• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое арт-терапия, кому и для чего она нужна?

Арт-терапия – это одно из направлений практической психологии, которое использует различные виды творчества для психологической помощи самым разным клиентам в решении всего спектра их личностных проблем. «Разный», «разнообразие», «различный» - эти слова очень хорошо характеризуют саму арт-терапию.

Что такое арт-терапия, кому и для чего она нужна?

Даже в само название «арт-терапия» авторы зачастую вкладывают совершенно разный смысл. А о содержании и возможностях использования арт-терапевтических методов споры ведутся уже не один десяток лет.

Конечно, люди всегда использовали искусство для выстраивания взаимодействия с миром, для самовыражения, для помощи себе и другим – вспомним хотя бы наскальные рисунки или ритуальные танцы первобытных людей или, например, изготовление обрядовых кукол, а еще - оберегов для защиты от болезней и лечения их. Однако появление арт-терапии как отдельного направления психологической помощи относят к первой половине 20-го века. Именно тогда, в 30-е-40-е годы в Великобритании и США независимо друг от друга художники впервые стали проводить занятия изобразительным искусством с пациентами госпиталей и психиатрических клиник. В результате такой работы подтверждалась ставшая популярной тогда идея о том, что занятия творчеством хорошо помогают выздоровлению больных или, как минимум, скорейшей стабилизации их состояния. Основоположником арт-терапии обычно называют Адриана Хилла – английского художника и исследователя, который одним из первых стал использовать термин «арт-терапия» в описании своих занятий изобразительным искусством с пациентами госпиталя, в том числе, с ранеными солдатами. С описания А.Хиллом процесса и результата этих занятий, представленного в его вышедшей в 1945 году книге «Искусство против болезни», начала свое становление Британская школа арт-терапии, которая на сегодняшний день остается одной из сильнейших в мире. При этом в современных представлениях об арт-терапии та работа, которую проводил А.Хилл, занимаясь с пациентами изобразительным искусством, может быть отнесена скорее к терапевтическому изобразительному творчеству, чем к собственно арт-терапии – как форме психотерапевтической практики. [2]

Нужно заметить, что терапевтическое изобразительное творчество и арт-терапия рассматриваются сейчас как два разных способа воздействия изобразительной деятельности на человека, отличающиеся тем, какие именно терапевтические факторы и механизмы воздействия работают при использовании каждого из них.

В современной научной литературе мы можем встретить целую коллекцию названий и терминов, каждый из которых акцентирует определенный аспект терапии искусством. Некоторую путаницу вносит еще и то, что Art можно перевести с английского и как живопись, и как искусство, и как творчество. [3] Среди наиболее распространенных названий: креативная терапия, экспрессивная терапия, терапия творческим самовыражением, интермодальная арт-терапия, терапевтическое изобразительное искусство и другие.

А в литературе популярной мы часто видим наделение термина арт-терапия разнообразными упрощенными смыслами, которые, если и имеют отношение к настоящей арт-терапии, то – весьма и весьма отдаленное. Потому что далеко не любое рисование можно назвать арт-терапией. Более того, арт-терапия - это вообще не рисование.

Арт-терапия возникла на стыке трех разных сфер и направлений изучения искусства, объединив три разных ракурса, взгляда, интереса к влиянию искусства на человека.

Во-первых, это взгляд художников на то, как изобразительная деятельность влияет на физическое и психическое состояние человека, на его здоровье. Это как раз то, с чего начинал А. Хилл.

Во-вторых, это взгляд психотерапевтов на возможность использования искусства для изучения и гармонизации внутреннего мира человека, преодоления конфликта между сознанием и сферой бессознательного.

И в-третьих, это взгляд психиатров на изобразительное искусство, как на инструмент одновременно и диагностики психических заболеваний, и стабилизации и защиты психики от неблагоприятных воздействий. [2]

В рамках нашего курса мы говорим об арт-терапии в широком смысле – как о методе психотерапии, использующем творческую активность клиента для решения его психологических проблем. В этом значении к арт-терапии относятся терапия с использованием изобразительных средств, а также музыкальная, танцевально-двигательная и драма-терапия (психотерапия посредством сценической игры). Но более подробно мы познакомимся с арт-терапией в узком смысле – с психотерапией посредством именно изобразительного творчества, к которому можно отнести не только рисунок, живопись, но и создание коллажей, скульптуры, мозаики, инсталляций, кукол, масок, работу с гримом, фотографию – все что относится к визуальным искусствам, фокусирующимся на зрительных образах.

Не останавливаясь подробно на описании различных подходов к теории и методологии арт-терапии, скажем о том общем, что эти подходы объединяет, и о том, кому и для чего арт-терапия может быть полезной.

Итак, арт-терапия – может рассматриваться как один из вариантов психотерапии. Но – вариантов специфических, существенно отличающихся от обычных «разговорных» практик.

Что же нового и необычного привнесла приставка «арт» из области искусства в область психотерапии?  И почему это сделало арт-терапию таким востребованным и даже незаменимым инструментом психологической помощи во многих ситуациях?

