой. Как он сам говорил в интервью, его интерес к кино родился в юности из просмотра самых разных фильмов на видеопроигрывателе [Hjort 2010: 129-130]. Поэтому его фильмы состоят из личных вкусов как кинозрителя, смешивая экшн и юмор. Создавая развлекательное кино, Йенсен обладает большой любовью датской аудитории, в отличие от Винтерберга и особенно Триера. Его фильмы всегда становятся блокбастерами в национальном кинотеатральном прокате, а его имя – показатель качества, которое обязательно указывают жирным шрифтом на рекламных постерах.

Прежде всего, он известен как сценарист. Он написал сценарии ко многим фильмам «Догмы-95», таким как «Последняя песнь Мифуне», «Король жив», «Открытые сердца». Известный теоретик кино Дэвид Бордуэлл называл Йенсена «одним из лучших сценаристов в современном мировом кинематографе» [Bordwell, 2007]. Один из самых успешных его сценариев – к фильму «Братья» Сюзанны Бир – драме о посттравматическом синдроме участников Афганской войны. Фильм стал хитом благодаря умелому использованию голливудских нарративных приёмов и сочетанию зрелищности с камерной психологической проработкой героев. Так, Андерс Томас Йенсен привнёс немного Голливуда в датское кино, и немного датского кино — в Голливуд: через пять лет был снят голливудский ремейк этого фильма с Натали Портман, Тоби Магуайром и Джейком Джилленхолом в главных ролях.

Первая режиссёрская работа Андерса Томаса Йенсена сразу принесла ему статуэтку «Оскар» Американской киноакадемии. Это была короткометражка «Вечер выборов», которую Йенсен снял в 1998 году. Её сюжет — политическая сатира, похожая на анекдот, на привычку датчан слепо идеализировать либеральную демократию. Главный герой торопится проголосовать на выборах, но сталкивается со множеством национальных стереотипов, которым пытается противостоять.

С тех пор ещё два фильма, к которым писал сценарии Йенсен, выиграли Оскар. Первый – короткометражный фильм «Новые жильцы» (“New Tenants», 2009) Йоахима Бака.  Второй – «Месть» (In a Better World, 2010). Как и «Братья», «Месть» является результатом коллаборации Йенсена с датским режиссёром Сюзанной Бир, благодаря которой оба вышли на международный уровень признания [Moore 2015]. К слову, на «Оскаре» этого, 2023, года в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» снова находится фильм по сценарию Йенсена – «Меч Короля» (“Bastarden», 2023).

Всё это показывает, что Йенсен приобрел авторитет мирового масштаба в киноиндустрии. В 1990-е Ларс фон Триер публично критиковал его за то, что тот стандартизирует и подгоняет под голливудский стандарт самобытную датскую киновселенную. Однако во время работы над «Антихристом» по совету продюсера он связался с Йенсеном. Вместе они закончили сценарий за неделю.

Несмотря на огромное количество успешных сценариев, режиссерских работ у Йенсена всего пять. Зато в каждой из них ярко прослеживается его авторский почерк.

Во-первых, Йенсен всегда играет с жанровыми ожиданиями, создавая самые неожиданные сочетания. Чаще всего, фильмы Йенсена начинаются как типичные криминальные фильма. Однако по ходу развития сюжет наполняется разными деталями, а каждый персонаж, казавшийся обыкновенным гангстером, получает особенную историю собственных психологических травм и их преодолений.

Во-вторых, его фильмы пропитаны чёрным юмором, но всегда заканчиваются добрым финалом. Йенсен может рассказать историю о массовом убийстве, а затем пожелать счастливого Рождества в кругу семьи. Можно сказать, что особенность холодного скандинавского чувства юмора реализуется в творчестве Йенсена в полном масштабе.

