• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Лейттемы в классицизме

Лейттемы в классицизме

Если барочные музыкальные композиции складывались под влиянием “теории аффектов” и церковных канонов, и лейтмотивная техника играла роль прежде всего техническую, то в эпоху музыкального классицизма (~1750–1820 гг., наиболее яркие представители — Л. ван Бетховен, В.А. Моцарт, Й. Гайдн) лейтмотив отходит от функции утилитарной к функции изобразительной.

В связи с развитием определённых музыкальных форм, особенно вариаций и сонатной формы, следовавших диалектическому принципу “единства и борьбы противоположностей” (т.е., либо варьирование одной темы в её разных “состояниях”, либо контраст и противоборство с их последующим переплетением ряда разнохарактерных тем в произведении), лейтмотив перестаёт обособляться и выкристаллизовываться как таковой. Таким образом, в контексте классицизма правильнее говорить о лейтмотиве как о лейттеме.

Индивидуальный мотив персонажа, аффекта, ситуации, предмета и т.п. становится индивидуализированным и ориентированным на внутренний мир слушателя и творца — равно, как и модели философского самовосприятия и научной картины мира смещаются от бого- и гелиоцентрических к человеко- и геоцентрическим.

В классицизме отголоски “теории аффектов” ощущаются по-своему — в качестве лейттем выступают не столько “технические параметры”, как мелодия, ритм, тембр и гармония, сколько “психологические области”, как состояние, тональность и настроение.

Тональность трактуется как душевное переживание, как своего рода метаинформация. При этом тональное восприятие не было строго фиксировано и могло варьировать от композитора к композитору. Но определённый пул ассоциаций или, скорее, тональных коннотаций всё-таки существовал:

  • тональность си-минор считалась “пассионной” тональностью — тональностью смерти

  • фанфары, героизм и победное ликование было присуще ре-мажору

  • наиболее печальными и мягкими считались фа-минор и соль-минор

  • до-минор и си-бемоль минор являли собой область траура

  • за пасторальность отвечали ми-мажор и ля-мажор

В поздней опере В.А. Моцарта (1756–1791) “Дон Жуан”, например, можно выявить существенную по значению лейттему-интонацию, имеющую символическое значение для всего произведения. Начальная интонация нисходящей кварты (первые два трагически звучащих аккорда) пронизывает всю музыкальную ткань оперы. Это интонация рока, и связана она с грехами и неминуемой расплатой за них. “Аффектная” подоплёка также имеет место — тональная сфера “ре – ля”, согласно представлениям тех времён, патетична, жертвенно и трагически-траурна.

“Интонация рока” проявляется всякий раз, когда Дон Жуан готовится в очередной раз совершить нечто аморальное и приблизить себя к расплате. Она звучит, например, в самом начале второго акта, когда Дон Жуан решает соблазнить служанку донны Эльвиры. Кульминация же темы рока приходится на финал оперы, в момент явления убиенного Дон Жуаном Командора, явившегося по отчаянному приглашению Дон Жуана в мир живых, дабы затем увлечь за собой своего убийцу — в этот момент музыкальная ткань предельно “напряжена”, предвосхищая трагическую развязку.

Другое произведение, сквозь ткань которого проходит лейттема — уже упомянутый во введении к данному курсу “мотив судьбы” из первой части пятой симфонии Л. ван Бетховена. Траурно-трагическая тональность симфонии (до-минор) в совокупности с лейтритмом, имитирующим стук в дверь, действительно нагнетает — Дамоклов меч судьбы уже занесён над нашими головами. “Мотив судьбы” являет собой не просто лейттему, а безусловно узнаваемый, несмотря на все свои вариации и сплетения с другими темами, источник всего тематического материала первой, и существенно третьей части.

Контраст между первым, вторым и третьим проведением лейттемы в первой части соответствует упомянутому ранее диалектическому принципу противопоставления тем. В третьей части лейтмотив вновь угрожающе “прорывается” в музыкальную ткань.

Ксения Зиновьева

Список источников

  1. Генебарт О.В. Семантика гармонических структур в камерных сочинениях С.В. Рахманинова 1910-х годов. – Тамбов. – 2013. – 248 с.
  2. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран / под ред. Царевой Е. – вып 3. – М.: Музыка – 2002.

Дальше

Другие темы курса