• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

The Forty-five: якобиты во время восстания

C самого начала даже лэрды самых больших кланов, таких как кланы Макдональдов, Маклаудов и Кэмеронов, были настроены достаточно скептически, когда в июле 1745 года молодой претендент принц Чарльз наконец высадился на берегах горной Шотландии.

Поражение «красных мундиров» при Престонпансе. Литография XIX века

Поражение «красных мундиров» при Престонпансе. Литография XIX века

Начало восстания 1745 года

Изначальным уговором между принцем и кланами являлась поддержка восстания со стороны Франции, на которую рассчитывали многие лэрды, но которую Чарльз не смог обеспечить в полной мере. Но несмотря на то, что он приплыл в Шотландию лишь в сопровождении небольшой свиты, ему удалось уговорить лэрдов последовать за ним.

Первые месяцы восстания были достаточно успешными для якобитской армии: 17 сентября они, не встречая сопротивления, осадили Эдинбург, где Чарльз провозгласил своего отца Джеймса законным королём Шотландии, а себя его регентом. Через несколько дней состоялась первая битва с британской армией. Битва при Престонпансе, длившаяся всего лишь 20 минут, закончилась победой якобитской армии [5, с. 33-34]. Более того, в начале октября начала поступать военная поддержка со стороны Франции – в виде денег и оружия.

Это не могло не поднять боевой дух якобитов, которые начинали всё больше верить в свою победу. После долгих сомнений Совет якобитской армии всё-таки согласился на вторжение в Англию, несмотря на множество разногласий, возникших с принцем. Однако согласились они лишь при условии поддержки Франции, а также английских якобитов, которые должны были встретить их уже в Англии.

В начале ноября, когда якобитская армия пересекла северную границу Англии, они двигались достаточно успешно вглубь страны, не встречая сильного сопротивления. Им удалось пройти через Манчестер и добраться до Дерби. Именно там начались разногласия с принцем, которые заставили армию мятежников повернуть назад.

Дело в том, что им так и не удалось дождаться своевременной поддержки от Франции, которая была обещана молодым претендентом и на которую больше всего надеялся Совет. И только лишь в Манчестере им удалось собрать небольшое подкрепление. Чарльз, пообещав, что в Дерби их встретят дополнительные военные силы, вновь обманул доверие якобитов. Войдя в Дерби и не дождавшись какой-либо помощи, было решено повернуть назад. Один из советников принца – лорд Джордж Мюррей – несмотря на поддержку молодого претендента с его стороны, был одним из тех, кто настаивал на возвращении в Шотландию, так как армия якобитов не смогла бы противостоять двум армиям – герцога Камберленда и генерала Уэйда [1].

Так, продержавшись в Англии в течение трёх месяцев, якобиты практически без проблем вернулись обратно, столкнувшись с британской армией лишь у Клифтон-Мур.

Как бы закончилось восстание, если бы якобитская армия всё-таки двинулась вглубь Англии, неизвестно. Однако вполне вероятно, что без существенной поддержки со стороны Франции исход бы не изменился. Несмотря на это, моральный дух якобитской армии был на высоте, поскольку продвинуться так далеко в Англию для них было достаточно большим успехом.

Армия якобитов до битвы при Каллодене

«Любой, кто имел шанс понаблюдать за дисциплиной, которую я установил [среди солдат], принял бы мою маленькую армию за отряд отборных ветеранов; и увидев любовь и гармонию, которая царит у нас, он был бы склонен смотреть на нас как на большую упорядоченную семью, в которой все любят друг друга сильнее, чем самих себя». [8]

Именно так принц Чарльз в письме от 20 сентября 1945 года к своему отцу Якову описывал свою небольшую трёхтысячную «храбрую и решительную» армию. Действительно ли он верил в это или пытался представить своему отцу дела лучше, чем они были на самом деле? Реальная ситуация в армии молодого претендента была не столь радужна, как он описывает её Якову.

Из кого состояла армия храбрых якобитов? Были ли они способны одолеть британскую королевскую армию? И хотели ли они действительно проливать кровь за своего законного короля? Безусловно, современники событий и более поздние историки по-разному оценивают якобитскую армию.