В-третьих, из фильма в фильм переходят запоминающиеся и абсурдные образы датского актера Мадса Миккельсена. Да-да, тот самый Мадс Миккельсен, звезда голливудского масштаба! Их первая встреча с Йенсеном закончилась дракой на тусовке в 1999 году. Спустя пару месяцев Йенсен предложил Миккельсену сыграть инфантильного бандита в своей первой полнометражке «Мерцающие огни». С тех пор началась их более чем 20-летняя дружба и профессиональное сотрудничество, в результате которого Мадсу отводится главная роль в каждой картине режиссёра без исключения. Возможно, для кого-то неожиданно будет увидеть Миккельсена не в амплуа злодея-иностранца, которое всегда достаётся ему в Голливуде. В фильмах Йенсена его образы всегда сложны и многогранны, а их разнообразие поражает. Мадс был и гангстером, и торговцем мясной лавки, и священником, и военным в отставке [Щипин, 2021]. Помимо Мадса, у Йенсена есть пул актёров, с которыми он работает постоянно. Среди них – Николай Ли Каас, Николас Бро, Ульрих Томсен и другие. Кажется, он воплотил троп «found family» в реальной жизни.

Благодаря этим чертам его художественного стиля, все пять режиссерских картин достойны одинакового внимания и кардинально отличаются друг от друга.

«Мерцающие огни» (2000)

Бывалый гангстер решает провернуть последнее дело перед выходом на пенсию - украсть 4 миллиона крон и залечь на дно в Барселоне. План рушится, когда машина ломается прямо посреди датской лесной глуши. Вместе с компанией мелких бандитов он решает укрыться в пустующем кафе, а все деньги вложить в развитие ресторанного бизнеса. В этом фильме уже прослеживаются основные черты режиссерского стиля Йенсен - непредсказуемая смесь жанров и троп «found family».

«Зеленые мясники» (De grønne slagtere, 2003)

Мадс Миккельсен играет ганнибала до «Ганнибала». Герои держат мясную лавку, но терпят неудачи в бизнесе. Все проблемы решаются, когда они находят человеческий труп в морозильной камере. Свежее «цыплячье мяско» расходится на «ура» среди посетителей. Здесь Йенсен экспериментирует с абсурдным юмором, отдаляясь от приземлённости «Мерцающих огней».

«Адамовы яблоки» (2005)

Католический священник (снова Мадс Миккельсен) стойко переносит все жизненные испытания, сохраняет веру в бога, а еще пытается вернуть на праведный путь насильника-клептомана, вора бензоколонок и неонациста. Бывшие тюремщики пытаются открыть ему глаза на несправедливость мира (но безуспешно). «Адамовы яблоки» – самый известный фильм Йенсена, а также самый глубокий по уровню содержания религиозных отсылок, по сути являясь вольной интерпретацией книги Иова.«Мужчины и цыплята» (2015)

«Мужчины и цыплята» (2015)

В попытке разгадать тайны собственного генетического кода два брата-неудачника отправляются на заброшенный остров. Их отцом оказывается ученый-генетик по имени Танатос, который слишком увлекся биологическими экспериментами. Пожалуй, этот фильм единогласно признан худшим в карьере Йенсена из-за его неоправданной масштабности и юмора за гранью морали.

«Рыцари справедливости» (2020)

После неудачных «Мужчин и цыплят» Йенсен возвращается с возможно лучшим фильмом в его карьере. По сюжету, в результате несчастного случая погибает жена военного в отставке (Мадс Миккельсен). Восстановить справедливость ему помогает банда отвергнутых научным сообществом математиков, увлеченных теорией вероятности. Так разворачивается сатира на человеческую природу, всегда пытающуюся найти логику в хаосе.

И последнее! Если датчанин будет выбирать комедию на вечер, скорее всего, ей окажется один из фильмов Йенсена (и это очень многое говорит о скандинавском юморе). Пожалуй, Йенсен больше других привязан к традиции датского национального кино, в частности – фолькекомедий, о которых шла речь во вступительной статье курса.

Вера Потапова

Список источников

  1. Moore C. Riding the Wave: Creative preferences, spatial tension and transnational story components in the collaborations of Susanne Bier and Anders Thomas Jensen // Journal of Screenwriting, 2015. Vol. 6, № 3. Pp. 363–378.
  2. Hjort M., Jørholt E., Novrup E. The Danish Directors 2: Dialogues on the New Danish Fiction Cinema. Intellect, 2010.
  3. Bordwell D. Risk and Renewal in Danish Cinema // FILM, 2007. Vol. 55.
  4. Щипин А. Лысина, заячья губа и скалка: чем отметился Мадс Миккельсен в фильмах Андерса Томаса Йенсена // Кинопоиск, 2021. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4005017/.

Дальше

Другие темы курса