• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лейтмотив в романтизме

Лейтмотив в романтизме

Лейтмотивная техника, побыв и инструментом, и аффектом, в эпоху музыкального романтизма (~1820–1890 гг., наиболее яркие представители — Ф. Шопен, Ф. Шуман, Ф. Лист, Р. Вагнер, П.И. Чайковский, Г. Берлиоз) выкристаллизовывается в самостоятельное и самодостаточное явление. Лейтмотив становится одним из главных средств воплощения идейного содержания программной музыки; он представлен в произведениях тех времён во всём своём мелодическом, гармоническом, ритмическом, тембральном и прочем разнообразии.

Именно во времена романтизма лейтмотив вошёл в обиход как Terminus technicus — в 1871 году им впервые воспользовался немецкий музыковед Ф. Йенс в своей работе о К.М. Вебере, с 1876 года понятие активно использует немецкий либреттист и писатель Г. фон Вольцоген в работах о Рихарде Вагнере.

“Рассадником” лейтмотивной техники принято считать немецкую романтическую оперу (Р. Вагнер, К.М. Вебер, Э.Т.А. Гофман). Впоследствии она получила активное развитие и во французской (Г. Берлиоз, Л. Делиб, Ж. Бизе, Ж. Массне), и в итальянской (Дж. Верди, Дж. Пуччини) оперной и симфонической музыке. В русской музыке лейтмотив наиболее выражен в творчестве П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и М.И. Глинки.

Одним из основополагающих произведений романтизма, выполненных в лейтмотивной технике, является “Фантастическая симфония” Гектора Берлиоза (1803–1869). Лейтмотив “Возлюбленной” пронизывает каждую часть и каждую тему симфонии, преображаясь в каждой части соответственно преобладающему настроению и сюжету. Композитор дал следующее описание своей симфонии и представленной в ней темы: «Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Доза наркотика, слишком слабая, чтобы умертвить его, повергает его в тяжёлое забытьё, сопровождаемое тяжёлыми видениями, во время которого его ощущения, чувства, его воспоминания превращаются в его больном мозгу в мысли и музыкальные образы. Сама любимая женщина стала для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду».

Первая часть — “Мечтания, страсти”. Лейтмотив возлюбленной в основной форме.

Вторая часть — “Бал”. Основная тема, тематически “выросшая” из лейтмотива.

Третья часть — “Сцена в полях”. Варьированная тема возлюбленной, обнаруживающая родство с основной темой второй части.

Пятая часть — “Сон в ночь шабаша”. Гротескная, “исковерканная” тема возлюбленной.

Лейтмотивная техника Рихарда Вагнера

Основным именем в контексте лейтмотивной техники является Рихард Вагнер. Его творчество — венец лейтмотивной техники как таковой. У Вагнера лейтмотив обладает размахом, поистине схожим и с фрактальным многообразием, и с Лейбницевской монадологией — темы являют собой целостные системы, каждый из элементов которых не только связан друг с другом, но и черпает материал из самой системы, а также порождает новые аналогично завязанные друг на друге системы. То есть, первоначально выраженный одной законченной темой лейтмотив распадается на составные части, которые впоследствии начинают выполнять функцию самостоятельных лейтмотивов, также в свою очередь дробящихся на составные элементы.

Таким образом, мы имеем дело с целой лейтмотивной системой. Подобное богатство тематического материала, выстроенного на основе одной или нескольких тем, обусловлено драматургическим принципами вагнеровской композиции — первозначностью текста перед музыкой, переплетённостью судеб и событий общего и частных событий повествования, бесконечностью мелодического и гармонического развития музыкального полотна.

Особенно развёрнуто и богато лейтмотивная система Вагнера представлена в его тетралогии “Кольцо Нибелунга”. Всё вырастает из природы — из Рейна. Этот лейтмотив задаёт всё тематическое многообразие тетралогии:

Из него рождаются, среди прочих, лейтмотивы золота, меча Нотунга и Зигфрида.

Лейтмотив рога Зигфрида порождает мотив ковки меча (заимствованный элемент выделен красным цветом):

Близка к области героического (лейтмотивам рога Зигфрида, ковки меча и меча Нотунга) также тема полёта валькирий — в основном за счёт пунктирного лейтритма (выделен красным цветом):

Лейтмотив кольца схож с лейтмотивом Вальгаллы — именно кольцо и его проклятье разрушат её.

Оба лейтмотива связаны (скорее по смыслу, чем музыкально) с лейтмотивом проклятия кольца, который, в свою очередь, обнаруживает родство с упомянутым ранее лейтмотивом Зигфрида — именно из-за проклятия кольца произойдёт гибель героя. Вместе с тем, именно кровь Зигфрида смоет проклятье с кольца.

Ксения Зиновьева

Список источников

  1. Конен В.Д. История зарубежной музыки XIX века. Выпуск 1. Германия, Австрия, Италия, Франция с 1789 года до середины XIX века. – М.: Музгиз. – 1958. – 391 с.
  2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Издание 2-е. – Л.: Музыка. – 1971.
  3. Друскин М.С. Вагнер. – М.: Государственное музыкальное издательство. – 1963.
  4. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 4. – под ред. Е. Царевой. – М.: Музыка. – 2013. – 704 с.
  5. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 4. – М.: Музыка. – 1978.
  6. Друскин М.С. История зарубежной музыки. Выпуск 4. Вторая половина XIX века. – Санкт-Петербург: Композитор. – 2002.

Дальше

Другие темы курса