«Этот «лживый дух» романтики, столь грубо исказивший историю, создавший так много неверных понятий и прискорбных заблуждений, не навязал миру большей лжи, которая бы заслужила столь широкое доверие, чем знаменитая выдумка о верности горцев Стюартам. Нас учили верить, что горцы, начиная со дня, когда они воевали под командованием Монтроуза в Килсайте до битвы под командованием генерала Мюррея при Каллодене, были стойкими и преданными сторонниками дома Стюартов, и ярыми сторонниками божественного права и наследственной преемственности. Это — живописная и захватывающая идея; но, к сожалению, для тех, кто обосновывал на ней выводы, благоприятные для клана, она не имеет под собой никакого основания. Горцы заботились о династии Стюартов так же мало, как и об Оранской династии». [2, с. 14]

Само собой, общая картина якобитской армии была достаточно неоднозначной. Существует множество источников, указывающих на то, что в состав армии якобитов вступали как добровольно, так и в принудительном порядке. Среди шотландцев, как и среди англичан, были как те, кто поддерживал Молодого претендента, так и те, кто давно смирились с пребыванием Ганноверской династии на троне и не верили в победу якобитов над королевской армией.

Перед тем, как перейти к более подробному описанию состава якобитской армии, стоит пару слов сказать об армии Камберленда. Это поможет понять, что Якобитское восстание — это не просто война шотландских горцев против англичан.

Существует достаточно распространённое мнение о том, что армия, которая сражалась за Ганноверскую, династию была, собственно говоря, ганноверской. Итак, что это всё-таки была за армия: английская, ганноверская или британская? Самое корректное определение, которое можно дать данной армии, это британская. Дело в том, что рекруты, которых набирали в 1745 году в ходе восстания, были не только англичанами. Достаточно большое количество добровольцев были выходцами как из нижнего региона Шотландии, так и из горной её части. Эдинбургский полк — один из первых шотландских полков, образованный в сентябре 1745 года [5, с. 20]. Большинство добровольцев созывались в большей степени для защиты городов, нежели для участия в сопротивлении. Помимо прочего, большое количество рекрутов было созвано в горной Шотландии под началом Джона Кэмпбелла, представителя одного из самых больших кланов Хайленда, который позже был командующим во время битвы при Каллодене [6, с. 21].

Один из любопытных источников, благодаря которому можно частично представить, из кого состояла якобитская армия — «Lists of Rebels: Transmitted to the Commissioners of Excise by the Several Supervisors of Excise in Scotland in Obedience to a General Letter of the 7th May 1746».

Данный список участников позволяет историкам узнать информацию не только о том, кто участвовал в восстании и выходцами каких графств были эти люди, но также род их занятий и, что самое любопытное, какую роль они принимали в восстании и насколько активно было их участие. Помимо этого, у некоторых из восставших можно найти информацию о том, насколько добровольно было их участие.

«Глен Урквхарт и Гленмористон: не меньше 57 из 87 мужчин, схваченные в мае 1746 года, были отмечены как «принуждённые».

Приход Алви (по заявление преподобного Уильяма Гордона): из 43 мужчин, схваченных во время восстания, только 2 были добровольцами; остальных заставили при помощи угроз сжигания домов и причинения увечий». [3]

Однако не всё было настолько однозначно:

Порт Лейт: никто из предоставленных 39 имён не зарегистрирован как «принуждённый».

Данди: никто из 80 человек не зарегистрирован как «принуждённый».

Монтроуз и Перт: почти 280 имен суммарно, ни одно именно не помечено как «принуждённый».

Абердин: почти 150 имен, ни один помечен как «дезертир» и ни один как «принуждённый».

Анструтер и Керколд: 2 из 50 помечены как «принуждённые».

Фрейзербург: 1 из 36 помечен как «принуждённый».

Стоунхэвен: 6 из 21 помечены как «принужденные».

Элгин и Дамфрис: 2 из 110 помечены как «принужденные». [3]

Само собой, критически рассматривая данные источники, мы не можем полностью доверять подобной статистике, так как есть высокая вероятность того, что некоторые из якобитов пытались подобным образом оправдать себя перед судом. Тем не менее, отрицать факт присутствия фактора принуждения при формировании армии Чарльза ошибочно.

Некоторые молодые люди буквально воспитывались на принципах и идеологии якобитизма и впитывали это в себя с раннего детства. Вот что известно об одном из участников восстания 1745 года Джеймсе Моире из Стонивуда: «Этот джентльмен очень рано начал впитывать якобитские принципы и был образован именно таким образом» [7, с. 9].

Ещё одна причина, которую отмечают некоторые историки — это экономическое положение многих горцев. Многие якобиты были «мужчинами, готовыми к приключениям, живущим дома в бедности, где условия могли бы стать лучше, но едва ли это возможно, чтобы они стали ещё хуже». Причина вовлечения в восстание Джона Хамильтона из Сэндстоун «была в общем продиктована плохим положением его дел» [7, с. 9].