Первое и главное – это использование невербального канала коммуникации. Наша повседневная жизнь наполнена словами. Мы так хорошо умеем с ними управляться, что иногда сами перестаем видеть, что на самом деле они скрывают.

- Как дела?

- Нормально!

- Что с тобой?

- Ничего, все ок!

Когда нужно прорваться через частокол наших «ок», «норм» и «я справляюсь», когда у нас кризис, когда нам тяжело, и нет ясности в том, что с нами происходит, когда так необходимо услышать и понять, наконец, самого себя, арт-терапия может познакомить нас с самими собой заново.

Для описания наших внутренних состояний у нас часто не находится слов: нам может быть слишком трудно. Или стыдно. Или очень страшно говорить. Бывает, мы не можем описать словами, что происходит с нами, и что у нас «болит». Арт-терапия даст нам возможность объяснить, а психотерапевту - увидеть, что с нами происходит – без слов. Можно выразить свои чувства, услышать свои желания и даже иногда найти решения проблемы – не произнеся ни звука.

Второе: арт-терапия обращается к внутренним творческим возможностям человека. Она дает им проявится, если они были скрыты, или – развернуться и войти в самые разные сферы жизни, если они там раньше не использовались. Вряд ли надо убеждать кого-то в пользе, которую приносит креативность при решении проблем или - в процессе нашей адаптации к изменившимся условиям.

Третье, не менее важное: арт-терапия ведет к решению проблемы наиболее мягким безболезненным способом. Часто этот способ приносит человеку много удовольствия – даже, если проблема изначально связана с сильными чувствами и тяжелыми переживаниями. Там, где искусство – там и удовольствие.

И вот, кстати, четвертое: арт-терапия дает возможность пережить те чувства, которые мы спрятали от всех и от себя глубоко внутри. Посчитав их слишком неуместными, слишком сильными, тяжелыми или неприличными. С помощью арт-терапии можно расстаться с этим внутренним грузом аккуратно и своевременно, до того, как они обернуться депрессивным состоянием или прорвутся в самый неподходящий момент внезапными слезами, вспышкой ярости, панической атакой…

Пятое: с помощью арт-терапии гораздо легче получается играть. А значит – чувствовать себя разным, менять роли, состояния, возрастА, быть захваченным процессом, не ждать от себя результатов, ошибаться, не знать, дурачиться – в общем, быть свободным. У многих из нас практически нет места для всего это в повседневной жизни.

Шестое: арт-терапия довольно легко и наглядно может показать нам нашу ситуацию или проблему под другим углом, или другим планом: вместо крупного – общим и наоборот. А это – именно то, чего часто не хватает нам для решения проблемы. При этом, в арт-терапии так же наглядно можно моделировать реальность и тасовать проблемы и возможные варианты решений, глядя на них «внешним взглядом». [1]

Так кому же пригодятся перечисленные выше возможности арт-терапии, и кому она готова помочь?

Иногда можно услышать мнение, что арт-терапия годится только для работы с детьми, с людьми, имеющими проблемы с психикой, и с пожилыми людьми. Но, если вы прочитали все, что написано выше, вы уже понимаете, что это не совсем так. Точнее будет сказать, что редко встречаются люди, которым арт-терапия не подходит категорически. Действительно, дети, пожилые люди и психически больные составляли исторически первую группу клиентов арт-терапевтов. Однако сейчас круг людей, выбирающих арт-терапию как предпочтительный вид психологической помощи, существенно изменился и расширился.

Арт-терапия поможет взрослым людям, перенесшим психическую травму и страдающим посттравматическим стрессовым расстройством; людям, находящимся в кризисе; тем, у кого высокая тревожность или депрессия; людям, столкнувшимся с насилием, в том числе, домашним; людям с зависимостями и созависимостью. Арт-терапевты работают с такими проблемами клиента, как эмоциональная неустойчивость, чувство одиночества, межличностные и внутриличностные конфликты, трудности в принятии решений, эмоциональное выгорание. Обратившись к арт-терапевту, мы можем справиться с эмоциональной болью (а бывает - и с физической), начать лучше понимать себя, свои желания и потребности; обнаружить новые ресурсы и приобрести новые способы достижения целей; выработать более эффективные стратегии поведения и улучшить качество жизни в целом.

Реплика Скептика

Слышала я про эту арт-терапию: какое-то новомодное течение – вроде как начинаешь что-то рисовать, и от этого у тебя все проблемы решаются. Ну, может быть больным это и помогает… или детям малым… Но мне взрослому серьезному человеку – зачем такими глупостями заниматься?!

Согласимся? Или есть, с чем поспорить?

Светлана Залесская

Список источников:

  1. Колошина Т.Ю. Арт-терапия: Методические рекомендации. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002.
  2. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие /А. И. Копытин — «Когито-Центр», 2015.
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003.

Дальше

Другие темы курса