Определённо, во время якобитского восстания мужчины не брали оружие с таким энтузиазмом, как во время Гражданской войны. Но столь же несомненно, что в XVIII веке сторонники Стюартов были вдохновлены в такой же степени, что и во времена Чарльза I, чувством религиозного долга и верой в реставрацию изгнанного королевского дома, в особенности сэр Бэвил Гренвилль и синьор д'Абиньи.

Известно, что большая часть якобитской армии состояла из выходцев из горной части Шотландии — Хайленда, где на тот момент всё ещё превалировала культура кланства, что непосредственно влияло на способ комплектования армии Молодого претендента. “When the piper plays, the clan must dance,” — сказал один из героев романа Роберта Льюиса Стивенсона. Именно так можно охарактеризовать то, как функционирует каждый клан. Не все горцы хотели принимать участие в восстании или верили в его успех, но их личная и экономическая зависимость от лэрда клана обязывала их к подчинению.

Несмотря на тот факт, что члены кланов были готовы поднять оружие и следовать за своим шефом любой ценой, некоторые современники придерживаются мнения, что якобиты были абсолютно лишены дисциплины и подчинения, и после первой победы большая часть из них распустилась, чтобы захватить добычу [5, с. 33]. Вполне вероятно, что подобное имело место и во время взятия Перта и других городов нижней Шотландии армией Чарльза, так как в это время принц обнародовал указ «Proclamation of Lord George Murray Signed by Prince Charles»:

«Так, если любой солдат или офицер армии его Величества будет виновен в каком-либо насильственном захвате, грабеже или причинении беспокойства добрым людям Эдинбурга или страны, силой забирая любые из их вещей, без попытки честного торга или оплаты, они будут наказаны военно-полевым судом, когда бы они ни были признаны виновными, и должны быть подвергнуты смертной казни или любому другому наказанию, которое военный трибунал сочтет целесообразным; такова Его Величества непоколебимая решимость защищать страну». [4, с. 116]

В то же время лорд Мюррей, описывая марш с Хайленда до Эдинбурга, говорил, что он «был более чем удовлетворён, что солдаты могли идти в таком порядке; и в случае какой-либо неотложной ситуации были абсолютно послушны» [4, с. 109]. Чуть позже он отмечал в своих мемуарах, что «наши офицеры и люди вели себя всю дорогу с большим послушанием и смелостью, чем можно было ожидать; потому что у нас не было времени для дисциплины и тренировок; они были постоянно в действии, задействованные в маршах, сражениях, блокадах, осадах и стычках» [4, с. 110].

Таким образом, общее состояние якобитской армии было не настолько радужным, как его описывает Чарльз в своём письме к отцу, однако высказывания некоторых историков-современников касательно шотландской армии, с другой стороны, пропитаны предубеждением против горцев и якобитов в целом, и подобное отношение сохранялось вплоть до конца XVIII века и даже позднее. «Варварская раса», которая «процветала за счёт грабежей и торговли анархией» — достаточно часто встречающееся описание армии Молодого претендента.

Диана Гаджиева

Источники

  1. Blaikie, Walter Biggar, ed. Origins of the ‘Forty-Five and Other Papers Relating to That Rising. Edinburgh: Printed at the University Press by T. and A. CONSTABLE for the Scottish History Society, 1916.
  2. Dixon, Willmont. The Jacobite Episode in Scottish History and Its Relative Literature: An Essay. Edinburgh: John Menzies and Company, 1874.
  3. Pittock, Murray. The Myth of the Jacobite Clans: The Jacobite Army in 1745. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009.
  4. Murdoch, William Garden Blaikie. «The spirit of Jacobite loyalty: an essay toward a better understanding of ‘The Forty Five’». Edinburgh: William Brown, 1907.
  5. Plank, Geoffrey. Rebellion and Savagery: The Jacobite Rising of 1745 and the British Empire. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2006.
  6. Reid, Stuart. Cumberland’s Culloden Army, 1745-46. Oxford, Osprey Publishing, 2012.
  7. Reid, Stuart. The Scottish Jacobite Army 1745–46. Oxford: Osprey Publishing, 2006.
  8. Stuart, Charles Edward. An extract from a letter from Charles Edward Stuart to his father James Stuart dated 20 September 1745 at Perth.

Дальше

Другие темы курса